Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологический климат в детском коллективе



П с и х о л о г и ч е с к и й климат - это эмоциональный настрой коллектива, т. е. относительно устойчивое явление, в котором на эмоциональном уровне отражаются складывающиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значительным явлениям окружающей жизни.

 

Примыкает к понятию психологического климата понятие психологической атмосферы Последнее — более динамичное явление, определяемое преобладающими в коллективе эмоциональными состояниями за сравнительно небольшой отрезок времени.

 

Эмоциональные состояния как ручейки питают психологический климат и психологическую атмосферу коллектива. В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад — преобладающее настроение отношения к сверстникам, удовлетворенность отношениями в коллективе. Большое значение в формировании психологического климата имеет складывающаяся система взаимоотношений. В каждом детском коллективе могут быть свои дружеские группировки и приятельские объединения. Здесь возникает своя внутренняя иерархия отношений в «галактике» личных связей, выделяются «звезды» — наиболее популярные ребята, привлекающие к себе симпатии большинства, встречаются и такие, которые находятся в психологической изоляции.

 

Существование так называемых эмоциональных группировок (объединений по симпатиям) в детском коллективе — явление естественное. Следует просто видеть различные уровни этих отношении и то, как эти группы взаимодействуют между собой. Если взаимодействие основано на стремлении к сотрудничеству, взаимопомощи, то в коллективе царит бодрая, деловая атмосфера. Если же группы конфликтуют между собой за разделение «зон влияния» в коллективе, то такой психологический климат проявляется в затяжной слякотной погоде, которая никому не приносит удовлетворения.

 

Хотя психологический климат — относительно устойчивое явление, в детских коллективах он значительно мобильнее, чем во взрослых объединениях. Психологическому климату придает устойчивость характер отношения ребят к общему делу, к целям коллектива. Содержательная сторона и формы организации совместной деятельности должны приносить эмоциональное удовлетворение каждому члену детского объединения. Дети, занимающие активную позицию в коллективе, острее, чем остальные, переживают успехи и неудачи. Неудовлетворенность отдельных детей, существующая длительное время на общем фоне радостных настроений кол­лектива, свидетельствует о неблагополучии в группе, о делении ее на «своих» и «чужих».

В коллективе действуют законы психологического взаимовлияния, в силу которого настроение может передаваться от человека к человеку, увеличивая свою силу. Коллектив бывает труднее «зажечь», чем отдельную личность, но зато потом эмоции могут вспыхнуть ярче и глубже, чем у одиночек. Ситуация успеха-неуспеха постоянно сопутствует процессу достижения личностью или коллективом поставленных целен. Эти ситуации порождают широкий диапазон эмоциональных состояний: от восторга до гнева.

 

В арсенале средств воспитательного воздействия педагога есть прекрас ное средство активизации коллектива, именуемое ситуацией соревновательного соучастия. Включая в ту или иную соревновательную деятельность некоторых членов коллектива, педагог через эмоциональную «цепочку подключает к ней остальных членов коллектива. Когда же соревнования проходят в отсутствии болельщиков — воспитательные потери налицо. Это значит, что не использованы возможности сопереживания для единения коллектива, для актуализации в нем чувства «мы», не говоря уже о том, что горячее переживание за товарищей способствует и очень важной для психического здоровья подростка эмоциональной разрядке.

 

Однако следует иметь в виду, что бесконтрольное постоянное включение детского коллектива в острые соревновательные ситуации с другими коллективами таит в себе серьезную опасность. В этих условиях может формироваться групповой эгоизм, атмосфера круговой поруки и т. д.

Коллективные эмоции иногда выполняют функцию психологического давления на личность. В этих условиях человек пытается подчинить свои переживания, свои действия скрытому давлению других лиц. Человек всегда осознанно или бессознательно сверяет свое мировосприятие, понимание происходящего с оценкой этих явлений другими людьми. В эмоциональных состояниях в свернутом виде отражается мир человеческих потребностей, отношение к окружающим людям, нрав­ственным ценностям. Недаром говорят: «Скажи мне, над чем ты смеешься или о чем печалишься, и я скажу, кто ты».

 

Отметим еще одну функцию эмоциональных состояний в коллективе — энергообразующую. Она выражается в их способности создавать запас активности не для сиюминутного действия, а как бы «на завтра». Такой способностью аккумулировать в себе эмоциональные потенциалы коллектива обладает психологический климат.

 

И, наконец, необходимо еще остановиться на стабилизирующей функции коллективных эмоциональных состояний. Педагогам хорошо известно, сколь разительно могут отличаться друг от друга детские коллективы по внешнему поведению. В одних коллективах эмоциональные реакции детей выражаются открыто, порой безудержно, ярко, шумно, с полной расторможенностью, в других выражение чувств происходит сдержанно, спокойно. Есть детские коллективы, которые быстро распаляются, готовы сразу браться за дело, не особенно беспокоясь, что будет потом. Есть и такие, которым приходится долго «раскачиваться». Причем то или иное поведение коллектива является в известной степени устойчивым, повторяющимся. Это позволяет говорить об эмоционально-динамическом стиле жизнедеятельности коллективов.

 

Еслипровести условное разделениедетских коллективов по эмоциональнодинамическому стилю, тоследует выделить импульсивно-подвижные, сдержанно-уравновешенныеи инертно - спокойные.(Иногда в практике такогострогого разделенияможно не увидеть).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.