Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические указания по подготовке к семинару



 

Цель занятия– поиск ответов на вопросы, что такое история, зачем она нужна современному человеку, каково место России в мировом историческом процессе, а также усвоение базовых научных понятий и терминов.

 

1.Работая над темой, следует ответить на вопросы, что такое история, зачем нужна она современному человеку. Материалом для ответов может послужить содержание лекции, материал учебников, рекомендованных в списке основной литературы, а также доступно излагающие данный вопрос учебник Радугина А.А., вводная глава учебника «Всемирная история» под редакцией Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой, указанные в списке дополнительной литературы. Итог работы – осознание ценности исторического знания как коллективной памяти народа, о которой В.Г. Белинский писал: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем» (Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. Т. II – М., 1957. – С. 291–292).

 

2.Многообразие концепций исторического развития связано с тем, что на ход человеческой истории оказывают постоянное воздействие различные факторы: космическо-биологические, социально-культурные, хозяйственно–экономические, научно-технические и другие. В зависимости от того, влиянию каких факторов отдает предпочтение тот или иной исследователь, он создает ту или иную концепцию.

Знакомясь с различными концепциями общественного развития по названным выше учебникам, в том числе Г.Б. Поляка и А.Н. Марковой (С. 14–20), следует обратить внимание и на содержащуюся в них характеристику формационного и цивилизационного подходов к истории, их достоинства и

недостатки, а также на отражение данных подходов в отечественной историографии (см. также: Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе ци–вилизаций. – М.: КДУ, 2006. – С. 36–42).

 

3. Для ответа на третий вопрос достаточно изучить размещенную в данном пособии вступительную статью «Между Востоком и Западом: Россия на перепутьях истории». Кроме этого, рекомендуется познакомиться с материалом книги Л.И. Семенниковой «Россия в мировом сообществе цивилизаций» (С. 42–49), обратив внимание на выводы о том, что Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром. Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом. Это неизбежно сказывалось при выборе путей развития. При крутых поворотах исторические вихри «сдвигали» страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку: Россия представляла собой как бы «дрейфующее общество» на перекрестке цивилизационных магнитных полей. В связи с этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив. Их анализу будут посвящены следующие семинары.

2 Темы эссе*

1. Зачем нужна дисциплина «История России» в учебных планах технических вузов?

К. Леви–Стросс утверждал: «Либо XXI век будет веком гуманитарных наук, либо его вообще не будет». Как Вы понимаете смысл этого утверждения?

________________________

*Максимальный объем ответа – три страницы рукописного текста.

Заполнить таблицы

 

Формационный подход
Достоинства   Недостатки
     
Цивилизационный подход
Достоинства   Недостатки
     

Семинар № 2. Россия – страна «христианского Востока»

 

1. Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

2. Язычество восточных славян.

3. Крещение Руси: предпосылки, методы, последствия.

 

Термины

Государство, монархия, феодализм, раннефеодальная монархия, фетишизм, анимизм, тотемизм, политеизм, антропоморфизм, религия, церковь, догматы, культ, таинства.

Темы докладов

Норманизм и «антинорманизм» вчера и сегодня.

Исторические условия появления и становления христианства.

Литература основная

Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5-е изд., перераб. и доп. 2009. – Гл. 1, § 1.

Чз, Аб –Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10–е изд., 2009. – Тема 1.1.

– Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб.: Питер, 2013. – 810 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1

Литература дополнительная

Ахл– Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Кн. I. IX–XVI вв.– М.: Книжная палата, 1991. – С. 80 – 107.

Ахл– Введение христианства на Руси. – М.: Мысль, 1987. – С. 8–20 (социальные предпосылки и последствия крещения Руси).

– Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. – Ленинград: Общество «Знание», 1988. – 32 с.

Ахл–Раушенбах Б.В. Как была крещена Русь.– М.: Политиздат, 1989. – 320 с.

Ахл– Семенова М. Мы – славяне. Энциклопедия. – СПб.: Домино, 1997.– 470 с.

– Борисов В.А., Кряжева–Карцева Е.В., Синютин С.С. История России. Учебно-методическое пособие. – М.: Российский университет дружбы народов, 2013. – 156 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226456&sr=1

– История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с.

//http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.