Парашютист должен постоянно заниматься в воздухе тренировкой в управлении, от момента раскрытия до высоты 300 м. При этом парашютист должен постоянно вести круговую осмотрительность, контролировать направление своего перемещения к месту приземления, контролировать высоту.
Режимы работы купола
Алгоритм
Действия студента
Полный режим (максимальная скорость)
Верхнее положение рук с клевантами, стропы управления отпущены (горизонтальная скорость 9 -10 м/сек.)
Средний режим (средняя скорость)
Руки с клевантами на уровне плеч, стропы затянуты до середины (горизонтальная скорость 3 – 4 м/сек.)
Минимальная скорость
Руки с клевантами на уровне пояса, стропы затянуты до минимальной скорости ( горизонтальная скорость 1 – 2 м/сек.)
Свал
Руки с клевантами опущены максимально вниз, стропы затянуты максимально (увеличивается скорость снижения до 8-9 м/сек. и появляется реверс, движение назад 1-2 м\сек)
Все снижение рекомендуется производить в полном режиме. При прохождении по контрольным точкам (300м., 200м., 100м.) работаем в среднем режиме – из такого режима всегда можно добавить куполу скорость или уменьшить ее, в случае необходимости.
Тренировка в управлении куполом включает в себя знакомство с режимами полета купола, разворотами и режимами торможения.
Развороты производятся путем натяжения соответствующей стропы управления:
Разворот на 360° происходит примерно за 5 секунд при полностью затянутой одной стропе управления, с потерей высоты от 50 до 70 м. в развороте.
Для разворота с меньшим радиусом по горизонту и меньшей потерей высоты, рекомендуется сначала втянуть обе стропы управления до уровня плеч (средний режим), а затем одну стропу управления потянуть вниз, а другую – поднять вверх. По окончании разворота обе руки вернуть в среднее положение.
При выполнении разворотов нужно потренироваться в выполнении плавных поворотов и более резких разворотов на 90°.
Важно всегда контролировать зону разворота: сначала посмотреть, потом выполнять маневр.
Режимы торможения:
· При одновременном втягивании строп управления из верхнего положения в крайнее нижнее, вертикальная скорость снижения от первоначальных 5 м/сек. уменьшается до 0-2 м/сек. за 3-5 секунд. Этот режим – «подушка» используется для обеспечения мягкого приземления.
· Во время тренировки на высоте необходимо отработать оптимальную скорость перевода строп управления в нижнее положение, следя при этом за синхронностью движения рук. Правильное положение рук – перед корпусом, в зоне видимости. Локти можно прижать к туловищу, так легче контролировать руки.
· При удерживании строп управления в нижнем положении дольше 5 секунд вертикальная скорость увеличивается до 6-9 м/сек., парашют входит в так называемый режим «свала», появляется ощущение «лифта». При этом горизонтальная скорость минимальна, купол неустойчив по крену. Режим безопасен на высоте, но у земли вводить купол в режим свала нельзя, во избежание травм на приземлении. Выйти из режима свала нужно путем плавного возврата строп управления в среднее и верхнее положение. При резком отпускании строп управления купол приобретет продольное раскачивание, (которое исчезает через 2-3 секунды), с резким клевком вперед и потерей высоты.
На более поздних прыжках можно выполнять тренировки управления куполом с помощью свободных концов:
· Развороты на передних и задних свободных концах.
· Увеличение горизонтальной скорости натяжением передних свободных концов.
Парашютист, овладевший техникой управления куполом, при работе в воздухе должен уметь действовать автоматически, не задумываясь.
Варианты погодных условий
Простые метеоусловия(ПМУ) — погодные условия, при которых сила и направление ветра на всех
высотах постоянны.
Сложные метеоусловия(СМУ) — погодные условия, при которых на разных высотах ветер дует в разных направлениях (так называемое «колено»), скорость ветра более 8 м/сек. Обычно сюда же относят условия плохой вертикальной или горизонтальной видимости (облачность).
При прыжках в сильный ветер, а также при штилевой погоде (что оговаривается непосредственно перед каждым прыжком) существуют следующие правила для парашютистов:
· В сильный ветерпосле раскрытия сориентироваться, немедленно поставить купол против ветра натяжением любой стропы управления (развернутся спиной к цели) и дать куполу полную скорость (руки – в максимально высоком положении). По перемещению под ногами наземных ориентиров определить, насколько парашют справляется с ветром на данной высоте. Только убедившись, что нет опасности улететь за пределы аэродрома, можно начинать различные маневры под куполом.
· В слабый ветер (штиль)– после раскрытия сориентироваться и развернуть купол лицом к цели и дать ему полную скорость. Стоять в таком положении до тех пор, пока парашютист не окажется в зоне ожидания.
· На высоте 400-500м парашютист должен быть в пределах досягаемости цели, в районе аэродрома.
План снижения
Для всех погодных условий после нахождения места и направления приземления, необходимо наметить ориентиры для выполнения плана снижения:
· Мысленно разделить аэродром на две части линией, проходящей через цель перпендикулярно направлению ветра (траверз), и запомнить, что заходить на дальнюю половину на высоте до 200м нельзя!
· Снижение до высоты 300м выполняется в зоне ожидания, по змеевидной траектории с постепенно сужающейся амплитудой по мере приближения к цели (амплитуда «змейки» в начале спуска – по времени 10‑12 сек. в каждую сторону).
Для упрощения конечной задачи существуют контрольные точки, через которые парашютист должен провести снижение:
· I – в зависимости от круга захода, параллельно линии створа, высота 300м, удаление от цели 300м.
· II – на траверзе цели (боком к цели), высота 200м, удаление от цели 200м.
· III – в створе ветра лицом к цели (против ветра), высота 100м, удаление от цели 100м.
Примечание – данные контрольные точки приведены для среднего ветра (3-5 м\с)
После раскрытия парашюта и его осмотра, парашютист должен снижаться с таким расчетом, чтобы на высоте 300м оказаться над I‑ой – контрольной точкой, которую должен наметить себе при нахождении ориентиров.
При правильном выполнении всех этапов прыжка парашютист должен приземлиться в районе цели.