Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исследование межличностных отношений в группе учащихся



Как лучше рассадить ребят в классе? Кому из учеников дать ответственное совместное поручение? Как скомплектовать малые учебные группы для совместной учебной работы на уроке? Кто из класса лучше других справился бы с обязанностями старосты? – вот далеко не полный перечень вопросов из тех, с которыми приходится иметь дело школьному психологу и учителю, тем более, если он становится классным руководителем. Успешность решения вопросов такого рода находится в сильной зависимости от того, насколько хорошо педагог ориентируется в реальной системе неформальных межличностных отношений учащихся, сложившейся в классе. Трудно себе представить, чтобы ему удалось создать условия для формирования полноценного коллектива, если он не обладает компетентностью в области взаимных предпочтений учащихся.

Межличностные отношений в классе можно изучать при помощи наблюдения и социометрического метода.

Одним из аспектов подготовки к проведению социометрии является определение критерия социометрического выбора, т.е. того вопроса, который будет поставлен перед учащимися. Лучше, если в своем первом социометрическом исследовании студент-практикант поставит перед учащимися только один вопрос, но проведет исследование качественно и тщательно освоит способ обработки результатов. Что касается перечня возможных вопросов, то он достаточно велик. Примерный перечень их может быть следующим:

С кем из одноклассников ты предпочел бы вдвоем выполнить ответственное общественное поручение?

С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

К кому из одноклассников ты обратился бы за помощью в трудную минуту?

С кем из одноклассников ты предпочел бы вместе провести каникулы?

Если бы тебе пришлось переехать в другой город, то разлука с кем из одноклассников была бы для тебя наиболее тяжелой? и т.д.

Формулируя тот или иной вопрос, можно – в целях уточнения социометрического статуса школьников – попросить их указать не одного, а трех одноклассников в порядке убывания их привлекательности. Например, задавая вопрос, касающийся общественного поручения, можно уточнить: «С кем – в первую очередь, с кем – во вторую, а с кем – в третью». При этом нужно постараться убедить ребят в том, что нет ничего «неудобного» в том, что одноклассник выберет одноклассницу, или наоборот. Необходимо подчеркнуть, что определение критерия выбора часто зависит от конкретных условий. Бывают ведь недоразумения, когда, например, студент-практикант спрашивает девятиклассников, с кем бы они хотели сидеть за одной партой, а школьники ему тут же отвечают, что они уже давно сидят, кто с кем хочет.

Наконец, студентам-практикантам надо четко продумать организационные вопросы, относящиеся к процессу исследования. Можно попросить учащихся достать для проведения опыта по листу бумаги. Но лучше заранее подготовить и раздать всем одинаковые листы. Вообще, четкость в управлении действиями испытуемых, в том числе и их работой на листах, – необходимое условие успеха в проведении опыта.

Разумеется, во время исследования учащиеся могут задавать вопросы. И неожиданные – тоже. Чтобы отвечать квалифицированно, практиканты должны не только хорошо понимать смысл исследования, но и заранее представлять себе способ обработки будущих результатов, который вначале полезно освоить на абстрактном материале.

Социометрическая методика дана по: [2, с.90-101; 10, с.43-45]

Основные правила построения исследования:

1) установить доверительные отношения с классом;

2) объяснить цели проведения социометрии;

3) подчеркнуть важность и значение самостоятельности и секретности при ответах;

4) гарантировать сохранение тайны ответов;

5) проверить правильность и однозначность понимания вопросов, включенных в тест;

6) показать точно и ясно технику записи ответов;

7) каждый член группы имеет возможность провести любое количество выборов;

8) выбор может быть как позитивный, так и негативный.

 

Инструкция

Ребята! Вам нужно ответить на следующий вопрос: «Кого из группы (класса) ты бы пригласил на свой день рождения?» Сначала напишите фамилию того, кого бы вы пригласили в первую очередь, и далее того, кого пригласили бы во вторую, в третью.

Студент-практикантминут через 10 собирает листочки, которые должны быть обязательно подписаны; если учащийся никого не указал, то сдает листок только с указанием своей фамилии.

Начинается обработка результатов с построения матрицы распределения выборов.

 

Обработка результатов

Данные заносятся в основную матрицу результатов. В левом столбце записываются фамилии всех членов изучаемой группы (по алфавиту, сначала мальчики, затем девочки), по горизонтали – только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 обозначают тех, кого выбрал каждый ученик в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь.

 

 

Таблица 3

Основная матрица результатов

 

1. Члены группы обозначаются буквами алфавита или порядковыми числами, которые расставляются в вертикали (кто выбирает) и горизонтали (кого выбирают). Проводится диагональ, которая перечеркивает те квадраты, где выбирающий мог бы отметить себя. Эта альтернатива исключается.

2. В рядах знаком «+» отмечаются позитивные выборы, которые сделали данные индивиды, знаком «–» обозначаются негативные выборы. Взаимные выборы обводятся кружками. Можно выделить первые и последующие выборы.

3. По краям матрицы делается соответствующее суммирование: количество положительных выборов, негативных, произведенных.

 

Затем обозначаются взаимные выборы. Если среди тех, кого выбрал участник, есть те, кто выбрал его, то это значит, что у него с этими учащимися взаимные выборы. В таблице они подчеркиваются или обводятся кружком. Далее подсчитываются по вертикали количество полученных выборов каждым участником и количество взаимных выборов.

По Д. Морено (см. «Психология. Словарь», М.:1990, с.218-219), психологическое благополучие личности во многом определяется ее местом в системе межличностных отношений, положением в группе. Неформальная структура этих отношений и определяется социометрической методикой. Для получения более ясного представления о положении в группе (кружке, классе) каждого участника на основе данных таблицы составляется карта групповой дифференциации. В простейшем варианте она имеет вид щита, состоящего из четырех концентрически расположенных окружностей. Каждый круг определяет положение учащегося по результатам исследования.

Данные, содержащиеся в матрице, можно изобразить графически, создав социограмму.Она может иметь несколько вариантов (схемы 1–3).

Социограмма – специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отклонений, ожидаемых выборов и отклонений, сделанных в ходе исследования, проведенного с помощью социометрической методики. Социограмма может иметь несколько вариантов. Вот несколько из них.

1. Мишень.Совокупность концентрических окружностей (см. схему 1), внутри которых размещаются члены исследуемой группы, в соответствии с числом полученных выборов. Мальчики и девочки отмечаются разными знаками. Стрелки указывают на направленность выборов.

Круг (центральный) – те, кто набрал наибольшее количество выборов («Звезды», «Лидеры»):

Круг – «предпочитаемые» (среднее количество выборов).

Круг – «пренебрегаемые» (число выборов меньше среднего).

Круг – «изолированные» (не получившие ни одного выбора).

 

Схема 1

 

 

Знаки, обозначающие типы отношений между членами группы:

 

2. Группировка (схема 2). Относительно произвольное, не имеющее системы координат плоскостное изображение, на котором представлены группировки, существующие внутри исследуемой группы, и связи между ними. Расстояние между индивидами соответствует близости их выборов.

Схема 2

 

3. Индивидуальная (схема 3). Произвольно выбранный член группы (например, Петя) изображается отдельно от других, и вокруг него (по окружности) располагаются те члены группы, с которыми он оказался так или иначе связанным. Характер существенных связей обозначается условными знаками.

 

Схема 3

Для характеристики социальных отношений учащегося важно знать не только то, сколько членов группы, кого конкретно учащийся выбирает или сколько и кем он выбран. Необходимо знать также и то, в какой мере он способен определить (почувствовать, предположить), кто выбирает его или же кто кого в группе выбирает. Для ученика важно не только количество выборов, но и то, кто именно предпочел его другим. Эти данные важны: для учителя, для выявления структуры взаимоотношений, для изучения удовлетворенности ученика в общении.

Учащихся связывают взаимные отношения, которые они осознают, но на какой основе возникает эта взаимность – вопрос дополнительных исследований.

Чем с большим числом одноклассников связывает ученика взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние.

Число выборов, полученных каждым учащимся, характеризует его положение в системе личных отношений (социометрический статус).

 

Данные обследования группы, представленные на социограммах, нередко дополняются вычислением числовых показателей, которые также характеризуют изучаемую группу количественно и качественно. Из этих показателей наиболее часто используется индекс групповой сплоченности, который выглядит следующим образом [11, с.144-145]:

Сn = К / ∑вв ,

где Сn – показатель групповой сплоченности;

К – общее число взаимных выборов, сделанных в данной группе;

вв – максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.

Показатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель вв определяется, в свою очередь, по формуле

вв = n(n-1) / 2 ,

где n – число членов изучаемой группы.

 

Кроме того, можно соотнести полученные в результате анализа социограммы данные с официальной структурой группы.

Подводя итоги, дополнительно выясняется следующее:

1. Что обеспечивает тому или иному учащемуся определенное место в структуре межличностных отношений в группе? (Беседа, данные психологических методик).

2. Влияет ли положение отдельных ребят на группу в целом? (Беседа, наблюдение).

3. Являются ли «звезды» фактическими лидерами данной группы? Какого типа эти лидеры?

4. Чем объясняется положение в группе тех, кого никто не выбрал? (Особенности характера, позиция, привычки).

5. Чем вызвано наличие обособленных группировок? Что в них является объединяющим началом?

6. Какова роль группировок в жизни группы?

 

Могут быть расхождения между реальными отношениями и теми, которые можно предполагать на основании карты. Это происходит потому, что получаемые данные информируют не только о действительных, но и о желаемых отношениях. Длительные наблюдения педагога и психолога позволяют корректировать результаты.

На основе данных по этой методике педагог и психолог ищут пути выравнивания социального статуса «отверженных», сплочения отдельных группировок в общий коллектив. Выравнивание положения учащихся требует применения разных приемов в зависимости от особенностей их характера, установок, интересов и способностей: это может быть, например, сообщение о достижениях учащегося, похвала, активизация его самовоспитания, его участие в тренинге общения, уверенности в себе, в значимых общих делах.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.