Всевышний Аллах сообщил нам в Своей Книге о Своих Именах. Мы
также знаем их из Сунны Посланника . Каждое Имя Аллаха
указывает на определённое Качество Аллаха, и каждое из этих
Имён является производным от соответствующего отглагольного
существительного. Например, Знающий, Могущественный,
Слышащий, Видящий, и так далее. Имя «Знающий» — производное
от слова «знание», оно указывает на наличие у Аллаха такого
Атрибута (или Качества), как Знание. Точно так же можно
охарактеризовать и все остальные Имена.
А Имя, вместившее в себя значения всех Имён и все Качества
Всевышнего — это «Аллах». Относительно его происхождения
между учёными существуют разногласия. Одни говорят, что оно
является производным от слова «аль-илях» («божество»): «и» (то есть
арабская «хамза») ушла, а две «л» слились. Это мнение Ибн
аль-Каййима, Сибавейхи и ат-Табари. Другие учёные сказали, что
это Имя не является производным от какого-либо слова. Фатх Аль-Маджид. С. 11. Ат-Табари сказал о значении слова «Аллах»: «Аллах — Обладатель Божественности и
Господства над всеми Своими творениями». Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 1. С. 123.
Имена Аллаха являются именами и в то же время описаниями
Аллаха, выражением Его Качеств. Например, «Ар-Рахман»
(«Милостивый») — это Имя и в то же время описание Всевышнего
Аллаха. Каждое Имя Аллаха несёт определённое значение, и все они
описывают Аллаха, восхваляя Его и указывая на Его
Совершенство. Фатх Аль-Маджид. С. 14; Аль-ас'иля ва аль-аджвиба аль-усулийя. С. 44.
Эти Имена названы «Прекрасными» именно потому, что они
указывают на всё самое лучшее, на Самого Совершенного.
Единобожие Имён и Атрибутов предполагает веру во все Имена,
которыми назвал Себя Сам Всевышний вместе с теми значениями,
на которые эти Имена указывают и вместе с тем что они
предполагают. Например, в Коране упоминается Имя Всевышнего
«Ар-Рахим» («Милосердный»). Мы верим в то, что это — Имя Аллаха.
Кроме того, мы верим, что это Имя указывает на то, что Аллах
милосерден. Мы также верим, что Аллах милует, кого пожелает. Так
же характеризуются все остальные Имена, упомянутые в Книге
Аллаха и Сунне Его Посланника. Аль-ас'иля ва аль-аджвиба аль-усулийя. С. 44.
Что же касается числа Имён Всевышнего Аллаха, то в хадисе
говорится о том, что их девяносто девять.
Абу Хурейра передаёт, что Посланник Аллаха сказал:
«Поистине, у Аллаха девяносто девять Имён, сотня без одного.
Кто сочтёт их, войдёт в Рай. Поистине, Он — Один и любит
нечётное» Фатх Аль-Бари. Т. 5. С. 372; ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 17. С. 5.
Однако учёные согласны в том, что слова Посланника Аллаха
«девяносто девять Имён» не означают, что их всего девяносто
девять. Это всего лишь указание на то, что у Аллаха есть эти Имена,
и кто сочтёт их, войдёт в Рай, однако это вовсе не предполагает, что у Него нет других Имён. Цель данного хадиса — сообщить
верующим о том, что того, кто сочтёт эти Имена, ждёт Рай, а не о
том, что у Аллаха всего девяносто девять Имён. Аль-Байхакы. Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 6; аль-Муртада аль-Ямани. Исар Аль-Хакк 'аля аль-хальк. С. 169; Фатх Аль-Бари. Т. 11. С. 183; аль-Касими. Ат-тафсир. Т. 7. С. 2911; Шарх аль-'акыдат ат-тахавийя. С. 110; ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 17. С. 5.
Вот хадис, указывающий на то, что у Аллаха есть и другие
Имена, о которых Он не сообщил нам, и которые относятся к
области сокрытого от нас.
Посланник Аллаха сказал:
«Если мусульманином овладеет беспокойство и грусть, и он
скажет: «О Аллах, поистине, я — раб Твой, и сын раба Твоего, и сын
рабы Твоей! Я подвластен Тебе, то, что случилось со мной, —
решено Тобой, а то, что Ты предопределил для меня, —
справедливо. Молю Тебя каждым из Имён Твоих, которым Ты Сам
назвал Себя или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его
кому-то из Своих творений, или оставил его сокрытым от всех,
кроме Себя Самого, — сделай Коран весной моего сердца, светом
моей груди, развей им печаль мою и успокой им меня!" — Аллах
непременно устранит его грусть и беспокойство и заменит их
ему радостью». Люди сказали: «О Посланник Аллаха! Стоит ли нам
заучить эти слова наизусть?» Он сказал: «Конечно. Тому, кто
слышал их, следует заучить их наизусть» Исар Аль-Хакк. С. 170; Аль-асма'ва ас-сыфат. С. 6-7; Шарх аль-'акы- дат ат-тахавийя. С. 110.
Что же касается слова «сочтёт» в предыдущем хадисе, то оно
означает «узнает» заучит, поймёт эти Имена, а также уверует в них.
Кроме того, человек должен делать то, к чему побуждают или
обязывают эти Имена, и не выходить за установленные ими
границы в своём взаимодействии с Всевышним Аллахом. Мусульманин должен упоминать их при обращении к Аллаху с
мольбой. Иными словами, смысл этого хадиса таков: кто запомнит
эти Имена, размышляя над тем, на что они указывают, извлекая для себя урок из заключённого в них смысла, поступая согласно
тому, что они предполагают, и признавая при этом абсолютное
совершенство Того, Кто обладает этими Именами, — тот войдёт в
Рай. Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 6; Аль-ас'иля ва аль-аджвиба. С. 45; Фатх Аль-Бари. Т. 13. С. 322; ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 17. С. 5-6.