Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Комплексная игра «Библиотека»



Цели: 1. Активизация познавательной деятельности школьников старших классов.

2. Знакомство с лучшими образцами мировой художественной литературы.

 

Содержанием этой комплексной игры стало моделирование сюжетных линий некоторых литературных произведений, наиболее популярных среди старшеклассников.

Участники игры - читатели - на протяжении всей сессии имели возможность творчески переосмысливать содержание любимых книг и отражать его в различных досуговых формах. Высокому качеству этого воплощения способствовал цикл занятий «Открой своё небывалое», посещаемых читателями библиотеки, на которых они раскрывали свои актёрские, вокальные, хореографические и другие способности.

Одна из задач игры заключалась в создании условий для совершенствования детьми таких личностных качеств как честность, принципиальность, адекватная самооценка. У каждого игрока был свой читательский формуляр, где он сам ставил себе оценку за прочитанную книгу, и вечером на отрядном огоньке каждый, кто хотел, мог рассказать своим друзьям - читателям, почему он оценил себя именно так.

Залогом успеха моделирования сюжетных линий книг стали занятия по приобретению организаторских умений и навыков, где с детьми рассматривались алгоритмы подготовки и организации досуговых форм. По итогам обучения на каждом занятии лучшие читатели получали своеобразную награду - листочки с фрагментами текстов книг. К концу игры тот, у кого из этих страничек складывалась наиболее объёмная книга, получал звание « Лучший читатель библиотеки» с вручением этой книги.

Игра состояла из нескольких тематических этапов, в каждом из которых детально рассматривались события, описанные авторами того или иного произведения. В основном, все читатели уже были знакомы с этими произведениями, но если встречалось что-то неизвестное, в коллективах устраивался Час громкого чтения. Иногда на таких Часах читатели позволяли себе представить, что было бы, если бы... и развивали свою собственную линию известного сюжета. Особо горячие споры возникали, когда в читаемом произведении автор ставил вопросы, касающиеся нравственной стороны жизни: патриотизма, чести, долга, достоинства.

Первой книгой, которую «читали» все игроки, была «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. Начался этот этап с утренней линейки «Главная книга». Читатели узнали о творчестве Булгакова, об основных его произведениях, отражённых ими в оживших иллюстрациях. Например, о книге «Собачье сердце» одна из читательских групп подготовила рассказ, описывающий её краткое содержание русскими пословицами и поговорками. Тут же были выбраны некоторые эпизоды, которые читатели хотели бы пережить вместе с героями романа.

Сначала читатели второго отряда предложили всем остальным оформить у себя филиалы одного из основных мест действия романа - нехорошей квартиры №50 в доме №302-бис по улице Садовой. Знакомство с этой квартирой прошло в форме игры - путешествия «Приходите в гости». Проживающие в филиалах квартиры главные действующие лица книги предлагали пришедшим к ним гостям угощения и развлечения, соответствовавшие их привычкам и характеру.

Затем в форме конкурсной программы прошла незабываемая встреча «Воланд собирает друзей», во время которой читателям пришлось участвовать в устроенных Воландом забавах. Содержанием конкурсных заданий были некоторые из магических фокусов Воланда, описанных в двенадцатой главе романа. Но так как читатели были людьми добрыми и человеколюбивыми, финал всех этих фокусов в конкурсной программе получился более гуманным и оптимистичным, чем в романе.

Следующей главой, нашедшей своё отражение в игре, стала глава десятая «Вести из Ялты». Перед проведением одного из спортчасов перед читателями встала задача вернуть директора варьете Лиходеева из Ялты, куда он был заброшен чарами Воланда, обратно в Москву. Весь путь от одного пункта до другого был поделён на равные отрезки, которые надо было преодолеть разными способами: шагом, бегом, спиной вперед. Побеждала группа читателей, первая добравшаяся до финиша - Москвы. На этом этапе, так же как и впоследствии на других, была проведена деловая игра. На ней читатели разрабатывали свои варианты досуговых форм, которые ещё можно подготовить по данному произведению. Итогом этой деловой игры стали «Аукцион полезных советов», где Маргарите давались советы по сохранению её молодости и красоты без использования магических средств, и «Прозаический турнир», на котором определялся лучший Мастер в описании пейзажей, портретов главных и второстепенных персонажей произведения.

Чтение книги А. Дюма «Три мушкетёра» начиналось утренней линейкой, где королева и Констанция сообщили всем присутствующим, что надо вернуть алмазные подвески, подаренные королевой лорду Бекингему. Доблестная группа мушкетёров выполняет в этот момент поручение короля, и поэтому королева решает временно заменить их представителями местной читательской среды. Всем читателям мужского пола предлагается принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей мушкетёров Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна. Учитывая отсутствие времени, для выборов предлагались несложные задания: претенденту на роль Атоса - перевести короткий текст с английского на русский. Портосу, как самому сильному из мушкетёров, надо было поднять и перенести на несколько метров как можно больше дам. Арамису было необходимо сказать самый изящный комплимент королеве, после чего дамы клали свои веера к ногам претендентов на эту роль, и таким образом определялся победитель, а д’Артаньян должен был показать быстроту своей реакции таким образам: с импровизированной крепости Ля Рошель сбрасывались снаряды - воздушные шарики, а ловкие претенденты их обезвреживали, протыкая шпагой. Каждый выбранный мушкетёр, понимая важность и сложность стоящей перед ним задачи, выбрал себе по верному слуге, и они отправились готовиться к путешествию. Оставшиеся читатели тоже почувствовали жажду приключений и, поделившись на три большие отряда (фрейлины королевы, Миледи со своими интриганками и гвардейцы кардинала), решили принять участие в истории с подвесками. Всё это вылилось в игру - путешествие на местности « Верните ей алмазы!». Группы играющих должны были пройти добраться до Лондона и вернуться во дворец Людовика ХIII и Анны Австрийской, получая на каждой остановке за правильные ответы по одной подвеске. Вопросы касались истории Англии и Франции и творчества Александра Дюма в целом. Победительницами оказались фрейлины Её Величества, и в их честь был дан бал в городской Ратуше.

Изучение эпического произведения Л. Н. Толстого «Война и мир» началось с парада родов войск времён Отечественной войны 1812 года, проведённого во время утренней линейки. Каждая игровая группа представляла всеобщему вниманию форму представителя одного из родов войск и рассказывала о русском городе, в котором этот полк был расквартирован и о вкладе данного города в победу над Наполеоном.

Затем все читатели принимали участие в смотре солдатских хоров, исполняя народные песни Отечественной войны 1812 года.

Лучшие знатоки романа «Война и мир» соревновались между собой в интеллектуальной игре Лестница в небо». От каждой игровой группы был выбран лучший знаток произведения. Все игроки поднимались по ступенькам к звёздному небу. Происходило это так: на первой ступеньке всем участникам одновременно задавались вопросы по сюжетным линиям романа. Ответив правильно, игрок поднимался на одну ступеньку и снимал с импровизированного небосвода звезду. Оказавшийся в конце тура на низшей ступеньке, выбывал из игры, получая утешительный приз. Во втором туре игроки слушали отрывки из оперы С. Прокофьева «Война и мир» и должны были ответить, какому эпизоду романа соответствовала та или иная музыкальная иллюстрация. Ответивший на меньшее количество вопросов выбывал из игры. В третьем туре игроки узнавали героев по их литературным портретам, данным в романе. Дошедшие до четвёртого тура получали текст отрывка с описанием дуба, росшего в имении Ростовых. В описании отсутствовали эпитеты, приведённые в романе. Игроки должны были вспомнить их и вставить вместо пропущенных слов в описание дуба.

Между турами проводились игровые перерывы, во время которых болельщики могли заработать своим любимым игрокам дополнительные ступеньки. В одном из перерывов, например, надо было найти ошибки в изложении исторических событий 1812 года, а во время другого зрителям предлагалось принять участие в аукционе предметов, начинающихся с буквы «С», которые могли бы быть в комнате Наташи Ростовой.

В заключительный пятый тур прошли трое игроков. Каждому из них был вручён приз - плитка шоколада, с условием, что есть его можно только публично, перед зрительным залом, причём каждый съеденный кусочек должен сопровождаться называнием одного из событий романа. Таким образом, в игре победил то игрок, который дольше всех ел свой шоколад. Он поднялся на самую высокую ступеньку лестницы, ведущей в небо, и получил возможность схватить с неба несколько самых красивых и далёких звёзд, за которыми скрывались призы.

Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» называют «энциклопедией русской жизни». Именно с такой утренней линейки и началось его коллективное чтение. Группы читателей превратились в жителей деревень, соседствующих с имением Лариных, и рассказали о своём быте, традициях и обычаях.

День был продолжен праздничным гулянием по саду Лариных с открывшимися праздничными балаганами, где можно было весело провести свой досуг. Посещая тот или иной балаган, читатели участвовали в предлагаемых там конкурсах и выигрывали традиционные «садовые» призы: яблоки, груши, вишню и другие фрукты и ягоды. Вот примерный перечень этих балаганов: «По-русски плохо знала» - о правописании и правильном произношении русских слов; «Эпистолярный жанр» - конкурс на лучшее письмо Онегину в прозе; «Святочные гадания»; «Толкование сновидений»; «Воспитаньем... не мудрено блеснуть»; «Архаизмы» - объяснение значения неупотребляемых в современном языке слов; «Аукцион рифм» - подбор к заданному слову наибольшего количества рифмующихся слов; «Рукодельница» - изготовление закладок для романа «Евгений Онегин».

По итогам прочтения «Евгения Онегина» проводился конкурс чтецов. Закрытие игры состоялось на итоговом сборе, где были определены лучшие читатели библиотеки.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.