Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. Задание 1.Укажите причину нарушения логичности речи в следующих контекстах



 

Задание 1.Укажите причину нарушения логичности речи в следующих контекстах (нелогическое развертывание мысли или противоречивое восприятие и осознание действительности).

1. Спросил меня как-то пустыни жилец:

«Как много пасется на море овец?»

И я отвечал на его ерунду:

«Пожалуй, не меньше, чем рыбы в саду»

(Из английской народной поэзии)

2. Повесть о совершенно бескорыстном человеке, подлинном альтруисте, который мог работать даже бесплатно, если за это хорошо платили.

3. Прошу Вашего содействия отправить собаку гр. Морозова А.В. в ветлечебницу для обследования. Собака укусила моего сына. Хозяин категорически отказался сделать это сам.

Задание 2.В чем заключается логичность следующих фраз, кажущихся на первый взгляд нелогичными?

В споре самое лучшее оружие – язык за зубами.

Главная причина разводов – это браки.

Помните, что, идя по своему полу, вы идете по моему потолку.

Даже в том, что не имеет никакого смысла, есть свой смысл.

Задание 3.Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.

1. Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, прейскурант цен, для проформы.

2. Автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии.

3. Необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот.

Задание 4.В приведенных ниже предложениях устраните плеоназмы (лишние слова).

1. Судьба этих людей похожа одна на другую, как две капли воды. 2. Переговоры подошли к своему концу. 3. На ферме было выведено 25 тысяч штук цыплят. 4. В некоторых комнатах совершенно не застеклены форточки. 5. У московского «Спартака» более лучшее соотношение забитых и пропущенных мячей. 6. Данный участок берега нуждается в его закреплении. 7. Между нами установилось дружное взаимное понимание. 8. В мастерской занимаются выявлением, учетом и использованием имеющихся в наличии резервов. 9. Основной и самой главной задачей в работе Госавтоинспекции была и остается борьба с дорожно-транспортными нарушениями. 10. Нам мало на подготовку полчаса времени.

Задание 5.Исправьте предложения, в которых допущена тавтология (скрытая и явная).

1. Впереди лидировал по-прежнему Миронов. 2. Словом, я передаю почти дословный рассказ начальника порта Находка. 3. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. 4. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важнейших торговых путей. 5. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 6. Продолжительность процесса горения длится несколько часов. 7. Здание украшают витражи из цветного стекла. 8. Было принято решение собрать профсоюзное собрание. 9. В прошлое воскресенье жители Уфы наблюдали необычный феномен. 10. На первой странице нарисован рисунок, изображающий женщину с портфелем.

Задание 6. В приведенных ниже отрывках выделите наиболее яркие метафоры, объясните, в чем заключается их образность.

1. Легко и радостно играет в сердце кровь, желания кипят – я снова счастлив, молод (А.С. Пушкин). 2. Глаза его растерянно бегали по нашим лицам. 3. Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет (А.К. Толстой). 4. Весь день сеялся скучный дождь. 5. По степи брызнули миллионы разных цветов (Н.В. Гоголь). 6. Солнце мирно всплывает из-под узкой и длинной тучки (И.С. Тургенев). 7. Тополей седая стая, воздух тополиный! (Э. Багрицкий). 8. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги (Л. Толстой). 9. И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (М.Ю. Лермонтов). 10. Надо мною звенит хвойный лес, отряхая с зеленых лап капли росы (С. Есенин).

Задание 7.Выпишите из стихотворения К. Бальмонта такие словосочетания, которые по форме совпадают с обычными, но по смыслу необычны, так как в них соединяются слова, лексические значения которых в русском языке не сочетаются.

Осенняя радость

Радость может ждать на каждом повороте.

Не грусти. Не надо. Посмотри в окно.

Осень, в желтых листьях, в нежной позолоте,

Медленно колдует. Что нам суждено?

Разве мы узнаем? Разве разгадаем?

Будем ждать, что чары улыбнутся нам.

Пляска мертвых листьев завершится маем.

Лютики засветят снова по лугам.

(К. Бальмонт)

Задание 8.Найдите и устраните ошибки в выборе слов, а также ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости.

1. Пора подвести результаты встреч: наша команд впереди. 2. Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу. 3. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 4. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря». 4) Первая трудность произошла со стройматериалами. 5. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе. 6. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

Задание 9.Укажите случаи использования фразеологизмов без учета их семантики (за справками обращайтесь к «Фразеологическому словарю русского языка» под редакцией А.И. Молоткова). Отметьте другие стилистические недочеты. Исправьте предложения.

1. Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню. На торжественной линейке, посвященной празднику «Последнего звонка», Виктор сказал: «Мы сегодня собрались, чтобы проводить в последний путь своих старших товарищей». 2. Мы долго ждали, когда наши фигуристки пробьют окно в Европу. 3. Час сборной пробил в субботу: начался последний этап ее подготовки к чемпионату мира, который стартует менее чем через месяц – 16 апреля. 4. Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест. 5. Гордиев узел свекловодов – формирование необходимой густоты стояния рассады. 6. У этих «заботливых» родителей дети спят на каких-то прокрустовых ложах. 7. Жизнь у моей мамы не из легких, а теперь еще болезни... Но она всегда находила силы встать на ноги. 8. Командиры и солдаты диву дались: каким манером враг, никем не замеченный, мог пройти версты четыре полем и почти сесть на шею нашим. 9. Смешит зрителя драматург не один, а в компании с прекрасными актерами, которым палец в рот не клади, а дай только посмешить. 10. На этой прекрасной выставке цветов хочется сказать: «Спасибо ее устроителям за организацию путешествия в мир иной, где так отдыхаешь душой!» 11. Наш мастер – человек, который не равнодушен к тому, что плохо лежит. 12. Услышав шум, он выскочил в коридор в чем мать родила, в одних трусах и майке. 13. Я высказал свои критические замечания по поводу новой работы драматурга, но это мое личное мнение, и если кто-нибудь со мной не согласен - что ж, как говорится, да будет им земля пухом!

Задание 10.Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте. При выполнении задания пользуйтесь словарями трудностей русского языка.

1. Жилин радовался, что обратно может совершить побег. 2. Агитация классической музыки среди молодежи необходима. 3. На зеленый ковер ипподрома выезжает кавалькада всадников. 4. Во время соревнований хоккеистов на кассе Дворца спорта вывешен аншлаг «Все билеты проданы». 5. Мы стали свидетелями дуэлей сильнейших лыжников страны. 6. Труд миллионов людей был прерван: началась демобилизация на фронт. 7. A.И. Петрова недавно выступила с новой патриотической инициативой. 8. Покорители целины хорошо узнали повадки земли. 9. Построен новый кинотеатр на 500 посадочных мест.

 

Задание 11. Приведите к каждому фразеологизму первой группы синонимичный фразеологизм из второй группы. Составьте предложения с данными фразеологизмами.

 

1. Стреляный воробей; два сапога пара; приказать долго жить; поминай как звали; витать в облаках.

2. Считать ворон; уйти в лучший мир; пуд соли съесть; тертый калач; и след простыл; ни рыба ни мясо; одного поля ягоды.

 

Задание 12. Назовите словосочетания, из контаминации которых появились ошибочные, ненормированные выражения.

Образец: тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.

 

1. Одержать успехи =

2. Оказать внимание =

3. Потерпеть потери =

4. Поднять тост =

5. Играть значение =

6. Оказать вред =

7. Защитить степень =

8. Производить воздействие =

9. Возглавить идеи =

10. Давать намек =

 

Задание 13. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

 

1. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал.

2. Ученый стоял у источников ракетостроения.

3. Меня привлекли ранние романические произведения поэта.

4. Артист завоевал признательность зрителей.

5. Искусство влияет на рост культурности человека.

6. Главное для писателя – душевный мир человека.

7. Он давно мечтал о заглавной роли в пьесе «На дне».

8. Она пришла в цветистом платье.

9. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов.

10. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.

 

Задание 14. Прочитайте текст и найдите правильный вариант вопроса, который следует задать в автобусе, трамвае, троллейбусе, если вы едете поездом или плывете на пароходе, а следующая остановка, пристань, станция ваша.

В автобусе.

– Вы на следующей остановке сходите?

– Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете?»

– Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»

– Это замуж выходят. А в автобусе же говорят: «Вы встаете?»

– Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы?

– Тогда и оставайтесь в автобусе, если не знаете русского языка!

 

Задание 15. Исправьте ошибки, возникшие в результате неразличения паронимов (пользуйтесь толковыми словарями).

 

Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения.

Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах.

В новых кварталах города появились (высокие, высотные) дома.

В квартире требуется (провести, произвести) ремонт.

Художник писал (масляными, маслеными) красками.

Утром в отеле предлагался (сытый, сытный) завтрак.

Все вокруг привлекательно: и (близкие, ближние), и (далекие, дальние) холмы.

(Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением.

В жаркий день приятно ходить по (теневым, тенистым) аллеям.

В его жизни это событие было самым (памятливым, памятным).

 

Задание 16.Установите, какое значение (прямое или переносное) приобретают прилагательные в сочетании с существительными, стоящими в скобках.

 

Легкий (груз, задача, дорога, материя). Горячий (песок, время, чай). Ледяной (поле, улыбка, вежливость, простор, взгляд). Громкий (дело, крик, выстрел). Холодный (ветер, взгляд, ветер, сок, комната).

 

 

«РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.