Формирование представлений о делении целого на части
Деление целого на части способствует:
- Формирование логического мышления, развитию смекалки, сообразительности;
- Подготовка к измерительной деятельности в школе;
- Усвоение количественной зависимости между частями и целыми частями между собой.
Ребенок начинает осознавать:
1. Целое состоит из частей
2. Части можно посчитать
3. Из частей можно составить целое
4. Усваивает количественную зависимость между частями и целым и частями между собой. (Знакомим с отношением: чем больше предмет, тем больше его часть.)
Методика работы.
Процесс ознакомления детей с делением целого на части состоит их этапов:
Деление множества на подмножества:
Множество состоит из 2-3 частей и эти части можно соединить. Например, 2 множества медведей и зайчиков. Вопросы: Сколько зайчиков? 2. Сколько медведей?3. Чего < , > ? 4. Как одним словом назвать зайчиков и медведей?
Этим примером воспитатель подводит детей к тому, что отдельные множества это части целого и их можно объединить в одно большое множество – целое. Целое всегда > чем любая его часть, и любая часть < целого.
Деление целого на части, используя прием «сгибания»,«разрезания ».
Наглядный материал:
Вначале полоски бумаги на 2-4 части:
складывание (2 полоски);
разрезание (3 полоски).
Затем геометрические фигуры.
Потом реальные предметы.
Наглядный материал
Реальные объемные предметы: яблоко, хлеб, торт и др.
Реальные плоские предметы : лента, блин, лист бумаги и др.
Модели геометрических фигур: квадрат, круг (рис.), прямоугольник и др.
Фрагмент 1:
— У Лены одно яблоко. Пришел Миша. Как быть?
— Разделим яблоко пополам.
— Сколько получилось частей? (Две.)
— Какие части между собой? (Равные, одинаковые.)
— Как можно назвать каждую часть? (Половина.)
— Сравните часть и целое между собой.
Замечание: правильно говорить: «пополам», а не «напополам».
Правильно говорить: «равные части», а не «ровные части».
Фрагмент 2:
— Вале подарили 1 ленточку, а у нее 2 косички. Как быть?
— Сложим ленточку пополам. Подравняем уголки, сделаем линию сгиба и разрежем.
— Сколько частей получилось?
— Как называется одна часть?
— Какие части между собой?
— Что длиннее — целая лента или ее половина? Что короче? Аналогичная работа на раздаточном материале. Учим делить на две равные части (пополам) полоски бумаги прямоугольной формы: правильно складывать так, чтобы уголки совпали, делать линию сгиба, разрезать по ней. Задаем аналогичные вопросы на закрепление.
Фрагмент 3:
— Что это? (Квадрат.)
— Что вы про него знаете? (У квадрата 4 угла, 4 равные стороны.)
— Посмотрите, какие фигуры я из него сделаю.
Воспитатель соединяет противоположные углы квадрата, перегибает его по диагонали, разрезает по линии сгиба и делает два треугольника. Все действия необходимо подробно проговаривать.
— Какие геометрические фигуры получились? (Треугольники.)
— Что вы знаете про треугольник? (У треугольника 3 стороны, 3 угла.)
— Сколько получилось частей? (Две.)
— Какие они между собой? (Равные.)
— Как по другому можно сложить квадрат, чтобы получились другие фигуры?
Воспитатель выслушивает ответы и делает из квадрата два прямоугольника. После обсуждения проводится аналогичная работа с раздаточным материалом.