Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типы личности учителей

Структуру личности типа «Организатор» составляют такие ка­чества, как требовательность, организованность, сильная воля, энер­гичность.

Для «Предметника» характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству.

Со­гласно имеющимся связям, велика вероятность существования и промежуточного типа «Предметник-организатор», сочетающего в себе характеристики обоих этих типов. Возможно, что его отличием от «Предметника» будет более жесткая направленность учащихся на предмет и организация их деятельности именно внутри предметных знаний. Это позволяет дифференцировать его от «чистого» «Организатора», основное направление деятельности которого нахо­дится в плоскости внеклассной работы.

Структуру личности типа «Коммуникатор» составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоцио­нальность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с эти­ми качествами.

Тип «Интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью.

Из указанных типов учителей (коммуникатор, предметник, организатор и интеллигент), каждый имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий.

Так, например, учитель-коммуникатор, отличающийся экстра-вертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимос­ти с учеником, через нахождение точек соприкосновения в личной жизни и, естественно, что данные воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом «бытовом» поведении ученика.

Для учителя-предметника, рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.

Учитель-организатор, нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, и поэтому результат его воз­действий скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудниче­ства, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.

Учитель-интеллигент; или «просветитель», отличается прин­ципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя по­средством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Он несет ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы. Профессиональная деятельность неизбежно сопровождается из­менениями в структуре личности специалиста, когда, с одной сто­роны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а, с другой, изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцени­ваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, сни­жающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации. Эти особенности могут все бо­лее глубоко включаться в структуру личности, иерархизируя ее, на­поминая изменения, происходящие в личности при акцентуациях.

У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на четырех уровнях:

1. Общепедагогические деформации, характеризующие сход­ные изменения личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие этих деформаций делает учителей, препо­дающих разные предметы, работающих в разных учебных заведени­ях, пропагандирующих разные педагогические взгляды, с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга.

2. Типологические деформации вызваны слиянием личност­ных особенностей с соответствующими структурами функциональ­ного строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. Как было показано выше, в педагоги­ческой профессии существуют четыре таких типологических комп­лекса: коммуникатор, организатор, интеллигент (просветитель) и предметник. Особенности каждого из них могут со временем про­явиться в структуре личности, которая претерпевает изменения аналогичные происходящим при акцентуациях. Так, для учителя-коммуникатора характерна излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как к существу молодому, неопытному («сюсюканье»), стремление затронуть интим­ные темы и проч.

Учитель-организатор может стать слишком активным, вмеши­ваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их как «жить правильно». Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стре­мится командовать, организовывать их деятельность, независимо от содержания. Нередко учителя-организаторы реализуют свои потреб­ности в каких-нибудь общественных организациях, где их актив­ность выглядит вполне уместной.

Учитель-интеллигент (просветитель), много лет отдавший про­фессии, может сформировать у себя склонность к философствова­нию, мудрствованию и, в зависимости от условий, может стать как «морализатором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляя старые времена и ругая молодежь за безнравственность, так и, бла­годаря любви к самоанализу, уйти в себя, созерцая окружающий мир и размышляя о его несовершенстве.

Изменения личности учителя-предметника оказываются свя­занными со знаниями той дисциплины, которую он преподает. В связи с этим учителя данного типа пытаются внести элемент «научности» в любые, даже бытовые ситуации, не адекватно ис­пользуя наукообразные способы поведения и оценивая других лю­дей через призму их знаний предмета. В силу своих особенностей и многочисленности данный тип профессиональных отклонений пред­ставляет собой особый уровень — специфический.

3.Специфические, или предметные, деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Даже по внешним признакам легко определить, какой предмет преподает данный учитель: рисование или физкультуру, математику или русский язык. Учителя — герои юмористических рассказов чаще всего имеют именно этот вид деформации.

4.Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят со структурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально-важных для учителя качеств происхо­дит развитие качеств, не имеющих, на первый взгляд, отношения к педагогической профессии. Подобный феномен может быть объяс­нен тем, что личностное развитие осуществляется не только под влиянием тех действий, приемов, операций, которые выполняет учитель, а прежде всего обусловлены его личностной направленностью.

 

Предупреждение и преодоление возможных деформаций лич­ности педагога является одной из важнейших задач школьного пси­холога, так как от этого во многом зависит и психологический климат педколлектива и психическое здоровье детей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.