Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологическая характеристика классного коллектива



В ходе практики студенту следует изучить классный коллектив, в который он направлен школьным психологом. Целями выполнения данного вида работы являются:

- научиться применять при изучении классного коллектива различные методы исследования;

- научиться составлять психологическую характеристику классного коллектива.

Студенты должны применить известные им методы изучения межличностных отношений, провести анализ полученных данных, дать оценку уровня развития коллектива и наметить возможные линии его развития.

Методы, которые студенты могут использовать при изучении ученического коллектива: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, социометрия, эксперимент.

Схема психологической характеристики класса может включать:

1) Общие сведения о классном коллективе: количество учеников (мальчиков / девочек), год обучения, постоянство состава, менялся ли классный руководитель, состояние дисциплины в классе, количество отличников и неуспевающих.

2) Учебная деятельность классного коллектива (общая успеваемость класса; анализ учебных интересов; основные мотивы учебной деятельности; дисциплина и активность на уроках, динамика успеваемости и дисциплины (требование учителя и реакции класса), отрицательные моменты в деятельности класса (шпаргалки, подсказки, списывание и т.д.).

3) Общественная жизнь класса (участие класса в школьных мероприятиях, выполнение общественных поручений; участие в классных мероприятиях и общественных делах школы; отношение учеников класса к общественно-полезному труду; интерес к общественно-политическим событиям, спорту, искусству, коллекционированию; занятия в кружках, секциях, музыкальных и художественных школах).

4) Межличностные отношения:характеристика актива класса и его роли в жизни коллектива; степень развития коллективистских отношений (целеустремленность, сплоченность, товарищеская взаимопомощь, взаимная требовательность, критика и самокритика; наличие общественного мнения и традиций); эмоционально-психологический климат в классе (социометрический статус и эмоциональная удовлетворенность отдельных членов; наличие неофициальных лидеров и микрогруппировок, атмосфера оптимизма и жизнерадостности, деловой настрой); роль учителя в формировании коллективистских взаимоотношений учителя и учащихся.

5) Характеристика уровня развития коллектива (этот раздел является обобщающим, при его написании используются данные всех предыдущих разделов).

В нем можно отметить следующие моменты:

- роль классного руководителя, актива и отдельных членов класса в организации учебных, трудовых, общественных мероприятий (указывается, чья активность преобладает, какие задачи, кем решаются и т.д.);

- сплоченность коллектива (наличие или отсутствие противоборствующих группировок, наличие традиций и общественного мнения);

- интеллектуальное единство класса (умение самостоятельно принимать обдуманное решение, прийти к общему мнению в результате обсуждения, правильная оценка положительных и отрицательных качеств класса, отношение к критическим замечаниям в свой адрес и пр.);

- эмоциональное единство класса (общий эмоциональный настрой, взаимная симпатия, сопереживание друг другу, готовность к принятию новых членов, отношения к другим группам и коллективам, причисление своего класса к более широкому коллективу, совместное переживание успехов и неудач и т.д.);

- волевое единство класса (умение создавать высокий уровень напряжения физических и духовных сил для решения общих задач, преодоление препятствий, реакция на неудачи и удачи, умение доводить дело до конца и т.д.).

Раздел завершается выводом об уровне (стадии) развития класса как коллектива (высокий, средний, низкий) и динамике его развития (подъем, спад, застой).

Для получения знаний о классе следует использовать разнообразные приемы. С целью общей ориентировки прежде всего необходимо побеседовать с классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе, школьным психологом, учителями-предметниками. Их сведения должны быть обобщены (выделить совпадающие характеристики и обратить внимание на несовпадающие оценки).

Однако основные сведения следует получить в ходе собственной психолого-воспитательной работы. В качестве основных методов студент-практикант применяет наблюдение, беседу, анкетирование, социометрию, социально-психологическую самооценку коллектива (СПСК).

Наблюдение может вестись в ходе уроков, перемен, а также в ходе подготовки к какому-либо мероприятию.

Прежде чем приступить к непосредственному наблюдению, следует составить его общую программу, в которой обозначить задачу, т.е. определить, какую сторону жизни коллектива собирается увидеть, изучить практикант. Необходимо также спланировать, в какой ситуации предстоит наблюдать.

Например, программа наблюдения за классным коллективом может быть следующая.

1. Задача наблюдения: выявить инициативу, организованность и сплоченность класса в подготовке и проведении классного (школьного) мероприятия.

2. Ситуация наблюдения: внутришкольная, внешкольная деятельность класса.

 

Примерный план наблюдения может быть следующим:

1. Кто подал инициативу о проведении мероприятия?

2. Все ли учащиеся класса приняли данное предложение?

3. Как распределились обязанности в подготовке и проведении дела?

4. Какова роль официальных руководителей класса (старосты и т.д.)?

5. Есть ли неофициальные лидеры и какова их роль?

6. Фактическое участие учеников класса в организации и проведении мероприятия (были ли уклонения от поручений; если были, то каковы причины).

7. Были ли трудности при подготовке и проведении дела, как преодолели их?

8. Был ли проведен анализ мероприятия? Какие сделаны выводы?

9. Позиция практиканта в ходе наблюдения (включенность, невключенность).

 

Беседа предполагает непосредственное словесное общение с учащимися. При её подготовке необходимо продумать серию вопросов, направленных на получение необходимых сведений.

Далее приводится примерный перечень вопросов для беседы. Отвечая на них, учащиеся сообщают дополнительные сведения к тем, которые получены при помощи наблюдения, социометрии и анкеты:

1. Есть ли в вашем классе общее дело, над которым вы уже долго трудитесь? Если есть, назови его. Какое участие в нем принимаешь ты?

2. Среди твоих одноклассников К. очень популярен. Многие ребята желали бы с ним дружить. Как ты думаешь, почему?

3. Видно, что ученик вашего класса С. непопулярен. Почему?

4. Бывают ли среди ребят вашего класса конфликты (горячие споры, ругань, может быть, и драки)?

5. Ты с кем-нибудь находишься в плохих отношениях? Если да, то как давно и в чем причина?

6. Обсуждаете ли вы на классных собраниях успеваемость, дисциплину, взаимоотношения? Кто обычно выступает с критикой (учитель или одноклассники)?

7. Как вы относитесь к критике? Учитываете её или обижаетесь на тех, кто критикует?

Беседа проводится с каждым учеником. Содержание беседы следует фиксировать в дневнике сразу после неё. Лучше, если школьник не будет свидетелем записи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.