Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Направления исследований массовой коммуникации в рамках теоретической социологии



Массовая коммуникация является объектом изучения на различных уровнях социологической науки. Основными направлениями здесь выступают исследования в рамках теоретической социологии, а также в рамках эмпирических направлений социологических исследований.

В теоретической социологии фокусом такой работы является изучение теоретическими методами всех звеньев массовой коммуникации на уровнях общей и частной социологической теории.

В рамках общей социологии исследуется в основном сама система массовой коммуникации как подсистема общества. Применяя методы системного подхода, структурно-функционального анализа, деятельностного подхода и других здесь можно выявить:

♦ место массовой коммуникации в структуре общества;

♦ роль МК как в отношении общества в целом, так и в отношении других его социальных подсистем.

Общая социология по отношению к МК решает следующие задачи:

♦ выявляет основные характеристики массовой коммуникации как социального института, определяет его место в системе социальных институтов общества; разрабатывает методологические основы, необходимые для дальнейших уровней исследования данного объекта, прежде всего для разработки категориального аппарата социологии массовой коммуникации;

♦ вырабатывает такие понятия, как коммуникация, общение, информация, массовая информация;

♦ сопоставляет категории «общественное сознание» и «сознание масс», «массовое сознание» и «сознание общества», соотнося их с аналогичными понятиями социальной философии;

 

[252]

 

♦ разрабатывает также понятия общественного мнения, ценностей, свободы применительно к задачам социологического исследования объекта, субъекта и объекта, проводит разграничение понятий субъекта и коммуникатора, определяет соотношение понятий деятельностного ряда и коммуникативного акта;

♦ выявляет роль условий функционирования массовой коммуникации как социального процесса, их влияние на реализацию поставленных перед нею целей и задач.

Опираясь на результаты исследований общесоциологического характера, частная социологическая теория проводит теоретические исследования уже в рамках собственно социологии массовой коммуникации как частной теории. Прежде всего, она выявляет саму сущность массовой коммуникации, исходя из которой формулирует ее функцию и исследует особенности функционирования в различных социальных условиях, определяет особенности массовой коммуникации как явления, выявляет ее содержание и формы его актуализации. На уровне частной теории исследуется вся субъектная многоуровневость массовой коммуникации, то есть определяются субъектные роли самого социального субъекта, массовой аудитории, коммуникаторов и других участников массово-коммуникативного процесса. Рассматриваемая как система деятельности, массовая коммуникация анализируется с точки зрения целей, поставленных перед ней, с точки зрения способов и продуктов деятельности. Частная социологическая теория исследует обратную связь как необходимый элемент в процессе информационного воздействия на массовую аудиторию, определяет и исследует необходимые теоретические модели для оптимизации данной связи. С целью повышения эффективности массово-коммуникативного воздействия уделяется внимание изучению эффектов массовой коммуникации, исследуются возможные модели поведения аудитории в том или ином случае. Коммуникативный акт и все его звенья являются объектом исследования частной социологической теорией.

Для повышения воздействующего эффекта массово-коммуникативной деятельности в рамках частной социологической теории также исследуются и разрабатываются методы ее воздействия на массовую аудиторию, исследуются модели различных социальных систем, в рамках которых функционирует массовая коммуникация. Исходя из знания об обществе как целостной системе, его структуре, определяются возможные ценностные ориентации, могущие оказать влияние на протекание массово-коммуникативного процесса. Наконец, частная

 

[253]

 

социологическая теория выполняет объяснительную функцию, то есть, опираясь на теоретические и эмпирические исследования, она не только описывает массовую коммуникацию, но и объясняет закономерности ее существования именно в том виде, в котором она существует. Вследствие этого представляется возможность прогноза дальнейшего развития как самого процесса массовой коммуникации, так и других социальных процессов, например, политических, имеющих непосредственную связь с массовой коммуникацией.

Частная социологическая теория в своих исследованиях с одной стороны опирается на данные эмпирических исследований, с другой стороны — результаты исследований частной социологической теории выступают методологической базой для проведения последующих эмпирических исследований, эффективность которых во многом зависит не только от техники проведения, но и от результатов исследований в рамках частной социологической теории массовой коммуникации.

 

[254]

 

 

Тема 15

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.