В ходе практики студенту следует изучить классный коллектив, в который он направлен школьным психологом. Целями выполнения данного вида работы являются:
- научиться применять при изучении классного коллектива различные методы исследования;
Студенты должны применить известные им методы изучения межличностных отношений, провести анализ полученных данных, дать оценку уровня развития коллектива и наметить возможные линии его развития.
Методы, которые студенты могут использовать при изучении ученического коллектива: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, социометрия, эксперимент.
Схема психологической характеристики класса может включать:
1) Общие сведения о классном коллективе: количество учеников (мальчиков / девочек), год обучения, постоянство состава, менялся ли классный руководитель, состояние дисциплины в классе, количество отличников и неуспевающих.
2) Учебная деятельность классного коллектива (общая успеваемость класса; анализ учебных интересов; основные мотивы учебной деятельности; дисциплина и активность на уроках, динамика успеваемости и дисциплины (требование учителя и реакции класса), отрицательные моменты в деятельности класса (шпаргалки, подсказки, списывание и т.д.).
3) Общественная жизнь класса (участие класса в школьных мероприятиях, выполнение общественных поручений; участие в классных мероприятиях и общественных делах школы; отношение учеников класса к общественно-полезному труду; интерес к общественно-политическим событиям, спорту, искусству, коллекционированию; занятия в кружках, секциях, музыкальных и художественных школах).
4) Межличностные отношения:характеристика актива класса и его роли в жизни коллектива; степень развития коллективистских отношений (целеустремленность, сплоченность, товарищеская взаимопомощь, взаимная требовательность, критика и самокритика; наличие общественного мнения и традиций); эмоционально-психологический климат в классе (социометрический статус и эмоциональная удовлетворенность отдельных членов; наличие неофициальных лидеров и микрогруппировок, атмосфера оптимизма и жизнерадостности, деловой настрой); роль учителя в формировании коллективистских взаимоотношений учителя и учащихся.
5) Характеристика уровня развития коллектива (этот раздел является обобщающим, при его написании используются данные всех предыдущих разделов).
В нем можно отметить следующие моменты:
- роль классного руководителя, актива и отдельных членов класса в организации учебных, трудовых, общественных мероприятий (указывается, чья активность преобладает, какие задачи, кем решаются и т.д.);
- сплоченность коллектива (наличие или отсутствие противоборствующих группировок, наличие традиций и общественного мнения);
- интеллектуальное единство класса (умение самостоятельно принимать обдуманное решение, прийти к общему мнению в результате обсуждения, правильная оценка положительных и отрицательных качеств класса, отношение к критическим замечаниям в свой адрес и пр.);
- эмоциональное единство класса (общий эмоциональный настрой, взаимная симпатия, сопереживание друг другу, готовность к принятию новых членов, отношения к другим группам и коллективам, причисление своего класса к более широкому коллективу, совместное переживание успехов и неудач и т.д.);
- волевое единство класса (умение создавать высокий уровень напряжения физических и духовных сил для решения общих задач, преодоление препятствий, реакция на неудачи и удачи, умение доводить дело до конца и т.д.).
Раздел завершается выводом об уровне (стадии) развития класса как коллектива (высокий, средний, низкий) и динамике его развития (подъем, спад, застой).
Для получения знаний о классе следует использовать разнообразные приемы. С целью общей ориентировки прежде всего необходимо побеседовать с классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе, школьным психологом, учителями-предметниками. Их сведения должны быть обобщены (выделить совпадающие характеристики и обратить внимание на несовпадающие оценки).
Однако основные сведения следует получить в ходе собственной психолого-воспитательной работы. В качестве основных методов студент-практикант применяет наблюдение, беседу, анкетирование, социометрию, социально-психологическую самооценку коллектива (СПСК).
Наблюдение может вестись в ходе уроков, перемен, а также в ходе подготовки к какому-либо мероприятию.
Прежде чем приступить к непосредственному наблюдению, следует составить его общую программу, в которой обозначить задачу, т.е. определить, какую сторону жизни коллектива собирается увидеть, изучить практикант. Необходимо также спланировать, в какой ситуации предстоит наблюдать.
Например, программа наблюдения за классным коллективом может быть следующая.
1. Задача наблюдения: выявить инициативу, организованность и сплоченность класса в подготовке и проведении классного (школьного) мероприятия.
2. Ситуация наблюдения: внутришкольная, внешкольная деятельность класса.
Примерный план наблюдения может быть следующим:
1. Кто подал инициативу о проведении мероприятия?
2. Все ли учащиеся класса приняли данное предложение?
3. Как распределились обязанности в подготовке и проведении дела?
4. Какова роль официальных руководителей класса (старосты и т.д.)?
5. Есть ли неофициальные лидеры и какова их роль?
6. Фактическое участие учеников класса в организации и проведении мероприятия (были ли уклонения от поручений; если были, то каковы причины).
7. Были ли трудности при подготовке и проведении дела, как преодолели их?
8. Был ли проведен анализ мероприятия? Какие сделаны выводы?
9. Позиция практиканта в ходе наблюдения (включенность, невключенность).
Беседа предполагает непосредственное словесное общение с учащимися. При её подготовке необходимо продумать серию вопросов, направленных на получение необходимых сведений.
Далее приводится примерный перечень вопросов для беседы. Отвечая на них, учащиеся сообщают дополнительные сведения к тем, которые получены при помощи наблюдения, социометрии и анкеты:
1. Есть ли в вашем классе общее дело, над которым вы уже долго трудитесь? Если есть, назови его. Какое участие в нем принимаешь ты?
2. Среди твоих одноклассников К. очень популярен. Многие ребята желали бы с ним дружить. Как ты думаешь, почему?
3. Видно, что ученик вашего класса С. непопулярен. Почему?
4. Бывают ли среди ребят вашего класса конфликты (горячие споры, ругань, может быть, и драки)?
5. Ты с кем-нибудь находишься в плохих отношениях? Если да, то как давно и в чем причина?
6. Обсуждаете ли вы на классных собраниях успеваемость, дисциплину, взаимоотношения? Кто обычно выступает с критикой (учитель или одноклассники)?
7. Как вы относитесь к критике? Учитываете её или обижаетесь на тех, кто критикует?
Беседа проводится с каждым учеником. Содержание беседы следует фиксировать в дневнике сразу после неё. Лучше, если школьник не будет свидетелем записи.