Как лучше рассадить ребят в классе? Кому из учеников дать ответственное совместное поручение? Как скомплектовать малые учебные группы для совместной учебной работы на уроке? Кто из класса лучше других справился бы с обязанностями старосты? – вот далеко не полный перечень вопросов из тех, с которыми приходится иметь дело школьному психологу и учителю, тем более, если он становится классным руководителем. Успешность решения вопросов такого рода находится в сильной зависимости от того, насколько хорошо педагог ориентируется в реальной системе неформальных межличностных отношений учащихся, сложившейся в классе. Трудно себе представить, чтобы ему удалось создать условия для формирования полноценного коллектива, если он не обладает компетентностью в области взаимных предпочтений учащихся.
Межличностные отношений в классе можно изучать при помощи наблюдения и социометрического метода.
Одним из аспектов подготовки к проведению социометрии является определение критерия социометрического выбора, т.е. того вопроса, который будет поставлен перед учащимися. Лучше, если в своем первом социометрическом исследовании студент-практикант поставит перед учащимися только один вопрос, но проведет исследование качественно и тщательно освоит способ обработки результатов. Что касается перечня возможных вопросов, то он достаточно велик. Примерный перечень их может быть следующим:
С кем из одноклассников ты предпочел бы вдвоем выполнить ответственное общественное поручение?
С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
К кому из одноклассников ты обратился бы за помощью в трудную минуту?
С кем из одноклассников ты предпочел бы вместе провести каникулы?
Если бы тебе пришлось переехать в другой город, то разлука с кем из одноклассников была бы для тебя наиболее тяжелой? и т.д.
Формулируя тот или иной вопрос, можно – в целях уточнения социометрического статуса школьников – попросить их указать не одного, а трех одноклассников в порядке убывания их привлекательности. Например, задавая вопрос, касающийся общественного поручения, можно уточнить: «С кем – в первую очередь, с кем – во вторую, а с кем – в третью». При этом нужно постараться убедить ребят в том, что нет ничего «неудобного» в том, что одноклассник выберет одноклассницу, или наоборот. Необходимо подчеркнуть, что определение критерия выбора часто зависит от конкретных условий. Бывают ведь недоразумения, когда, например, студент-практикант спрашивает девятиклассников, с кем бы они хотели сидеть за одной партой, а школьники ему тут же отвечают, что они уже давно сидят, кто с кем хочет.
Наконец, студентам-практикантам надо четко продумать организационные вопросы, относящиеся к процессу исследования. Можно попросить учащихся достать для проведения опыта по листу бумаги. Но лучше заранее подготовить и раздать всем одинаковые листы. Вообще, четкость в управлении действиями испытуемых, в том числе и их работой на листах, – необходимое условие успеха в проведении опыта.
Разумеется, во время исследования учащиеся могут задавать вопросы. И неожиданные – тоже. Чтобы отвечать квалифицированно, практиканты должны не только хорошо понимать смысл исследования, но и заранее представлять себе способ обработки будущих результатов, который вначале полезно освоить на абстрактном материале.
Социометрическая методика дана по: [2, с.90-101; 10, с.43-45]
Основные правила построения исследования:
1) установить доверительные отношения с классом;
2) объяснить цели проведения социометрии;
3) подчеркнуть важность и значение самостоятельности и секретности при ответах;
4) гарантировать сохранение тайны ответов;
5) проверить правильность и однозначность понимания вопросов, включенных в тест;
6) показать точно и ясно технику записи ответов;
7) каждый член группы имеет возможность провести любое количество выборов;
8) выбор может быть как позитивный, так и негативный.
Инструкция
Ребята! Вам нужно ответить на следующий вопрос: «Кого из группы (класса) ты бы пригласил на свой день рождения?» Сначала напишите фамилию того, кого бы вы пригласили в первую очередь, и далее того, кого пригласили бы во вторую, в третью.
Студент-практикантминут через 10 собирает листочки, которые должны быть обязательно подписаны; если учащийся никого не указал, то сдает листок только с указанием своей фамилии.
Начинается обработка результатов с построения матрицы распределения выборов.
Обработка результатов
Данные заносятся в основную матрицу результатов. В левом столбце записываются фамилии всех членов изучаемой группы (по алфавиту, сначала мальчики, затем девочки), по горизонтали – только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 обозначают тех, кого выбрал каждый ученик в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь.
Таблица 3
Основная матрица результатов
1. Члены группы обозначаются буквами алфавита или порядковыми числами, которые расставляются в вертикали (кто выбирает) и горизонтали (кого выбирают). Проводится диагональ, которая перечеркивает те квадраты, где выбирающий мог бы отметить себя. Эта альтернатива исключается.
2. В рядах знаком «+» отмечаются позитивные выборы, которые сделали данные индивиды, знаком «–» обозначаются негативные выборы. Взаимные выборы обводятся кружками. Можно выделить первые и последующие выборы.
3. По краям матрицы делается соответствующее суммирование: количество положительных выборов, негативных, произведенных.
Затем обозначаются взаимные выборы. Если среди тех, кого выбрал участник, есть те, кто выбрал его, то это значит, что у него с этими учащимися взаимные выборы. В таблице они подчеркиваются или обводятся кружком. Далее подсчитываются по вертикали количество полученных выборов каждым участником и количество взаимных выборов.
По Д. Морено (см. «Психология. Словарь», М.:1990, с.218-219), психологическое благополучие личности во многом определяется ее местом в системе межличностных отношений, положением в группе. Неформальная структура этих отношений и определяется социометрической методикой. Для получения более ясного представления о положении в группе (кружке, классе) каждого участника на основе данных таблицы составляется карта групповой дифференциации. В простейшем варианте она имеет вид щита, состоящего из четырех концентрически расположенных окружностей. Каждый круг определяет положение учащегося по результатам исследования.
Данные, содержащиеся в матрице, можно изобразить графически, создав социограмму.Она может иметь несколько вариантов (схемы 1–3).
Социограмма – специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отклонений, ожидаемых выборов и отклонений, сделанных в ходе исследования, проведенного с помощью социометрической методики. Социограмма может иметь несколько вариантов. Вот несколько из них.
1. Мишень.Совокупность концентрических окружностей (см. схему 1), внутри которых размещаются члены исследуемой группы, в соответствии с числом полученных выборов. Мальчики и девочки отмечаются разными знаками. Стрелки указывают на направленность выборов.
Круг (центральный) – те, кто набрал наибольшее количество выборов («Звезды», «Лидеры»):
Круг – «предпочитаемые» (среднее количество выборов).
Круг – «пренебрегаемые» (число выборов меньше среднего).
Круг – «изолированные» (не получившие ни одного выбора).
Схема 1
Знаки, обозначающие типы отношений между членами группы:
2. Группировка (схема 2). Относительно произвольное, не имеющее системы координат плоскостное изображение, на котором представлены группировки, существующие внутри исследуемой группы, и связи между ними. Расстояние между индивидами соответствует близости их выборов.
Схема 2
3. Индивидуальная (схема 3). Произвольно выбранный член группы (например, Петя) изображается отдельно от других, и вокруг него (по окружности) располагаются те члены группы, с которыми он оказался так или иначе связанным. Характер существенных связей обозначается условными знаками.
Схема 3
Для характеристики социальных отношений учащегося важно знать не только то, сколько членов группы, кого конкретно учащийся выбирает или сколько и кем он выбран. Необходимо знать также и то, в какой мере он способен определить (почувствовать, предположить), кто выбирает его или же кто кого в группе выбирает. Для ученика важно не только количество выборов, но и то, кто именно предпочел его другим. Эти данные важны: для учителя, для выявления структуры взаимоотношений, для изучения удовлетворенности ученика в общении.
Учащихся связывают взаимные отношения, которые они осознают, но на какой основе возникает эта взаимность – вопрос дополнительных исследований.
Чем с большим числом одноклассников связывает ученика взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние.
Число выборов, полученных каждым учащимся, характеризует его положение в системе личных отношений (социометрический статус).
Данные обследования группы, представленные на социограммах, нередко дополняются вычислением числовых показателей, которые также характеризуют изучаемую группу количественно и качественно. Из этих показателей наиболее часто используется индекс групповой сплоченности, который выглядит следующим образом [11, с.144-145]:
Сn = К / ∑вв ,
где Сn – показатель групповой сплоченности;
К – общее число взаимных выборов, сделанных в данной группе;
∑вв – максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.
Показатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель ∑вв определяется, в свою очередь, по формуле
∑вв = n(n-1) / 2 ,
где n – число членов изучаемой группы.
Кроме того, можно соотнести полученные в результате анализа социограммы данные с официальной структурой группы.
1. Что обеспечивает тому или иному учащемуся определенное место в структуре межличностных отношений в группе? (Беседа, данные психологических методик).
2. Влияет ли положение отдельных ребят на группу в целом? (Беседа, наблюдение).
3. Являются ли «звезды» фактическими лидерами данной группы? Какого типа эти лидеры?
4. Чем объясняется положение в группе тех, кого никто не выбрал? (Особенности характера, позиция, привычки).
5. Чем вызвано наличие обособленных группировок? Что в них является объединяющим началом?
6. Какова роль группировок в жизни группы?
Могут быть расхождения между реальными отношениями и теми, которые можно предполагать на основании карты. Это происходит потому, что получаемые данные информируют не только о действительных, но и о желаемых отношениях. Длительные наблюдения педагога и психолога позволяют корректировать результаты.
На основе данных по этой методике педагог и психолог ищут пути выравнивания социального статуса «отверженных», сплочения отдельных группировок в общий коллектив. Выравнивание положения учащихся требует применения разных приемов в зависимости от особенностей их характера, установок, интересов и способностей: это может быть, например, сообщение о достижениях учащегося, похвала, активизация его самовоспитания, его участие в тренинге общения, уверенности в себе, в значимых общих делах.