Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ТЕМЫ. ГОУ ВПО Тюменская государственная медицинская академия

ГОУ ВПО Тюменская государственная медицинская академия

Кафедра клинической фармакологии

 

Методические рекомендации для студентов фармацевтического факультета

 

Клиническая фармакология средств, влияющих на функции ЦНС: седативные, транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты

Цель занятия: сформировать умение выбора рациональной фармакотерапии неврозов, депрессий, психосоматических расстройств и ее анализа у конкретного больного на основе знаний основных клинических симптомов, клинико-фармакологических свойств основных групп психотропных средств

Студент должен знать:

- основные клинические симптомы, этиологию неврозов, депрессий, психосоматческих расстройств;

-механизм действия, классификацию психотропных средств (нейролептики, транквилизаторы, седативные, антидепрессанты), фармакокинетику, побочные эффекты препаратов;

- результаты ККИ по изучению эффективности указанных групп препаратов.

Студент должен уметь:

-обосновать назначение, выбор и длительность применения лекарственных средств;

-своевременно оценить эффективность и безопасность препаратов;

-обосновать рациональные комбинации лекарственных средств,

-работать с информационным материалом (аннотациями, справочной и периодической литературой по фармакотерапии)

-выписать и предложить замену следующих препаратов :

 

1.Аминазин 5.Нитразепам

2.Амитриптилин 6.Оксазепам

3.Диазепам 7.Феназепам

4.Левомепразин 8. Дифенгидрамин (димедрол)

 

Студент должен иметь представление:

о роли и месте изучаемых препаратов в стандартах лечения и лекарственных формулярах ЛПУ.

План изучения темы:

1. Организационная часть (5 мин.)

2. Оценка исходного уровня знаний (6-8 письменных вопросов по теме) (10 мин.)

2.Выборочный опрос и обсуждение этиопатогенеза, клинических проявлений

заболевания и клинико-фармакологических свойств препаратов изучаемых

групп (45 мин.)

3. Работа с аннотациями на лекарственные препараты, их анализ (20 мин.)

4. Клинико-фармакологический разбор учебных историй болезни по теме занятия

(50 мин.)

5. Обсуждение результатов занятия (5 мин.)

 

Итого 135 мин

 

Перерыв: дважды по 5 минут, через 45 минут работы.

 

Вопросы базовых дисциплин, необходимых для усвоения данной темы.

1.Основные функции ЦНС, их регуляция - норма и патология (физиология, патология)

2.Основные клинические проявления, этиология неврозов, психосоматических расстройств, пограничных состояний, депрессий (фармакология)

3.Базисная фармакология психотропных средств (фармакология)

 

Выход темы

Полученные знания будут использованы при обучении на кафедре организации и экономики фармации, на итоговой производственной практике и в практической деятельности для обеспечения (совместно с врачом) эффективной и безопасной фармакотерапии.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ТЕМЫ.

 

Ïðèíöèïèàëüíî ôóíêöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ÖÍÑ ìîæíî èçìåíèòü ëèáî âìåøèâàÿñü â ìåäèàòîðíûé îáìåí ëèáî èçìåíÿÿ êðîâîîáðàùåíèå, à â ñâÿçè ñ ýòèì - ìåòàáîëèçì, òðîôèêó ìîçãîâîé òêàíè. Íåêîòîðûå ïðåïàðàòû âëèÿþò íà ÖÍÑ îáîèìè ñïîñîáàìè.

Большинство препаратов всё же влияют на медиаторы (или рецепторы к ним), причем как на медиаторы релейных (или проекционных) нейронов, передающих информацию на большие расстояния - это обычно глутамат, так и вставочных, чаще тормозных нейронов - это глицин, ГАМК.

Традиционно пñèõîòðîïíûå ñðåäñòâà ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ïðåïàðàòû ñ ïðåèìóùåñòâåííî äåïðèìèðóþùèì è ïðåèìóùåñòâåííî ñòèìóëèðóþùèì õàðàêòåðîì âëèÿíèÿ íà ÖÍÑ (òàáë 1)

 

Ïðåïàðàòû ñ äåïðèìèðóþùèì ýôôåêòîì

 

Ñåäàòèâíûå Òðàíêâèëèçàòîðû Íåéðîëåïòèêè

 

Ðàñòèòåëüíûå Áåíçäèàçåïèíû Ôåíîòèàçèíû

Áðîìèäû Äðóãèå ãðóïïû Áóòèðîôåíîíû

Äðóãèå ãðóïïû Òèîêñàíòåíû

 

Ïðåïàðàòû ñî ñòèìóëèðóþùèì ýôôåêòîì

Ïñèõîñòèìóëÿòîðû Àíàëåïòèêè*

 

Ïóðèíû Êîðäèàìèí

Ôåíèëàëêèëàìèíû Ñóëüôоêàìôîêàèí

 

*Другие препараты группы аналептиков практическое значение утратили

 

Вместе с тем антидепрессанты и ноотропы включают препараты как с седативными так и со стимулирующими свойствами.

.

Ñåäàòèâíûå ñðåäñòâà: Áðîìèäû â íàñòîÿùåå âðåìÿ èñïîëüçóþòñÿ îãðàíè÷åííî.

Èç ëåêàðñòâ äðóãèõ ãðóïï äëÿ ïîëó÷åíèÿ ñåäàòèâíîãî ýôôåêòà íåðåäêî èñïîëüçîâàëè àíòèãèñòàìèííûå ïðåïàðàòû, ìàëûå äîçû ñíîòâîðíûõ ñðåäñòâ (ôåíîáàðáèòàë).

Øèðå, îñîáåííî â íàøåé ñòðàíå, èñïîëüçóþòñÿ âûòÿæêè èç ðàñòåíèé, îáëàäàþùèõ ñåäàòèâíûìè ñâîéñòâàìè. Äåéñòâóþùåå íà÷àëî, ìåõàíèçì èõ äåéñòâèÿ, êàê ïðàâèëî, îñòàåòñÿ íåâûÿñíåííûì. Ïîëåçíî ïîìíèòü î äîïîëíèòåëüíûõ ñâîéñòâàõ íàèáîëåå âàæíûõ èç ýòèõ ðàñòåíèé, ÷òî ïîìîãàåò â èõ âûáîðå â ñîîòâåòñòâóþùåé êëèíè÷åñêîé ñèòóàöèè:

Òðàíêâèëèçàòîðû çíà÷èòåëüíî áîëåå ýôôåêòèâíû â ñðàâíåíèè ñ ñåäàòèâíûìè ïðåïàðàòàìè.Îíè óìåíüøàþò íåãàòèâíûå ýìîöèè, óìåíüøàþò âîçáóæäåíèå (àíêñèîëèòèêè). Ãëàâíûé îáúåêò âîçäåéñòâèÿ - íåéðîíû ëèìáè÷åñêîé ñèñòåìû, ãäå ðàñïîëàãàþòñÿ ýìîöèîíàëüíûå öåíòðû (õîòÿ âëèÿþò è íà äðóãèå îáëàñòè ìîçãà).

Ñ÷èòàþòñÿ îñíîâíûìè ñðåäñòâàìè ôàðìàêîëîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ ïðè òàê íàçûâàåìûõ "ïîãðàíè÷íûõ ñîñòîÿíèÿõ" (íåâðîçàõ). Âèäû íåâðîçîâ, êëèíèêà.

Èìååòñÿ íåñêîëüêî ãðóïï òðàíêâèëèçàòîðîâ, íî îñíîâíàÿ ãðóïïà - áåíçäèàçåïèíû (Á). Связываясь с рецептором ГАМК в хлорном канале (одной из важнейших систем, реагирующих на многие лекарственные препараты), îáëåã÷àþò òîðìîçíîé ýôôåêò ÃÀÌÊ,

 îñíîâå äèôôåðåíöèðîâàííîãî êëèíè÷åñêîãî èñïîëüçîâàíèÿ Á, ïîìèìî èíäèâèäóàëüíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè, лежит ó÷åò ôармакоêèíåòè÷åñêèõ è ôàðìàêîäèíàìè÷åñêèõ ñâîéñòâ êàæäîãî ïðåïàðàòà: äëèòåëüíîñòü, ìîùíîñòü äåéñòâèÿ, ,áûñòðîòà íàñòóïëåíèÿ îñíîâíîãî ýôôåêòà, õàðàêòåð ìåòàáîëèçìà, îñîáåííîñòè ïñèõîòðîïíîãî ýôôåêòà (â ÷àñòíîñòè, â çàâèñимости îò äîçû), äîïîëíèòåëüíûå ýôôåêòû.

Ïî äëèòåëüíîñòè ñðåäè òðàíêâèëèçàòîðîâ - Á âûäåëÿþò ïðåïàðàòû:

Äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ (Ò 1/2 20 ÷àñîâ è áîëåå) - äèàçåïàì, õëîðäèàçåïîêñèä (ýëåíèóì), õëîðàçåïàò (òðàíêñåí), íèòðàçåïàì

Ñðåäíåé ïðîäîëæèòåëüíîñòè ( Ò 1/2 îêîëî 10-15 ÷àñîâ) - ëîðàçåïàì, áðîìàçåïàì, àëïðаçîëàì (êñàíàêñ), îêñàçåïàì, ôåíàçåïàì, òåìàçåïàì.

Êîðîòêîãî äåéñòâèÿ: (Ò 1/2 - 4-6 ÷àñîâ) - òðèàçîëàì, , ìåäàçåïàì

Ýòàëîííûì ïðåïàðàòîì Á ñ÷èòàåòñÿ äèàçåïàì (ñåäóêñåí, ðåëàíèóì è ò.ä.). Äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ (Ò 1/2 - 20-90 ÷, îòñþäà - èíäèâèäуальный ïîäáîð äîçû, ðèòìà ââåäåíèÿ).

Фармакоêèíåòèêà äèàçåïàìà ìåíÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò óðîâíÿ àëüáóìèíà â êðîâè, ò.ê. ñòåïåíü åãî ñâÿçè ñ áåëêîì î÷åíü âûñîêà è äàæå íåáîëüøàÿ ãèïîàëüáóìèíåìèÿ ñóùåñòâåííî повышает äîëþ ñâîáîäíîé ôðàêöèè ïðåïàðàòà, ëåãêî ïðîíèêàþùåé â òêàíè è îêàçûâàþùåé ìîùíûé ýôôåêò.

Îñîáåííîñòè ïñèõîòðîïíîãî ýôôåêòà: âíå çàâèñèìîñòè îò äîçû, îí - àíêñèîëèòèê.

 ìàëûõ äîçàõ (2-6 ìã ó âçðîñëûõ) ýòîò ýôôåêò ñî÷åòается ñ áîäðÿùèì, ñòèìóëèðующим äåéñòâèåì (ìîæíî èñïîëüçîâàòü óòðîì è äíåì). Íà ýòèõ äîçàõ ïûòàþòñÿ âåñòè áîëüøèíñòâî áîëüíûõ. Ïðè повышении äîçû (10 ìã è более - îáû÷íî äî 30 ìã â ñóòêè) àíêñèîëèòè÷åñêîå äåéñòâèå ñîïðîâîæäается óãíåòàþùèì, ñíîòâîðíûì ýôôåêòîì (такая доза âûãîäíåå - íà íî÷ü).

Êóðñ ëå÷åíèÿ Ä - îò íåñêîëüêèõ äíåé èëè íåäåëü (îáû÷íî) äî íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ (î÷åíü ðåäêî è íåæåëàòåëüíî). Ïðè íåïðåðûâíîì èñïîëüçîâàíèè ñî второго ìåñÿöà äîçó ïðèõîäèòñÿ ïîâûøàòü ïðèìåðíî â 2 ðàçà, ò.ê. ýôôåêò îñëàáåâàåò.

Ê наиболее âàæíûì äîïîëíèòåëüíûì ýôôåêòàì Ä îòíîñÿòñÿ: ãèïîòåíçèâíûé - это ïðåïàðàò âûáîðà ïðè êðèçàõ 1 òèïà (ñимпатоàäðåíàëîâûõ, ñ áûñòðûì повышением систолического ÀÄ, ñâÿçàííûõ, âèäèìî, ñ èçáûòêîì àäðåíàëèíà ïðè ñòðåññàõ);

ïротивоñóäîðîæíûé - это - îäèí èç наиболее íàäåæíûõ ïðåïàðàòîâ, â ÷àñòíости, â äåòñêîé ïðàêòèêå (â/â 0,15 -0,2 ìã/êã). Ââîäÿò â âåíó ñî ñêîðîñòüþ 5 ìã/ìèí.

Íåæåëàòåëüíûå ÿâëåíèÿ ó Ä â áîëüøåé èëè ìåíüøåé ìåðå ñâîéñòâåííû âñåì Á.

Îêàçûâàåò âûðàæåííîå ìèîðåëàêñирующее äåéñòâèå ( ñ êîòîðûì, âèäèìî, ñâÿçàí è ïðîòèâîñóäîðожный ýôôåêò); ìîæåò âûçâàòü àòîíèþ ìî÷åâîãî ïóçûðÿ, ñôèíêòåðà çàäíåãî ïðîõîäà (ñ äåôåêàöèåé), îñîáåííî ó ïîæèëûõ, òÿæåëîáîëüíûõ.

Ìîæåò âûçâàòü óõóäøåíèå ïàìÿòè, çàòðóäíåíèÿ â óñâîåíèè íîâîãî ìàòåðèàëà и событий, происшедших после приема препарата (àíòåðîãðàäíàÿ àìíåçèÿ). Ïîâûøàåò àïïåòèò, ÷òî ÷àùå íåæåëàòåëüíî.

Ìîæåò âûçâàòü ëåéêîïåíèþ, ó ïîæèëûõ - äåëèðèîçíûé ñèíäðîì, ó ìîëîäûõ (íå÷àñòî) - ñåêñóàëüíûå è ìåíñòðóàëüíûå íàðóøåíèÿ.

Êàê ïñèõîòðîïíûé ïðåïàðàò Ä è äðóãèå ÁÄ áåç êðàéíåé íåîáõîäèìîñòè äåòÿì íå íàçíà÷àþò!

Ïðè íàçíà÷åíèè â êîíöå áåðåìåííîñòè Ä ìîæåò âûçâàòü ó íîâîðîæäåííîãî 2 òèïà îñëîæíåíèé : ñèíäðîì "âÿëîãî ìëàäåíöà" ñ íèçêèìè ïîêàçàòåëÿìè ïî øêàëå Àïãàð è ñèíäðîì "îòìåíû" - áåñïîêîéñòâî, çàìåäëåííîå ðàçâèòèå, èíîãäà - ñóäîðîãè..

Ó âçðîñëûõ ïðåïàðàò òàêæå âûçûâàåò ïñèõè÷åñêóþ è â ìåíüøåé ìåðå ôèçè÷åñêóþ çàâèñèìîñò.

Äëÿ îáëåã÷åíèÿ îòìåíû ìîæíî íàçíà÷èòü êàðáàìàçåïèí (ôèíëåïñèí) ëèáî Â-áëîêàòîðû. Ïîñëåäíèå ñàìè îêàçûâàþò óñïîêàèâàþùåå äействиå, ñíèìàþò óïîìÿíóòûé ñèíäðîì ñòðàõà.

Ä ïðîòèâîïîêàçàí ïðè ìèàñòåíèè, ãëàóêîìå, òÿæåëûõ ïîðàæåíèÿõ ïî÷åê è ïå÷åíè. Íà ôîíå åãî ïðèåìà ìîæåò âîçðàñòàòü òîêñè÷íîñòü ñåðäå÷íûõ ãëèêîçèäîâ.

Хлордиазепоксид (эëåíèóì, õëîçåïèä) - òàêæå препарат äëèòельного äействиÿ, íî эффект ñóùåñòâåííî êîðî÷å, ÷åì у Ä, ïî ìîùíîñòè он òàêæå ñëàáåå

Õëîðàçåïàò (òðàíêñåí) : äëèòåëüíîå ìÿãêîå àíêñèîëèòическое äåéñòâèå áåç ñåäàòèâíîãî ýôôåêòà.

Ïðåïàðàòû ñðåäíåãî è êîðîòêîãî äåéñòâèÿ íå îáðàçóþò, êàê ïðàâèëî, äëèòåëüíî äåéñòâóþùèõ ìåòàáîëèòîâ.

Îêñàçåïàì - один из наименее òîêñичных ïðåïàðàòов (поэтому øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ).  ñóòêè вводят 30-90 ìã (îáû÷íî â 3 ïðèåìà).

Ëîðàçåïàì (òàâîð, àòèâàí) - ìîùíåå Ä, õîòÿ ýôôåêò íàñòóïàåò ìåäëåííåå

Ôåíàçåïàì - îòå÷åñòâенный ïðåïàðàò, øèðîêî ïðèìåíÿåòñÿ. Àíêñèîëèòическое è ñåäàòивное äействиå êîðî÷å, íî ìîùíåå, ÷åì ó Ä. Íåñêîëüêî áîëåå òîêñè÷åí.

Îáû÷íûå äîçû - 1-1,5 ìã, ïðè íåýôôåêòèâíîñòè (ðåäêî) - äî 5 ìã.

Ê "äíåâíûì" ÁÄ îòíîñÿò ìåçàïàì (ðóäîòåëü) è òîôèçåïàì (ãðàíäàêñèí).

Îòíîñèòåëüíî íîâûé ïðåïàðàò ñ ìîùíûì äåéñòâèåì - àëüïðàçîëàì (êñàíàêñ): его ìîæíî èñïîëüçîâàòü ïðè ñî÷åòàíèè âîçáóæäåíèÿ ñ äåïðåññèåé

Îáû÷íàÿ äëèòåëüíîñòü íàçíà÷åíèÿ áîëüøèíñòâà ÁÄ - äî 4 íåäåëü. Íà÷èíàþò ëå÷åíèå ñ íåâûñîêèõ äîç (ýêâèâàëåíòíûõ 5 ìã äèàçåïàìà), äîçó ïðè íåîáõîäèìîñòè íàðàùèâàþò ïîñëå äîñòèæåíèÿ ñòàöèîíàðíîé êîíöåíòðàöèè (÷åðåç 4-5 ïåðèîäîâ ïîëóâûâåäåíèÿ).

Препараты других групп: áóñïèðîí - ÷àñòè÷íûé àãîíèñò ÑÒ1à ðåöåïòîðîâ, âìåøèâающийся â ñåðîòîíèíîâûé îáìåí ìîçãà. ßâëÿåòñÿ ïî÷òè ÷èñòûì àíêñèîëèòèêîì áåç ñåäàòивного, ñíîòâîðíîãî ýôôåêòà, íå íàðóøàåò ïàìÿòü , âíèìàíèå, íåò çàâèñèìîñòè, ñèíäðîìà îòìåíû, äåïðåñîãåííîãî ýôôåêòà - â îáû÷íûõ äîçàõ. Íåñêîëüêî ñëàáåå ÁÄ, íà÷àëüíûå äîçû 5-10 ìã, çàòåì их можно повышать (íå áîëåå 40 ìã â ñóòêè).

 îáùåêëèíè÷åñêîé ïðàêòèêå ïðèìåðíî ñ òîé æå öåëüþ, ÷òî è òðàíêâèëèçàòîðû, иногда ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ íåéðîëåïòèêè (ÍË).

Наиболее ìîùíûå èç íèõ (àìèíàçèí, òðèôòàçèí, ãàëîïåðèäîë è äð.) ÷àùå èñïîëüçуют â ïñèõèàòðèè, à "ìÿãêèå" ïðåïàðàòû, èíîãäà íàçûâàåìûå "ìàëûìè ÍË" - более широко (но в любом случае - лишь при неэффективности транквилизаторов)..

Чàñòî ïåðåíîñÿòñÿ õóæå, ò.ê. íå äàþò ÷óâñòâà ñóáúåêòèâíîãî êîìôîðòà.

Îáû÷íî èñïîëüçóþò ïðîèçâîäíûå ôåíîòèàçèíà. Ïîïóëÿðåí ïðåïàðàò òèîðèäàçèí (ìåëëåðèë, ñîíàïàêñ). Èñïîëüçóþò ïðè íåâðîçàõ, äåïðåññèè, òðåâîãå, ðåçèñòåíòíûõ ê òðàíêâилизаторам, â òîì ÷èñëå â ïåäèàòðèè è ãåðèàòðèè.

 öåëîì òèîðèäàçèí ìàëîòîêñè÷åí, íî ïðè äëèòåëüíîì ïðèåìå áîëüøèõ äîç (1500 ìã/ñóòêè) ìîæåò âûçâàòü ðåòèíîïàòèþ. Аритмогенен.

Àëèìåìàçèí (òåðàëåí) ñõîäåí ñ ñîíàïàêñîì. Øèðîê äèàïàçîí äîç - îò 10 äî 400 ìã â ñóòêè (â ñðåäíåì - 40-60 ìã). "Ìÿãêèé" ïî äåéñòâèþ ïðåïàðàò; ìàëîòîêñè÷åñí, íî èíîãäà äàåò ëåéêîïåíèþ - ñëåäèòü çà êðîâüþ.

Ôðåíîëîí (îñíîâíîå íàçâàíèå ìåòîôåíàçàò используют реже) - ìîùíåå ïðåäûäóùèõ ïðåïàðàòîâ. Áîëåå òîêñè÷åí, - ïîðàæåíèå ïå÷åíè (õîëåñòàç), õîëèíîëèòè÷åñêîå äåéñòâèå è ýêñòðàïèðàìèäíûå ðàññòðîéñòâà, õàðàêòåðíûå äëÿ "áîëüøèõ" íåéðîëåïòèêîâ.

Äîñòàòî÷íî ÷àñòî âðà÷ øèðîêîãî ïðîôèëÿ ìîæåò ñòîëêíóòüñÿ ñ àíòèäåïðåññàíòàìè (ÀÄ). Èìåþòñÿ äàííûå, ÷òî äåïðåññèåé ñòðàäàåò 6 % âçðîñëîãî íàñåëåíèÿ è 10-15 % áольныõ îáùåòåðàïåâòè÷åñêîé ñåòè.

Ïðàâäà, èìååòñÿ è òåíäåíöèÿ ê èçáûòочному ïðèìåíåíèþ ÀÄ, íå ÿâëÿþùèõñÿ áåçîïàñíûìè ïðåïàðàòàìè. Ïîýòîìó ïðè ïîäîçðåíèè íà äåïðåññèþ êàê ïðè÷èíó íàáëþäàåìîé êëèíèêè íóæíî ïðåæäå âñåãî óäàëèòü âîçìîæíûå "äåïðåññîãåííûå" âëèÿíèÿ. Èç ëåêàðñòâ òàêèìè ìîãóò îêàçàòüñÿ ñåðäечные ãëèêîçèäû (îñîáенно ó ïîæèëûõ), ëåâîäîïà, ÍÏÂÑ (èíäîìåòàöèí), ÃÊÑ, íåéðîëåïòèêè-ôåíîòèàçèíû, ÁÄ, êëîôåëèí, äîïåãèò, ðåçåðèí, îðàëüíûå контраöåïòèâû, àíòèõолинýñòåðàçíûå, öèìåòèäèí, âèíêðèñòèí.

Ïðè âûáîðå ñîáñòâåííî ÀÄ ( при “эндогенной” (большой, витальной) депрессии - генетически обусловленной неспособности справляться с обычным стрессом - около 25% всех депрессий) î÷åíü âàæåí ôàðìакологический àíàìíåç.

Îáû÷íî ýôôåêò ÀÄ ïðîÿâëÿåòñÿ ÷åðåç 3-4 íåäåëè ïîñëå íà÷àëà ëå÷åíèÿ (äðóãèå ýôôåêòû, íàïðèìåð, ñåäàòèâíûé, àíêñèîëèòè÷åñêèé, ïðîÿâëÿþòñÿ ãîðàçäî áûñòðåå).. Îáùàÿ äëèòельность èõ ïðèìåíåíèÿ - 8-18 íåäåëü.

Âëèÿíèå ÀÄ ñâÿçàíî â îñíîâíîì ñ 2 ìåäèàòîðàìè: ÍÀ è ñåðîòîíèíîì. Большинство èñïîëüçуемых ïðåïàðàòîâ повышает èõ (à òàêæå äîôàìèíà) êîëè÷åñòâî è äëèòåëüíîñòü íàõîæäåíèÿ â ñèíàïòè÷åñêîé ùåëè: ëèáî çà ñ÷åò áëîêàäû ÌÀÎ (íèàëàìèä, фенелзин) ëèáî çà ñ÷åò òîðìîæåíèÿ ìåõанизìîâ обратного захвата (re-uptake) - òðèöèêëè÷åñêèå АÄ (ТАД). "Ñåðîòîíèíîâûå" ÀÄ , ïîìèìî âëèÿíèÿ íà ìåòàáîëèçì ñåðîòîíèíà, повышают ÷óâñòâительность к нему ñïåöèôè÷åñêèõ ðåöåïòîðîâ (ÑÒ -1 @).

Ñ êëèíè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ ÀÄ êëàññèôицируют ïî ìîùíîñòè ýôôåêòà.

Ñëàáûå ÀÄ: - àçàôåí. Ýòî ÒÀÄ ñ ìÿãêèì ÀÄ äействиåì, êîòîðîå ñî÷åòàåòñÿ ñ ñåäàòèâíûì, òèìîàíàëåïòè÷åñêèì..

Ïèðàçèäîë íåñêîëüêî более àêòèâåí. Òèìîíîðìàëèçàòîð - ÷èñòûé ÀÄ ýôôåêò áåç âîçáóæäения èëè ñîíëèâîñòè. Ê òåòðàöèêëè÷åñêèì ÀÄ îòíîñÿò è ìèàíñåðèí (ìèàíñàí). Ïî ìîùíîñòè - ïðèáëèæàåòñÿ ê ñëåäóþùåé ãðóïïå, ìåíåå, ÷åì ÒÀÄ êàðäèîòîêñè÷åí, не проявляет свойств холинолитика, íî ìîæåò ïðîâîöèðîâàòü ñóäîðîãè, äàåò ïîðàæåíèÿ ïå÷åíè è êðîâè.

ÀÄ ñðåäíåé ìîùíîñòè - â ïåðâóþ î÷åðåäü ÒÀÄ (ïðàâèëüíåå - гетероциклические ÀÄ)- наиболее øèðîêî ïðèìåíÿåìàÿ ãðóïïà. Ïîïóëÿðåí àìèòðèïòèëèí (òðèïòèçîë), более ñîâðåìåííûé его àíàëîã -

Íà÷èíàþò ñ небольших äîç (2-3 òàáëетки íà íî÷ü). Äëÿ ðÿäà áольныõ îíè ìîãóò îêàçàòüñÿ äîñòàòî÷íûìè.

Ìàëûå äîçû (10-20 ìã) èñïîëüçуют ïðè íî÷íîì ýíóðåçå.

Èìèçèí (èìèïðàìèí, òîôðàíèë) - ðîäîíà÷альник ãðóïïû. Äîçû ïðèìåðíî соответствуют таковым у àìèòïðèïòèëèíа. Ñåäàòèâíîå äействиå âûðàæåíî меньше.

ÒÀÄ äàþò äîâîëüíî ìíîãî ïîáочных ýôôåêòîâ, íî â большинстве ñëó÷àåâ последние проявля

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.