В последнее десятилетие в промышленности уделяется огромное внимание снижению издержек путем слияний и приобретения компаний, что позволяет использовать эффект масштаба, производить реинжиниринг для создания более эффективно функционирующих организаций. Создаются более плоские организационные структуры для сокращения количества уровней управления и т. д. Примерно такое же отношение к делу передалось и управлению каналами распределения, где все больше внимания уделяется снижению издержек сбыта путем совершенствования процессов управления.
Широкое использование технологий
С тенденцией снижения издержек тесно связано также широкое использование технологий, поскольку благодаря этому возрастает интенсивность сбыта и его эффективность. Телекоммуникации и компьютерные технологии (особенно возрастающая роль Интернета), конечно же, являются основой этого бума технологий. С точки зрения управления каналами сбыта эта растущая роль технологий означает, что менеджеры, занимающиеся управлением каналами, теперь должны иметь более глубокие знания в области технологий и, что более важно, понимание того, как их можно выгодно применить для увеличения эффективности и производительности каналов сбыта.
Широкие перспективы поведенческого подхода
До последней четверти XX в. каналы распределения рассматривались как экономические системы, а социальным процессам и процессам взаимодействия внутри них не уделялось никакого внимания. На протяжении двух последних десятилетий на первый план вышел поведенческий подход, который рассматривает каналы сбыта шире, представляя их не только как экономические, но и как социальные системы (Stern, 1969). Таким образом, такие основополагающие вопросы, как использование власти и управление конфликтами в рамках сбытовых каналов, рассматриваются с поведенческой точки зрения. При этом появляется возможность использовать методы наук, изучающих поведение, а не только экономических дисциплин. Те, кто
занимается управлением каналами распределения, должны иметь представление об этой точке зрения на социальные системы, поскольку такой подход дает в распоряжение менеджмента каналов сбыта дополнительный набор инструментов.
Beit Rosenbloom Drexel University
Литература
Abell, Derek F. and Hammond, John S. (1979) Strategic Market Planning Problems and Analytical
Approaches, Englevvood Cliffs, N.J.: Prentice Hall. Anderson, James С and Nanus, James A. (1990) 'A model of distributor firm and manufacturer firm
working partnerships', Journal of Marketing January: 42-58. Benjamin, Robert and Wigand, Rolf (1995) 'Electronic markets and virtual value chains on the
Information Superhighway,' Sloan Management Review Winter: 62-72. Cespedes, Frank V. (1988) 'Channel management is general management', California Management Review
98-120. Cravens, David W. (1988) 'Gaining strategic marketing advantage1, Business Horizons September-October:
44-54. Curhan, Ronald C. and Kopp, Robert S. (1988) 'Obtaining retailers' support for trade deals: key success
factors', Journal of Advertising Research January: 51-60. Davis, Tom (1993) 'Efficient supply chain management,' Sloan Management Review Summer: 35-46. Drucker, Peter (1990) 'Manage by walking around-outside', Wall Street Journal 11 May: A12. Dwyer, F. Robert and Sejo Oh (1988) 'Transaction cost perspective on vertical contractual structure and
interchannel competitive strategies', Journal of Marketing April: 21-34. Fites, Donald V. (1996) 'Make your dealers your partners,' Harvard Business Review March—April: 84-95. Kotler, Phillip (1988) Marketing Management Analysis, Planning, Implementation and Control, 6th edn;
Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. McVey, Phillip (1960) 'Are channels of distribution what the textbooks say?1, Journal of Marketing
January: 61-5. Mehta, Rajiv, Larsen, Trina and Rosenbloom, Bert (1996) 'The influence of leadership style on cooperation
in channels and distribution', International Journal of Physical Distribution and Logistics Management 26. Pegram, Roger (1965) Selecting and Evaluation of Distributors, New York: The Conference Board. Porter, Michael E. (1985) Competitive Advantage Creating and Sustaining Superior Performance, New
York: The Free Press. Rao, Vithala R. and McLaughlin, Edward W. (1989) 'Modeling the decision to add new products by
channel intermediaries', Journal of Marketing January: 80-8. Reilly, Patrick M. (1997), Booksellers prepare to do battle in Cyberspace,' Wall Street Journal 28 January:
B1.D8. Rosenbloom, Bert (1987) Marketing Functions and the Wholesaler-Distributor: Achieving Excellence in
Distribution, Washington. DC: Distribution Research and Education Foundation. Rosenbloom, Bert (1990) 'Motivating your international channel partners', Business Horizons March-April: 53-7. Rosenbloom, Bert (1999) Marketing Channels: A Management View, 6th edn, Fort Worth, Texas: Dryden
Press, Harcourt Brace Jovanovich. Stern, Louis W. (1969) Distribution Channels: Behavioral Dimensions, New York: Houghton Mifffin. Warshaw, Martin R. (1962) 'Pricing to gain wholesalers' selling support', Journal of Marketing July:
50-6. Wittreich, Warren J. (1962) 'Misunderstanding the retailer', Harvard Business Review Mav-June: 147-