Цели: выделить модели поведения человека и типологии рациональности, поставить в соответствие различным экономическим учениям используемые в них поведенческие предпосылки
Задачи: показать различие между пониманием человеческого поведения в экономической теории и в социологии; дать определение понятию рациональности; провести различие между рациональностью как таковой и следованием своим интересам; показать, какие поведенческие предпосылки характерны для исследований в духе старого и нового институционализмов.
План лекции:
3.1. Модель экономического и социологического человека.
3.2. Типологии рациональности и следования своим интересам.
3.3. Поведенческие предпосылки, принятые в современном институционализме.
Ключевые термины: экономический человек; социологический человек; рациональность; следование своим интересам; ограниченная рациональность; оппортунизм; преобразующая нисходящая причинная связь
Выводы: Рациональность означает, что субъект никогда не выберет альтернативу, если в то же время ему доступна другая, более лучшая альтернатива. Экономический человек - изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек. Экономический человек концентрирует в себе наиболее характерные, но не единственные черты человеческого поведения. Три основные формы рациональности: максимизация, ограниченная рациональность, органическая рациональность. Три формы ориентации на собственный интерес: оппортунизм, простое следование своим интересам, послушание. В современной институциональной экономике приняты предпосылки ограниченной рациональности и оппортунизма.
Форма текущего контроля – посещение лекций и тест
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
1.
Посещение лекций
Участие в лекционном занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в лекционном занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.
2.
Тест
Количество правильно выполненных тестовых заданий
Определяется доля правильно выполненных тестовых заданий в общем числе заданных тестовых заданий. Если доля правильно выполненных тестовых заданий меньше 60%, баллы не начисляются; если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 60% но меньше 80%, студенту начисляется 1 балл за прохождение теста; а если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 80%, студенту начисляется 2 балла за прохождение теста
Тема 3. Модели поведения человека в институциональной экономике (семинар)
Цели: выделить модели поведения человека и типологии рациональности, поставить в соответствие различным экономическим учениям используемые в них поведенческие предпосылки
Задачи: показать различие между пониманием человеческого поведения в экономической теории и в социологии; дать определение понятию рациональности; провести различие между рациональностью как таковой и следованием своим интересам; показать, какие поведенческие предпосылки характерны для исследований в духе старого и нового институционализмов.
План семинара:
3.1. Модель экономического и социологического человека.
3.2. Типологии рациональности и следования своим интересам.
3.3. Поведенческие предпосылки, принятые в современном институционализме.
Требования к презентации докладов, сообщений, выступлений: доклады, сообщения, выступления должны соответствовать тематике занятия, занимать не более 5 минут, обладать логической последовательностью и быть истинными в контексте институциональной экономики
Форма текущего контроля – работа на практических занятиях
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
1.
Работа на практических занятиях
Участие в семинарском занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на семинарском занятии. Неявка или значительное опоздание на семинар, нарушение правил поведения на семинаре, уход с семинара задолго до его окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в семинарском занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в семинарском занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.