Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая характеристика детского коллектива



Традиционно в отечественной терминологии закрепилось два значения понятия «коллектив»: - широкое, когда под коллективом понимается организованная группа людей (завод, цех, бригада, школа, класс, отряд, дружина, детское объединение и т. д.), и

- узкое, когда под коллективом понимают (вслед за А. С. Макаренко) высокий уровень развития групп.

 

В последнем, узком значении, «коллектив — это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и мотивами совместной деятельности, подчиненная целям этого общества». При этом, «положение, что цели деятельности коллектива не могут быть замкнуты в нем самом, а должны быть вынесены за рамки данной группы, — это не требование к коллективу, а его сущность» (К. К. Платонов).

 

«В коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т. е. реальным его содержанием». (А. В. Петровский). Об уровне развития группы как коллектива можно судить по развитости таких ее характеристик, как содержание нравственной направленности (интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации), организационное единство, групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности, психологическое единство — интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность (Л. И. Уманский).

 

В дальнейшем наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистской направленностью. Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм — в группу-коллектив.

 

· Нижним уровнем формирования коллектива является

группа - конгломерат (группа незнакомых ранее детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время). Взаимоотношения в группе и их взаимодействие поверхностны и ситуативны.

· Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус «первичного коллектива», цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимется на одну ступеньку - она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива, в группе меняются межличностные отношения, и

· группа переходит на следующую ступень – к группе-ассоциации.

· Следующая ступень — группа-автономия, которая характеризуется высоким внутренним единством. Для такой группы характерны сплоченность и спаянность.

Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это может случиться, если группа замкнет свои цели внутри себя.

· Если группа выходит на межгрупповое взаимодействие, то в такой группе проявляется коллективистская направленность, и она становится группой-коллективом.

 

В летних оздоровительных лагерях можно увидеть, как большинство отрядов проходят путь от групп-конгломератов и номинальных групп через ассоциации (первые 4 - 5 дней 24-дневной смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены).

 

В любой другой малой группе, в ассоциации, кооперации, корпорации человек не находит такой степени защищенности и, в то же время, такой степени свободы проявления своего «Я», как это предоставляет ему коллектив. В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом.

В диффузной же группе, полярной противоположности коллективу, личность подавлена, несвободна, боязлива, опаслива и поэтому в деятельности не достигает максимального для нее успеха.

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Макаренко была реализована в период с 1930 по 1980 годы. Она получила известность во всем мире как система коммунистического воспитания. Ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны быть всегда выше личных.

Однако, присутствующие у Макаренко и Сухомлинского идеи индивидуального воспитания детей, учеными и педагогами в советские годы игнорировались.

В 90-е годы XX столетия в обществе был объявлен приоритет развития личности человека, стало ясно, что необходимо искать «новые» пути воспитания подрастающего поколения.

Теоретики, познакомившись с трудами западно-европейских и американских педагогов, обнаружили педагогику свободного воспитания, в основе которой лежит воспитание индивидуалиста вне коллектива. Эта система активно стала пропагандироваться в российских школах.

Всё чаще стали вестись разговоры о том, что коллектив, якобы ограничивает свободу личности, не дает возможности развитию его индивидуальности и насаждает среди воспитанников конформизм (or лат. conformis — подобный, сходны) и нивелировку личностных качеств (сглаживание различии). Все это далеко от научной истины, т.к. заключенные в коллективе большие возможности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания.

Дело в том, что чтобы понять другого, надо самому пережить многое.

Человек, который сам не переживал сильных эмоций, сам не думал, никогда не поймет другого.

В одиночку человек может развиваться до определенных пределов, очень незначительных, и только опыт его и опыт других сверстников даст ему материал для сравнения и поведет вперед. Чем шире будет этот усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребенок, тем более приспособленным к общественной жизни человеком он будет расти.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.