Цель занятия– поиск ответов на вопросы, что такое история, зачем она нужна современному человеку, каково место России в мировом историческом процессе, а также усвоение базовых научных понятий и терминов.
1.Работая над темой, следует ответить на вопросы, что такое история, зачем нужна она современному человеку. Материалом для ответов может послужить содержание лекции, материал учебников, рекомендованных в списке основной литературы, а также доступно излагающие данный вопрос учебник Радугина А.А., вводная глава учебника «Всемирная история» под редакцией Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой, указанные в списке дополнительной литературы. Итог работы – осознание ценности исторического знания как коллективной памяти народа, о которой В.Г. Белинский писал: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем» (Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. Т. II – М., 1957. – С. 291–292).
2.Многообразие концепций исторического развития связано с тем, что на ход человеческой истории оказывают постоянное воздействие различные факторы: космическо-биологические, социально-культурные, хозяйственно–экономические, научно-технические и другие. В зависимости от того, влиянию каких факторов отдает предпочтение тот или иной исследователь, он создает ту или иную концепцию.
Знакомясь с различными концепциями общественного развития по названным выше учебникам, в том числе Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой (С. 14–20), следует обратить внимание и на содержащуюся в них характеристику формационного и цивилизационного подходов к истории, их достоинства и
недостатки, а также на отражение данных подходов в отечественной историографии (см. также: Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе ци–вилизаций. – М.: КДУ, 2006. – С. 36–42).
3. Для ответа на третий вопрос достаточно изучить размещенную в данном пособии вступительную статью «Между Востоком и Западом: Россия на перепутьях истории». Кроме этого, рекомендуется познакомиться с материалом книги Л.И. Семенниковой «Россия в мировом сообществе цивилизаций» (С. 42–49), обратив внимание на выводы о том, что Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром. Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом. Это неизбежно сказывалось при выборе путей развития. При крутых поворотах исторические вихри «сдвигали» страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку: Россия представляла собой как бы «дрейфующее общество» на перекрестке цивилизационных магнитных полей. В связи с этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив. Их анализу будут посвящены следующие семинары.
2 Темы эссе*
1. Зачем нужна дисциплина «История России» в учебных планах технических вузов?
К. Леви–Стросс утверждал: «Либо XXI век будет веком гуманитарных наук, либо его вообще не будет». Как Вы понимаете смысл этого утверждения?
________________________
*Максимальный объем ответа – три страницы рукописного текста.
Заполнить таблицы
Формационный подход
Достоинства
Недостатки
Цивилизационный подход
Достоинства
Недостатки
Семинар № 2. Россия – страна «христианского Востока»
Исторические условия появления и становления христианства.
Литература основная
Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5-е изд., перераб. и доп. 2009. – Гл. 1, § 1.
Чз, Аб –Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10–е изд., 2009. – Тема 1.1.
– Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб.: Питер, 2013. – 810 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1
Литература дополнительная
Ахл– Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Кн. I. IX–XVI вв.– М.: Книжная палата, 1991. – С. 80 – 107.
Ахл– Введение христианства на Руси. – М.: Мысль, 1987. – С. 8–20 (социальные предпосылки и последствия крещения Руси).
– Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. – Ленинград: Общество «Знание», 1988. – 32 с.
Ахл–Раушенбах Б.В. Как была крещена Русь.– М.: Политиздат, 1989. – 320 с.
Ахл– Семенова М. Мы – славяне. Энциклопедия. – СПб.: Домино, 1997.– 470 с.
– Борисов В.А., Кряжева–Карцева Е.В., Синютин С.С. История России. Учебно-методическое пособие. – М.: Российский университет дружбы народов, 2013. – 156 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226456&sr=1
– История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с.