Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. Общие сведения про морской бизнес и структуру рынка морских транспортных услуг



Специфика услуг морского транспорта

Среди множества типов рынков, выделяемых по объекту торговой сделки (например, рынок потребительских товаров, рынок товаров промышленного назначения и т.д.), особое место занимает рынок услуг. Значимость этого сектора заключается в том, что в среднем около 70% ВВП развитых стран связано именно с ним, при этом согласно официальным статистическим данным объемы транспортных услуг составляют значительную часть (до 50%) в общем объеме торговли услугами.

Транспортной продукцией следует считать «законченное перемещение» грузов или пассажиров, при этом предметом труда являются перемещаемые товары (пассажиры), средствами труда – транспортные средства. Но, для осуществления законченного перемещения грузов или пассажиров, требуется выполнение множества операций, которые составляют суть различных видов услуг на транспортном рынке, или, говоря иначе, транспортные услуги.

Итак, согласно современному подходу, под транспортной услугой понимается не только собственно перевозка грузов или пассажиров (их пространственное перемещение), а и любая операция, связанная с подготовкой и осуществлением перевозочного процесса. К услугам транспорта относят:

• перевозку грузов и пассажиров;

• погрузо-разгрузочные работы (погрузка, выгрузка, перегрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские операции);

• хранение грузов;

• подготовку транспортных средств;

• предоставление транспортных средств на условиях аренды и т.п.

Многообразие транспортных услуг обеспечивает сложная система поставщиков, которые действуют на соответствующих рынках.

Реализация услуг транспорта осуществляется посредством соответствующего рынка транспортных услуг, который можно определить как сферу взаимодействия производителей и потребителей транспортных услуг, которая характеризуется достаточно устойчивой, масштабной продажей транспортных услуг, проведением экономически обоснованной тарифной политики, а также наличием соответствующей нормативной правовой и технологической базы.

Транспортные услуги представлены секциями морского, речного, автомобильного, железнодорожного, авиационного и трубопроводного транспорта.

Транспортные услуги обладают определенной спецификой:

· транспортная услуга является продолжением процесса производства; процесс производства заканчивается в момент передачи продукции ее потребителю. Сама по себе транспортная услуга существовать не может, она обязательно обеспечивает коммерческую деятельность нетранспортных предприятий;

· предоставление услуги - это продажа процесса труда, а значит, качество услуги - это качество ее выполнения, т. е. качество труда;

· нематериальность услуги - существование услуги лишь в процессе ее предоставления и потребления;

· невозможность хранения и накопления услуги – так как производство (предоставление) и потребление происходят одновременно;

· уникальность услуги – в отличие от материальных стандартизированных товаров каждая услуга уникальна.

Таким образом, основная особенность продукции любого транспорта (в том числе и морского) состоит в том, что она может быть потреблена только в процессе ее производства. И если на рынках вещественных товаров могут быть заключены сделки как на наличный товар, так и на товар, который будет произведен, то на рынке транспортных услуг сделки, как правило, заключаются на продукцию транспорта, которая еще не произведена, а будет произведена и потреблена в процессе производства.

Наряду с этим, также важной особенностью продукции транспорта является то, что можно назвать единством «носителя» продукции транспорта – транспортного средства и той продукции транспорта, в отношении которой на рынке заключается сделка. Если в договорах купли-продажи вещественных товаров были бы лишними технические характеристики предприятий, выпустивших продукцию, то, напротив, в договорах перевозки наряду с характеристикой продукции транспорта, подлежащей производству (направление перевозки, сроки, количество перевозимого товара и т.д.), также приводятся технико-эксплуатационные показатели «носителя» продукции транспорта – транспортных средств, таким образом, продукция транспорта выступает в неотделимом виде от средств производства.

Далее, невозможно заранее проконтролировать качество транспортной продукции. Именно наличие рисков производства продукции транспорта, характеризующейся качеством ниже ожидаемого или необходимого, и заставляет предусматривать определенные гарантии, одной из которых служит включение в договор перевозки технико-эксплуатационных характеристик транспортных средств.

Важная особенность: потребительская стоимость транспортной продукции в значительной степени связана со временем ее производства, так как полезность этой продукции может значительно измениться или полностью исчезнуть, если она будет предложена в другое время.

Отметим, что, не смотря на определенную общность различных транспортных секций, обусловленную спецификой транспортного производства, каждый вид транспорта обладает характерными только для него технико-эксплуатационными и другими особенностями.

К особенностям производственного процесса на морском транспорте следует отнести повышенную энергоемкость, что объясняется природой транспортирования, связанного с преодолением сопротивления той среды, в которой осуществляется движение, а также с преодолением всякого рода трений в двигателях и ходовых частях. Доля затрат на топливо и электроэнергию в себестоимости продукции составляет от 5-7% до 15-20 %, что значительно выше, чем в других отраслях. В структуре эксплуатационных расходов крупнотоннажных высокоскоростных судов доля затрат на топливо может достигать 50%.

Следует особо отметить зависимость производственного процесса морского транспорта от погодно-климатических условий. Так, в одном источнике приводятся данные, свидетельствующие о том, что потери перевозочных возможностей в связи с климатическими условиями составляют не мене 10-15%.

Также важной характеристикой производственных процессов на морском транспорте является достаточно высокий уровень опасности портового производства и судоходства, именно поэтому в портах и судоходных компаниях большое внимание уделяется вопросам техники безопасности производства.

 

Основные виды услуг морского транспорта

Каждый вид товара (услуги) формирует соответствующий рынок, и предприятия морского транспорта реализуют свои услуги на рынке морских транспортных услуг, который является частью транспортного сектора рынка услуг. Системный подход к описанию рынка предполагает идентификацию его структуры, взаимосвязей элементов, определение основной функции рассматриваемой рыночной системы и взаимоотношений ее с внешней средой. В качестве последней выступает макросреда – политическая ситуация, общее состояние экономики, научно-технический прогресс и т.д.

В качестве основных субъектов рынка выступают продавцы и покупатели (рис.2.13). Благодаря первым формируется «рыночное предложение», вторые определяют «рыночный спрос». Основными видами взаимоотношений участников рынка являются:

• конкуренция;

• кооперация (интеграция);

• предпочтения.

Конкуренция характерна для внутрисекторных отношений, кооперация может присутствовать как внутри сектора, так и в межсекторных взаимосвязях. Подчеркнем, что покупатели, равно как и продавцы, могут объединяться, например, для получения скидок, а также могут конкурировать, когда речь идет об ограниченном либо уникальном предложении товара. Предпочтения покупателей обуславливают совершение конкретных сделок на рынке.

 

Морская перевозка осуществляется судоходными компаниями (морскими перевозчиками – компаниями операторами). В качестве пунктов отправления и назначения выступают порты, где происходит погрузка и выгрузка груза, а также осуществляются дополнительные мероприятия – хранение, упаковка, консолидация и т.п. Можно сказать, что морские перевозчики и порты – основные участники процесса морской транспортировки, которая, вообще говоря, не может осуществляться без выполнения целого ряда дополнительных и вспомогательных операций. Дополнительные операции предоставляются множеством предприятий, которые объединяют одним термином – «транспортный сервис».

В эту группу предприятий входит все многообразие посредников (связующие звенья в цепях взаимоотношений) – экспедиторы, судовые агенты, фрахтовые брокеры, компании судового менеджмента, таможенные брокеры.

Функционирование предприятий морского транспорта предполагает поддержку вспомогательного сервиса, то есть услуг, которые непосредственно не используются в процессе организации и осуществления морской транспортировки, но направлены на поддержку жизнедеятельности предприятий морского транспортного комплекса.

Предприятия вспомогательного сервиса (снабжение, ремонт, техобслуживание и т.п.) непосредственно не участвуют в процессах организации и осуществления транспортировки, поэтому их услуги, традиционно, к услугам морского транспорта не относят. Можно утверждать следующее - эти предприятия являются участниками рынка морских транспортных услуг, однако, существенное влияние на его конъюнктуру не оказывают.

Таким образом, рынок морских транспортных услуг можно определить как сферу экономических отношений между поставщиками и потребителями морских транспортных и вспомогательных услуг.

Итак, на рынке морских транспортных услуг в качестве поставщиков выступают: судоходные компании; порты; предприятия транспортного сервиса (транспортно-экспедиторские, агентские компании, фрахтовые брокеры, таможенные брокеры и т.п.).

В качестве потребителей выступают грузовладельцы и судовладельцы.

 

 

 

Как видно, к услугам морского транспорта относятся все многообразие услуг, предоставляемое портами, судоходными компаниями и посредниками (экспедиторами; судовыми агентам; фрахтовыми брокерами; таможенными брокерами; компаниями судового менеджмента).

Основная услуга судоходных компаний – услуга по морской перевозке грузов. Следует отметить, что в морской эксплуатационной практике выделяют судовладельцев, судовладельцев-распорядителей и перевозчиков, то есть владение судном, распоряжение судном и коммерческая эксплуатация могут осуществляться разными компаниями.

Услуги портов принято разделять на услуги, предоставляемые судам и грузам:

• услуги судам: укрытие от непогоды, бункеровка и материально- техническое обеспечение, ремонт и сюрвейерский осмотр, лоцманские, буксирные услуги, информационные услуги и т.п.;

• услуги грузам: стивидорные и терминальные услуги, связанные с погрузо-разгрузочными операциями и складированием грузов, оформление грузовых документов; дополнительные услуги - упаковка, стаффирование контейнеров, формирование судовых партий, рассортировка грузов и т.п.

Ведущую роль в комплексе портовых услуг играют стивидорные услуги, то есть услуги, связанные с обработкой судов. Поэтому достаточно часто под услугами портов имеют в виду именно стивидорные услуги, а все остальные, по сути, сопутствуют им, или, говоря иначе, – предоставляются в наборе со стивидорными услугами.

 

 

В процессе организации и осуществления морской транспортировки взаимосвязь участников – грузовладельцев и поставщиков различного рода услуг морского транспорта, можно представить следующим образом:

 

 

 

Отметим, что данная схема предусматривает интегрированное управление процессом транспортировки, осуществляемое экспедитором, что наиболее часто встречается на практике в современных условиях.

Экспедиторские компании на сегодняшний день не просто оказывают дополнительные к процессу транспортировки услуги, а являются организаторами и координаторами доставки грузов. Основная задача экспедитора – освободить грузовладельца от решения вопросов, связанных с транспортировкой грузов.

Морские агенты представляют интересы судоходных компаний и являются организаторами обслуживания судов в портах. Можно сказать, что морской агент - это доверенное лицо судовладельца в порту, экспедитор – доверенное лицо грузовладельца.

Представляя интересы разных сторон, и экспедиторы, и агенты преследуют общую цель - минимизировать время пребывания судна в порту. Только первые осуществляют это посредством организации выполнения операций по обслуживанию груза, вторые - по обслуживания судна.

Фрахтовые брокеры связывают две заинтересованные в транспортной услуге стороны – судовладельцев и грузовладельцев (либо экспедиторов, представляющих интересы последних).

Следует отметить специфику услуг судового менеджмента, появление которого относится к 80-м годам 20-го века. Появление нового вида услуг было связано с постоянно растущей сложностью управления торговым флотом морских судоходных компаний. Благодаря судовому менеджменту судоходные компании сосредотачиваются на поиске грузов, развитию флота (другими словами, маркетинге и управлению проектами), а, например, техническое обслуживание, комплектация экипажей осуществляется компаниями, занимающимся судовым менеджментом. Таким образом, разделение функций и обязанностей по владению флотом (собственности на него) и функций профессионального управления им, привело к появлению судового менеджмента.

 

Структура рынка морских транспортных услуг

 

Проанализируем более детально структуру рынка морских транспортных услуг. Так как каждый товар формирует соответствующий рынок, то и специфические услуги морского транспорта формируют специфические рынки.

 

 
 

 

 


Фрахтовый рынок как часть рынка морских транспортных услуг

Рынок морских транспортных услуг имеет достаточно сложную топологию в силу многообразия и разнонаправленности предлагаемых услуг, каждая из которых порождает соответствующий рынок – рынок портовых услуг, фрахтовый рынок, рынок морских посредников (рынок услуг морского агентирования, рынок экспедиторских услуг, рынок услуг фрахтовых брокеров) рынок вспомогательного сервиса. Таким образом, рынок морских транспортных услуг – это совокупность фрахтового рынка, рынка портовых услуг, рынка морских посредников и рынка вспомогательного сервиса.

 

 

 

 


Рынок портовых услуг как часть рынка морских транспортных услуг

Каждый из выделенных выше рынков по типам услуг можно представить как совокупность локальных рынков, выделенных по определенным признакам. Так, декомпозиция мирового фрахтового рынка осуществляется по форме судоходства, типу тоннажа, географии перевозок, виду грузов.

По характеру работы флота морское судоходство делят на линейное и трамповое, которые образуют соответствующие фрахтовые рынки. Между ними существуют значительные различия, выражающиеся, прежде всего в назначении и качестве услуг, предоставляемых морским транспортом клиентуре.

Линейное судоходство — это общественный вид транспорта, который предназначен для перевозки пассажиров и мелкопартионных грузов по заранее объявленному расписанию с оплатой по тарифу. В линейном судоходстве эксплуатируется примерно 2/5 всего сухогрузного флота.

Коммерческие особенности взаимоотношений линейных судовладельцев и грузовладельцев заключаются в определенном «диктате» условий доставки грузов со стороны перевозчиков. К ним относятся: расписание движения судов с его реквизитами (обусловленные порты захода, регламентированные дни и часы прихода и отхода судов); определенный перечень предоставляемых услуг (бронирование места, хранение, погрузка, перевозка и выгрузка груза). Услуги судовладельцев оплачиваются по тарифам, величина которых доводится до всеобщего сведения заблаговременно. Порядок приема и сдачи груза, ответственность за его перевозку оговариваются заранее.

В трамповом судоходстве работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, а цена перевозки устанавливается по соглашению сторон. Свое название оно получило от английского слова tramp, что означает «бродяга». Трамповый тоннаж используется в тех районах, где судовладельцу предложены более выгодные условия перевозки.

Трамповое судоходство отличается обслуживанием преимущественно дешевых массовых (навалочных, штучных и наливных) грузов. Перевозки осуществляются, как правило, пароходными партиями. Судовладельцы и фрахтователи при перевозках грузов трамповым флотом, исходят из особенностей его работы, в каждом конкретном случае заключают между собой договор, в котором детально оговаривают порядок своих взаимоотношений и условия пере­возки.

Традиционными грузами, обеспечивающими занятость трамповых судов, являются зерно, уголь, руда, сахар, лес, удобрения; практически полностью перевозятся трамповым флотом нефтеналивные грузы. Доставка таких грузов осуществляется судами особой специализации. Их продукция реализуется в определенных частях мирового фрахтового рынка, получивших названия рынки танкерного и сухогрузного тоннажа. Последний иногда делят на секции и рынки судов более узкой специализации: рефрижераторного, контейнерного, балкерного, лесовозного и т. д.

Основными географическими секциями современного открытого фрахтового рынка являются:

Атлантическая, основные грузопотоки зерно из портов США и Канады на Европу и Японию, уголь из портов США, пиломатериалы из Канады;

Тихоокеанская, в основном руда и зерно из портов Канады на Японию и Европу;

Австралийская, руда, уголь, пиломатериалы;

Средиземноморская, удобрения из портов Северной Африки.

В перевозках наливных грузов выделяются основные грузопотоки сырой нефти, а также нефтепродуктов.

Локальный фрахтовый рынок можно определить как сферу обращения транспортных услуг на перевозки определенных видов груза внутри или между заданными районами, которые наиболее эффективно могут осуществляться судами с некоторыми заданными характеристиками. Современная классификационная схема тоннажа представлена на рис.

Следует отметить, что не только специализация тоннажа, но и размер тоннажа используется для выделения локальных фрахтовых рынков, причем их границы в некоторых случаях весьма условны. Так, если «минибалкер» ни при каких условиях не может быть конкурентом «панамаксам», то указанные виды тоннажа порождают два непересекающихся локальных фрахтовых рынка.

Например, балкеры «панамаксы» и «хендимаксы» в некоторых географических сегментах успешно могут работать на одних и тех же грузопотоках, поэтому локальные фрахтовые рынки данных тоннажных групп могут пересекаться.

 

Аналогично, локальный рынок портовых услуг можно определить как сферу обращения портовых услуг применительно к определенной категории грузов и виду тоннажа в определенном географическом регионе. Так, в конкретном географическом регионе могут находиться порты, являющиеся конкурентами по одним категориям груза и не соперничающие по иным, тем которые специализация порта не позволяет перерабатывать.

Также глубины у причалов обуславливают тоннажную группу судов, которые могут заходить в порт, что определяет границы локального рынка портовых услуг с точки зрения размера тоннажа. Пересечение локальных секций образует локальный рынок морских транспортных услуг.

Таким образом, рынок морских транспортных услуг можно рассматривать как совокупность локальных пересекающихся или непересекающихся рынков

Представленная декомпозиция рынка морских транспортных услуг является результатом сегментирования, которое осуществляется по следующим признакам:

• географический регион;

• тип судов и тоннажная группа;

• конкретный грузопоток (набор грузопотоков);

• определенный набор услуг.

Указанные признаки определяют границы локального рынка – сегмента рынка морских транспортных услуг.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.