Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (подготовлена Л.Г.Жедуновой)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПИТИРИМА СОРОКИНА

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Психологическая характеристика

На 11 класс МБОУ «СОШ №1»

Учебный год

За период: с 05 октября – 31 ноября

Работу выполнил:

Студент 2555 группы

Леоненко Кирилл Александрович

Проверила:

Старцева Светлана Владимировна

Сыктывкар 2015

Содержание:

1. Общие сведения о школе, в состав которой входит

классный коллектив …………………………………………………..…… 3

2. Структура межличностных отношений в классе.………………………………….………………………...……….…. . 5

3. Соотношение формальной и неформальной структур класса…………………………………………………….……………….…. . 7

4. Эмоциональная атмосфера в классе ………………………………..…...10

5. Индивидуально-групповые характеристики ………...…........................11

6. Выводы ………………………………………………………………….... 12

7. Список литературы……………………………………………………… .13

8.Приложение …….…………………………………………………............ 11

1. Общие сведения о школе, в состав которой входит классный коллектив.

Полное название школы - муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Емвы Княжпогостского района. Школа имеет большую территорию в которую входят два стадиона, один это- малая универсальная спортивная площадка, другой большой стадион для сдачи физ.нармотивов ( бег, метание)

Школа основана в 1934 году. В настоящий момент в школе учатся 893 ребенка.

Материальная база школы очень хорошая, созданы все условия для того, чтобы учащиеся могли получить хорошее образование. Имеется компьютерный класс, актовый зал, спортзал, столовая. Есть все необходимое оборудование в школьных кабинетах для обеспечения полноценного учебного процесса

Санитарно-гигиеническое состояние школы на хорошем уровне. В школу подаётся холодная вода. Освещение в кабинетах в пределах нормы, кабинеты просторные. Имеются различные размеры парт и стульев в классах, т.о. учитывается дифференцированный подход к ученикам. За чистотой следят не только обслуживающий персонал (уборщицы) и учителя, но и сами учащиеся. Каждый класс дежурит по определённому графику. Влажную уборку выполняет уборщица. Особенностью школы является спортивная направленность. Класс закрепленный за учениками всегда чист и ухожен, это больше заслуга девушек в классе.

Данная школа обеспечивает РК грамотными и воспитанными учащимися, которые хотят и могут дальше учиться в средних специальных и высших учебных заведениях. Т.о. бывшие ученики школы приносили, приносят, а нынешние ученики будут приносить огромную пользу, как в экономическом, духовном и спортивном плане, а некоторые из бывших учеников уже работаю в школе и приносят пользу во многих сферах своей деятельности и деятельности школы. Различные общешкольные мероприятия предусматривают участие всех классов в делах школы, тем самым, постепенно сплачивая коллективы различных классов. Все эти сведения получены в процессе ежедневных наблюдений в течение всего времени прохождения практики.

Из беседы с классным руководителем 11 класса – Волковым С. М., учителя основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), выяснено, что контакты между семьей и школой осуществляются при помощи родительских собраний, на которых обсуждаются различные вопросы, связанные с воспитанием учащихся и через родительский комитет класса в который входят самые активные родители учащихся. Проводятся индивидуальные беседы с родителями при вызове их в школу. Учащиеся регулярно посещаются на дому. Во время этих посещений оценивается домашняя обстановка учеников, способствует ли она формированию всесторонне развитой личности, полноценного члена общества. Связь с семьей учеников также осуществляется через проверку дневников родителями. В течение года осуществляются различные совместные мероприятия родителей и учеников, основной целью которых является сплочение детей и их родителей. Это особенно важно, потому что в школьный период идёт формирование личности человека, и эти мероприятия вырабатывают чувство причастности, уверенность, что к тебе всегда придут на помощь твои близкие. Учащиеся должны, прежде всего, спрашивать совета у своих родителей, сестёр, братьев, а не где-нибудь в подвале у сомнительных друзей. Так же ежегодно проводятся соревнования по футболу, баскетболу и волейболу среди учащихся и их родителей, команды обязательно смешены, чтобы установить связь между родителями и детьми.

Несмотря на то, что школа старается контролировать учащихся и не допустить попадания их в дурные компании, когда референтной группой становятся только сверстники, бывают случаи, когда учащиеся связываются с такими компаниями. Т.о. на классного руководителя падает функция не только воспитателя, но и контролёра, который, применяя различные методики, определяет место каждого учащегося в коллективе и помогает разрешить проблемы, возникающие у них, в том числе проблемы взаимоотношения с родителями.

 

Коллектив класса был сформирован в 10 классе и по настоящее время не менялся. По собственным наблюдениям нынешнего классного руководителя уважают и стараются ему угодить, так например, различные поручения Сергея Михайловича( классного руководителя всегда выполняются качественно и вовремя. Несмотря на то, что классный коллектив сложился недавно, ребята сдружились. Они легко и охотно оказывают помощь друг другу и быстро откликаются на просьбы.

При анализе школьной документации получены следующие сведения. В классе учатся 16 учеников, из них 7 мальчиков и 9 девочек. Большинство учеников 1998 года рождения.

Среди родителей учеников нет безработных. Семьи в основном среднего достатка. В неполных семьях воспитывается 1 человек. Дети из неполных семей требуют к себе особого внимания, т.к. они более ранимые, поэтому при работе с такими детьми необходимо быть более осторожными.

2. Структура межличностных отношений в классе.

Актив класса постоянно организует работу класса, поэтому играет огромную роль в его жизни. Актив класса намного облегчает работу классному руководителю, организовывают внеклассную работу. По словам Сергея Михайловича (Клас. рук) основным мотивом участия школьников в деятельности класса является желание выделить достоинства коллектива среди других классов. В классе существуют следующие обязанности за которые ответственный тот или иной ученик. Умы класса – это Киринюк Марина и Куштесева Юлия они отвечаю за учебную деятельность и их обязанности помогать тем, кто не разобрался в каком-то вопросе или задаче, важная их роль это чтоб каждый из одноклассников не отставал в учебной деятельности. Спортсмены класса – Коршуневский Михаил и Кутаев Василий они отвечают за спортивную деятельность класса их обязанности следить за спортивным инвентарем, подавать заявки на участие в различных спортивных соревнования школы, ходить на спорт собрания, так же быть представителями своей команды, быть на жеребьевках, подтягивать и помогать в спортивном развитии своим одноклассникам. Очумелые ручки класса – Гущин Михаил в его обязанности входит следить за школьным инвентарем в классе это (парты, стулья, шкафы.) чтобы все работало в исправности, на мой взгляд он справляется очень хорошо, в классе нет ничего сломанного, все закручено, ничего не шатается. Организаторы класса- Листюкова Елена, Непогодьев Матвей и Клюева Анастасия они отвечают за различные творческие представления, сценки, именно они ведут практически все концерты в школе, они очень артистичны и общительны так как все ходят в дополнительную школу искусств и хотят связать с этим своё бедующее.

Таким образом, учащиеся входящие в официальные лидеры успешно справляются со своими обязанностями и большинство из них являются и неофициальными лидерами в классе, что подтверждается социометрическими экспериментами. Это говорит о том, что актив класса выбран удачно, хотя данный актив сформировался недавно. Регулярно каждые полгода изменяется только трудовой сектор.

Наличие актива класса хорошо сказывается, прежде всего, на тех учеников, которые входят в актив. Эти должности формируют у учеников чувство ответственности, чувство долга перед коллективом, формируют навыки управления людьми. Сам актив так же положительно действует на учащихся, направляя их деятельность на пользу всему классу. Было бы желательно включить некоторых учеников в актив, которые имеют большой авторитет среди учащихся, но влияют отрицательно в плане морали. Таковым является Шумлянский Александр, у которого огромный авторитет среди учащихся, но поведение не всегда в рамках дозволенного. Все остальные которые не задействованы официально в каких либо должностях так же помогают, бывает и такое что иногда кто- то отсутствует или болеет и в этом случае каждых хочет помочь решить ту или иную проблему, Класс так хорошо сдружился что нет изгоев, все раскрепощены и чувствуют себя хорошо в данном коллективе.

Все эти сведения были получены в ходе систематических наблюдений, а также при беседе с классным руководителем.

3. Соотношение формальной и неформальной структур класса.

Для изучения межличностных взаимоотношений учащихся в классном коллективе проводились два эксперимента. Первый эксперимент проводился по методике «Выбор партнёра». Всем учащимся класса раздавались листочки с вопросом: С кем бы ты хотел пойти на танцы и с вопросом: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

Инструкция:

Ребята напишите на данных листочках в соответствующей графе свою фамилию и имя. Ответьте на вопрос – кого бы ты из класса пригласил на танцы ? Напишите на листочке под номером один сначала фамилию ученика, кого пригласили бы в первую очередь; под цифрой два - фамилию того, кого бы вы пригласили во вторую очередь; под цифрой три – фамилию того, кого бы вы пригласили в третью очередь. На второй вопрос отвечаем точно так же.

Через 10 минут листочки собирались. После проведения эксперимента проводилась обработка. Затем цифры и буквы на открытках стирались, и дневники вместе с открытками раздавались учащимся.

Результаты каждого эксперимента были оформлены в виде социоматрицы. На основе этих двух таблиц по итогам двух экспериментов была составлена социограмма или карта групповой дифференциации. Т.о. были получены сведения о межличностных отношениях в классном коллективе. По получившейся социограмме видно, что в данном классе нет «отверженных». В 4 группу (наименее общительные) вошел 1 ученик это Непогодьев Матвей. В третьей группе один человек, во вторую группу («предпочитаемые») – 2 человека, и в первую группу («звёзды») вошли 3 человека. Эти данные свидетельствуют о том, что данный класс дружный и конфликты между учащимися данного класса сведены к минимуму. Из моих наблюдений было выяснено, что на самом деле класс является дружным и «отверженных» учеников нет. Самыми влиятельными учащимися в классе по итогам социограммы являются Гущин Михаил - официальный лидер класса, Клюева Анастасия и Киренюк Марина. На основе получившейся карты групповой дифференциации можно утверждать, что в данном классе сложились дружны е и теплые отношения, все друг друга поддерживают. Классный руководитель подтвердил мои выводы.

Весь класс тесно взаимодействуют между собой, о чём говорят данные социограммы. Поэтому между одноклассниками нет конфликтов это моим наблюдениям. При возникновении конфликтов проблемы решают сами конфликтующие стороны или учащиеся класса, без вмешательства учителей и классного руководителя.

Таблица-матрица эксперимента № 1 «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?»

 

Ф.И.
Гущин Максим                      
Кеслер Михаил                      
Киринюк Марина                      
Клюев Кирилл                      
Клюева Анастасия                      
Коршуневский Михаил                      
Кутаев Василий                      
Куштысева Юлия                      
Листова Елена                      
Непогодьев Матвей                      
Новикова Лера                      
Понамаренко Виталий                      
Садовская Анна                      
ШумлянскийАлександр                      
Кол-во полученных выборов
В том числе: количество взаимных выборов

 

Таблица-матрица эксперимента № 2 «С кем бы ты пошел на танцы?»

Ф.И
Гущин Максим                      
Кеслер Михаил                      
Киринюк Марина                      
Клюев Кирилл                      
Клюева Анастасия                      
Коршуневский Михаил                      
Кутаев Василий                      
Куштысева Юлия                      
Листюкова Елена                      
Непогодьев Матвей                      
Новикова Лера                      
Понамаренко Виталий                      
Садовская Анна                      
Шумлянский Александр                      
Кол-во полученных выборов
В том числе: количество взаимных выборов
Кол-во выборов в 2-х экспериментах
Из них взаимных в 2-х экспериментах

 

 

4. Эмоциональная атмосфера в классе.

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Наблюдая за классом во время уроков, внеклассных мероприятий, на переменах, можно сделать вывод о том, что степень благополучности психологического климата в классе, в целом средняя. Из беседы с классной руководительницей было выяснено, что большинство подростков считает в высокой степени благополучным свой коллектив. Это связано, прежде всего, с тем, что начинает становиться значимым межличностное общение со сверстниками, происходит смена значимости общения с взрослыми на общение со сверстниками. В своем коллективе дети чувствуют себя на равных друг с другом, чего им практически не могут обеспечить взрослые. Благоприятный психологический климат, возможно, обеспечивается тем, что члены классного коллектива давно знают друг друга, и поэтому относятся внимательно к каждому учащемуся. За всё время прохождения практики не было замечено проявлений агрессии друг к другу в классе, все общались между собой ровно. Есть учащиеся, которые равнодушны к коллективу в целом. В классе преобладаю незначительно по количеству девушки, но парням все ровно удаётся уделить внимание каждой из них, но и со стороны девушек так же уделяется внимание парням. Преобладающий эмоциональный тон в классе бодрый, жизнерадостный. На переменах всегда можно услышать шутки мальчиков. По словам Волкова С.М. в классе наблюдается хорошая атмосфера, основанная на юморе. Для характеристики психологического климата важен такой социометрический показатель, как индекс групповой сплочённости. Его можно вычислить на основе результатов социометрии с помощью формулы: индекс групповой сплочённости = сумма взаимных выборов / общее число возможных выборов в группе. Показатель хорошей групповой сплочённости – 0,6 – 0,7. Индекс групповой сплочённости для изучаемого коллектива = 38 / 74 = 0, 51. Это средний показатель.

Взаимоотношения между девочками и мальчиками хорошие, наблюдается интерес девочек к мальчикам и наоборот, что связанно с переходным возрастом.

 

5. Индивидуально-групповые характеристики.

Класс в целом предпочитает такие виды деятельности, как общение (классные вечера, выходы на дискотеки, походы на природу), труд (участие в классных и общешкольных мероприятиях по уборке помещений и уличных территорий), спортивные межклассные соревнования. Познавательная деятельность ярко не выражена. Однако учащиеся охотно принимают участие в общешкольных мероприятиях, таких как день знаний – 14 апреля. Особых успехов в познавательной деятельности класс не имеет. В учёбе некоторые ребята инертны, большинство имеют успехи в учебе. Часто они с удовольствием принимают участие в спортивных соревнованиях, и занимают первые места. Эти сведения были получены в ходе беседы с классной руководительницей.

При анализе школьной документации была получена информация, что класс является средним в плане успеваемости, большинство учатся хорошо, но есть и те кто регулярно получает 3-ки. Класс лучше всего успевает по таким предметам, История, физкультура, ОБЖ, Иформатика. Немного хуже успеваемость по русскому языку, литературе, а также точным наукам. Наиболее плохая успеваемость по Химии. Один из самых любимых предметов у учащихся – История. Её преподаёт- Смирнова Юлия Николаевна. Она очень интересно ведёт уроки и доброжелательно относится к ученикам. В беседе с учениками было выяснено, что они часто не довольны тем, как ставят оценки отдельные учителя. Главной проблемой является здесь то, что учащимся не обговариваются критерии выставления оценок, поэтому каждому учителю необходимо обязательно объяснять учащимся, за что выставлена та или иная оценка и ознакомить их с критериями оценок.

 

Выводы.

 

В ходе педагогической практики, проходившей в 11 классе Емвенской школы №1 я, как классный руководитель, участвовал в общественной жизни школы, наблюдал за детьми. Был проведен классный час «Скажем нет курению. Влияние табака на организм человека», так же проведен классный час на тему «Есть ли будущее у российской семьи?».Эти и многие другие коллективные дела еще больше сплотили класс.

На уроках применял различные средства обучения в т.ч. мультимидийные, широко использовал компьютер. На уроках изменял ситуации, менял деятельность, таким образом привлекая учащихся. Педагогическая практика и в целом деятельность, как классного руководителя мне понравились. В дальнейшем я вижу себя в роли учителя.

 

 

 

 

Список литературы.

 

1) Оботурова И. А. Межличностные отношения младших школьников -Сыктывкар, 1994

2) Оботурова И. А. Познай дитя своё»- Сыктывкар, 2000

3) Оботурова И.А. Педагогическая и специальная психология: методические рекомендации для студентов географо-биологического факультета. – Сыктывкар: Коми пединститут, 2002

4) Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского - М.: Просвещение, 1979

5) Оботурова И. А. Межличностные отношения: практический материал по социальной психологии - Сыктывкар, 2006

6) Возрастная и педагогическая психология / под ред. Гамезо М. В. М: Просвещение, 1984

7) Р. Римская, С. Римский Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001

 

Приложение.

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (подготовлена Л.Г.Жедуновой)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.