Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 7. Инфляция и безработица: причины, виды и социально-экономические последствия



Программная аннотация

Понятие инфляции. Кейнсинаская и монетаристская трактовки инфляции. Причины инфляции. Инфляция как многофакторный процесс. Монетаристские и немонетаристские причины инфляции. Инфляционные ожидания. Внешние факто­ры инфляции.

Инфляция спроса и инфляция издержек, их взаимодействие.

Стадии развития инфляции. Измерение степени развития инфляции. Индексы Пааше, Ласпейреса, Фишера. Показатели инфляции. Критическая точка инфляции. Темпы инфляции и их колебание.

Теория ускорения инфляции. Последствия ускорения инфляции.

Виды инфляции. Открытая и подавленная, прогнозируемая и непрогнозируе­мая инфляция. Умеренная, галопирующая и гиперинфляция. Стагфляция.

Социально-экономические последствия инфляции. Влияние инфляции на со­стояние экономики. Диспропорции в экономике. Сокращение сбережений. Инфля­ционный налог. Обесценение налоговых поступлений. Эффект Танзи-Оливера. Дифференциация доходов различных групп населения.

Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периодах. Адаптивные и рациональные ожидания. Гистерезис.

Государственная система антиинфляционных мер.

Занятость как экономическая проблема. Научные подходы к проблеме заня­тости. Понятие безработицы. Схема движения трудоспособного населения.

Причины безработицы (классическая, кейнсианская и марксистская точки зрения). Спад в экономике.

Виды безработицы (фрикционная, структурная, естественная, институцио­нальная). Естественная безработица и факторы влияющие на ее величину. Гистере-зис. Понятие конъюнктурной безработицы и вызванное ее динамикой состояние рынка труда. Закон А. Оукена и кривая А. Оукена. Графический вывод кривой А. Оукена. Факторы сдвига кривой А.Оукена.

Функция совокупного предложения с позиций кейнсианства. Эффект занято­сти и эффект производства. Нулевое и отрицательное значение эффекта занятости и эффекта производства. Графический вывод функции совокупного предложения при наличии денежных иллюзий.

Функция совокупного предложения в неоклассической концепции. Графиче­ский вывод функции совокупного предложения при отсутствии денежных иллюзий.

Государственное регулирование занятости.

 

Планы семинарских занятий

1. Понятие инфляции.

2. Кейнсинаская и монетаристская трактовки инфляции.

3. Причины инфляции.

4. Инфляция спроса и инфляция издержек, их взаимодействие.

5. Стадии развития инфляции.

6. Измерение степени развития инфляции. Индексы Пааше, Ласпейреса, Фишера. Показатели инфляции. Критическая точка инфляции. Темпы инфляции и их колебание.

7. Теория ускорения инфляции.

8. Виды инфляции.

9. Социально-экономические последствия инфляции.

10. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периодах. Адаптивные и рациональные ожидания. Гистерезис.

11. Государственная система антиинфляционных мер.

12. Занятость как экономическая проблема.

13. Причины безработицы (классическая, кейнсианская и марксистская точки зрения).

14. Виды безработицы (фрикционная, структурная, естественная, институцио­нальная).

15. Понятие конъюнктурной безработицы и вызванное ее динамикой состояние рынка труда.

16. Закон А. Оукена и кривая А. Оукена. Графический вывод кривой А. Оукена. Факторы сдвига кривой А.Оукена.

17. Функция совокупного предложения с позиций кейнсианства. Эффект занято­сти и эффект производства. Нулевое и отрицательное значение эффекта занятости и эффекта производства. Графический вывод функции совокупного предложения при наличии денежных иллюзий.

18. Функция совокупного предложения в неоклассической концепции.

19. Государственное регулирование занятости.

 

Задания

Задача 1.

Уровень безработицы в текущем году составил 7 %, а реальный ВВП – 820 млрд.долл. Естественный уровень безработицы равен 5 %. Определите величину потенциального ВВП, если коэффициент Оукена равен 3.

Задача 2.

Количество работающих 180 человек, безработных 20 человек, взрослых 400 человек. Найти уровень участия, уровень безработицы и долю безработных во взрослом населении.

Задача 3.

Имеется 8 домохозяйств. Доход i-го домохозяйства равен 20+3i. Найти квартильный коэффициент.

Задача 4.

Потенциальный ВВП равен 40, а естественный уровень безработицы 5 %. Постройте уравнение кривой Оукена, если коэффициент равен 2,5

Задача 5.

Рыночный спрос на труд описывается формулой , где LD – объем используемого труда в тысячах человеко-дней, а W – дневная ставка заработной платы. Рыночное предложение труда описывается формулой . Определите объем безработицы при установлении государством минимальной ставки заработной платы в 30 условных единиц.

Задача 6.

Уровень безработицы в текущем году составил 9 %, а реальный ВВП – 750 млрд.долл. Естественный уровень безработицы равен 5 %. Определите величину потенциального ВВП, если коэффициент Оукена равен 2,5.

Задача 7.

Домохозяйка имеет 100 ден. ед. и решает: сберечь их или потратить. Если она положит деньги в банк, то через год получит 112 ден. ед. Инфляция составляет 14% в год.

Необходимо определить:

1. Какова номинальная процентная ставка?

2. Какова реальная процентная ставка?

3. Какой совет следует дать домохозяйке?

4. Как повлияет на решение снижение темпа инфляции до 10% при неизменной номинальной ставке процента?

Задача 8.

Если индекс цен в прошлом году был 110, а в этом году – 121, то каким будет уровень инфляции в этом году? Что означает «правило величины 70»? Сколько времени потребуется для того, чтобы цены удвоились, если инфляция сохранилась на уровне 2%, 3%, 5%, 10% в год?

Задача 9.

Денежная масса в текущем году = 250 млрд. Скорость обращения денег в текущем году = 10. В следующем году денежная масса вырастет на 200 млрд. Скорость обращения денег в следующем году станет = 8. ВВП (реальный) в следующем году вырастет на 20%

Рассчитать: В следующем году ВВП (номинальный) и темп инфляции.

Задача 10.

За год цены выросли на 40%, за одиннадцать месяцев на 25%. Через сколько времени цены вырастут в два раза, если сохранятся декабрьские темпы инфляции.

Задача 11.

Каждый месяц цены растут на 1,5%. Каков ожидаемый уровень инфляции за год?

Задача 12.

Уровень инфляции в марте составил 2%, в апреле – 1%, в мае – 3%. Необходимо рассчитать индекс инфляции за рассматриваемый период.

Задача 13.

Кредит в размере 50 тыс. руб. выдается на 3 года. При ожидаемом годовом уровне инфляции 10% реальная доходность операции должна составить 3% по сложной ставке процентов. Определите ставку процентов по кредиту с учетом инфляции, погашаемую сумму и сумму начисленных процентов.

Задача 14.

Определить уровень инфляции в этом году, если индекс цен за прошлый год был 125%, а в этом году 141%. Рассчитайте, через сколько лет уровень инфляции удвоится.

 

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов.
Устный опрос - знания базовых понятий и основных теорий; - умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения; - применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере; - умение формировать и аргументировать личную позицию; - наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала; - общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания. Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок. Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий. Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.