Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. Микроэкономика: предмет, методы и их применение



Программная аннотация

Предмет исследования. История экономического знания. Основные направления экономической теории. Структура экономической науки. Микро- и макроэкономика как части экономической теории. Позитивная и нормативная микроэкономика.

Потребности, блага и ресурсы. Экономические блага и их классификация. Полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Факторные доходы. Номинальные и реальные величины.

Экономические ограничения: граница производственных возможностей. Сравнительное преимущество. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей). Компромисс общества между эффективностью и равенством.

Функции экономической науки. Экономические категории и законы. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Проблема выбора оптимального решения. Экономические интересы, цели и средства. Рациональное поведение. Экономический кругооборот.

Методы микроэкономики: общие и специальные. Принцип “при прочих равных условиях”. Индукция и дедукция. Метод абстракции. Экономические модели и эксперименты. Экономическая стратегия и политика.

Сущность экономических институтов. Экономическое и юридическое содержание собственности. Собственность и хозяйствование. Структура и передача прав собственности. Согласование обязанностей. Разгосударствление и приватизация.

Экономическая система. Типы экономических систем. Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономики. Хаос и координация в экономической системе. «Невидимая рука» рыночного хозяйства. Рыночная инфрастуктура и конъюнктура.

Переходная экономика: источники, закономерности, место в экономической науке.

Планы семинарских занятий

1. Предмет экономической теории. Микроэкономика. История развития экономической мысли.

2. Потребности, блага и ресурсы: понятие и классификация.

3. Экономические агенты. Кругообороты благ и доходов.

4. Методология экономической науки.

5. Институты и их роль в экономике.

6. Экономическое и юридическое содержание собственности. Приватизация.

7. Экономическая система: сущность, признаки, виды.

Задания

№1. Отказавшись от работы столяром с зарплатой 12 000 руб. в год или работы референтом с зарплатой 10 000 руб. в год, Иван поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6 000 руб. Какова альтернативная стоимость его решения на первом году обучения, если Иван имеет возможность в свободное время подработать в магазине за 4000 руб. в год?

№2. Студентка во время летних каникул может заработать 5 тыс. руб., выполняя работу машинистки, или пойти на двухмесячные курсы английского языка. В обоих случаях расстояние от дома значительное. Студентка выбрала курсы и составила смету своих расходов:

- плата за обучение на курсах – 2 000 руб.,

- плата за учебные пособия – 300 руб.,

- расходы на питание - 1800 руб.,

- расходы на транспорт – 600 руб.

Определите альтернативные издержки.

№3. Пусть дипломированный бухгалтер является квалифицированным маляром и ему нужно покрасить свой дом. Будет ли он нанимать профессионального маляра, если способен за час работы по своей специальности заработать 50 руб., а маляру он должен платить за каждый час работы 15 руб. Допустим, что у бухгалтера покраска дома займет 30 часов, а маляр затратит на эту работу 40 часов. (Предположим, что у бухгалтера нет удовольствия от малярной работы).

№4. Сотруднику фирмы предстоит деловая поездка в соседний город. До места назначения можно добраться двумя способами – самолетом либо поездом. Стоимость билета на самолет – 3000 руб., на поезд – 900 руб. Время нахождения в пути в самолете – 2 часа, на поезде – 15 часов.

Какой вид транспорта предпочтет использовать руководство фирмы для своего сотрудника, если его средняя доходность оценивается в 150 руб. в час? (Поездка осуществляется в рабочее время).

№5. Оцените с позиций нормативного и позитивного подходов микроэкономики принятие в 2003 г. Закона об обязательном страховании на рынке страховых услуг.

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов.
Устный опрос - знания базовых понятий и основных теорий; - умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения; - применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере; - умение формировать и аргументировать личную позицию; - наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала; - общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания. Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок. Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий. Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания
Тестирование Количество правильно выполненных тестовых заданий Определяется доля правильно выполненных тестовых заданий в общем числе заданных тестовых заданий. Затем полученный процент умножается на количество баллов за 1 тестирование

 

 

Тема 2. Рыночный механизм и его характеристика:
спрос, предложение, равновесная цена, эластичность

Программная аннотация

Рынок и его элементы. Конкуренция: понятие и виды.

Спрос. Функция спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы изменения спроса и величины спроса. Эластичность: свойства и показатели. Эластичность спроса: ценовая, по доходу, перекрестная. Индивидуальный и рыночный спрос.

Предложение. Функция предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы изменения предложения и величины предложения. Эластичность предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.

Рыночное равновесие, равновесная цена, равновесное количество. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Метод сравнительной статики. Излишки потребителя и производителя. Влияние налогов, дотаций и фиксированных цен на рыночное равновесие.

Планы семинарских занятий

1. Рынок: понятие, достоинства и недостатки. Конкуренция и ее виды.

2. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса.

3. Предложение. Факторы предложения. Закон предложения.

4. Эластичность: свойства, показатели, значение.

5. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие.

6. Излишки производителя и потребителя.

7. Воздействие государства на равновесие: налоги, дотации, фиксированные цены.

Задания

№1.Какие утверждения говорят об изменении спроса, а в каком случае правильнее было бы говорить об изменении ве­личины (объема) спроса? Объясните почему:

1. С ростом цен на мясо увеличился спрос на дешевую рыбу;

2. С ростом цен на конфеты сократился спрос на этот про­дукт;

3. После появления в Москве новых рекламных газет со­кратился спрос на “Рекламное приложение” к “Вечерней Мо­скве”;

4. В первой половине 1992 г. из-за фиксированных цен на хлеб увеличился спрос на него.

№2. В табл. Приведены коэффициенты ценовой и пере­крестной эластичности спроса на продукты питания, книги и цветы.

Коэффициенты эластичности

Товары Коэффициент ценовой эла­стичности Ер Коэффициенты перекрестной эластичности Ее в зависимости от спроса на
продукты питания книги цветы
Продукты питания 0,25 0,06 0,01
Книги 1,2 -0,13 0,27
Цветы 0,85 0,07 0,41 -

На основании данных, приведенных в табл., ответьте на следующие вопросы:

а) для каких товаров спрос является эластичным, а для каких неэластичным?

Б) какое влияние оказывает изменение цен продуктов пи­тания на потребление книг и цветов? Какой можно сделать вывод о характере связи между продуктами питания и другими пред­ставленными в табл. Товарами?

№3. На рынках различных товаров и услуг (зерно, автобусы, билеты на стадион) в течение некоторого периода времени изменились условия продажи товара и услуги (см. табл.). В задачах 3.1 – 3.3 определите дуговую эластичность спроса по цене на эти товары и услуги.

  Дуговая эластичность
3.1  
3.2  
3.3 1,2 0,9  

№4. Изучается рынок товара. В задачах 4.1-4.2 определите неизвестные величины по заданным в таблице значениям известных величин.

  Р Q
4.1 24 – 2Р - 0,5    
4.2   - 0,2 2,5

№5. Функция спроса Сергея на яблоки при доходе 50 имеет вид , а при доходе 70: .

А) к какой категории товаров Сергей относит яблоки, если цена яблок равна 2?

Б) к какой категории товаров Сергей относит яблоки, если цена яблок равна 4?

№6. Спрос и предложение на товары: . Найти параметры равновесия на рынке. Каковы будут последствия введения государством фиксированной цены, равной 8 ден. Ед за единицу товара?

№7. Известны функция спроса, функция предложения и потоварный налог

Qd= 9-P, Qs= - 6 + 2P, t=1,5. Определите:

1. равновесную цену и количество товара до и после введения налога;

2. излишек потребителей (CS) и излишек производителей (PS) до и после введения налога;

3. общую сумму налога, поступающего в государственный бюджет (T);

4. распределение налога между потребителем (Td) и производителем (Ts);

5. излишнюю налоговую нагрузку.

Результаты внесите в таблицу и проанализируйте.

  P Q CS PS T Td Ts Излишняя налоговая нагрузка
До налога                
После введения налога                
Изменения до и после введения налога(D)                

№8. Известны функция спроса, функция предложения и потоварная дотация: Qd= 12 – 2P, Qs= - 4 + 2P, sb=1. Определите:

1. равновесную цену и количество товара до и после введения дотации;

2. излишек потребителей (CS) и излишек производителей (PS) до и после введения дотации;

3. общую сумму дотации, поступающей из государственного бюджета (SB);

4. распределение дотации между потребителем (SBd) и производителем (SBs);

5. излишнюю нагрузку от дотации на бюджет.

Результаты внесите в таблицу и проанализируйте.

  P Q CS PS SB SBd SBs Излишняя нагрузка от дотации
До дотации                
После введения дотации                
Изменения до и после введения дотации(D)                

 

Формы текущего контроля:

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Посещение лекций Участие в лекционном занятии Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 0,25 баллов.
Устный опрос - знания базовых понятий и основных теорий; - умение рассуждать в пределах темы, выявляя ее теоретические, прикладные и ценностные аспекты, основные подходы и точки зрения; - применение их для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной сфере; - умение формировать и аргументировать личную позицию; - наличие навыков анализа, четкого и последовательного изложения материала; - общая эрудиция и способность ориентироваться в структуре современного гуманитарного знания. Оценка «отлично» (1,5 балла) ставится в том случае, когда студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал семинарского занятия. Исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок. Оценка «хорошо» (1 балл) ставится, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. Оценка «удовлетворительно» (0,5 балла) ставится, если студент освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий. Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) ставится, если студент не явился или значительное опоздал на семинар, не знает отдельных вопросов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.