Современные маркетологи используют целый набор методов маркетинговых исследований для того, чтобы понять потребителей, оценить рынки, а так же свою рыночную эффективность. Вот несколько основных используемых ими методов исследований:
· Наблюдение в магазине. Пако Андерхилл (Paco Underhill), автор книги «Why We Buy» («Почему мы делаем покупки»), описывает, как изучать поведение покупателей. Потребители противятся покупать чернослив, потому что он сморщенный и напоминает людям о старости; следовательно, в рекламе нужно говорить о «счастливом молодом черносливе». А женщины не доверяют смеси для приготовления кекса, пока не добавят к ней яйцо, они хотят почувствовать, что дали «рождение» «живому кексу». В находках Дихтера отсутствовали «научные доказательства», но они всегда были интересны маркетологам и рекламодателям. 29
· Более современные методы Zaltman Metaphor Elicitation Nechnique (ZMET), разработанные профессором Джеральдом Зальцманом (Gerald Zaltman), установили, как вербальное левое полушарие мозга влияет на правое полушарие и подсознание. При проведении ZMET опрашивались небольшие группы потребителей, чтобы составить картину, создать коллаж и обсудить это все во время интервью. ZMET старается достигнуть понимания тем, касающихся товаров, и беспокоится, как бы все это не ограничилось простым вербальным исследованием. 30
· Маркетинговые эксперименты. Наиболее научный путь изучить потребителей и проанализировать различия в их ответах. Используя кабельное телевидение или электронную почту, компании способы оценить различные рекламные обращения, цены и продвижения товара и увидеть, какое их них является наилучшим. Так как величины здесь внешне изменяющиеся и контролируемые, компании могут на основании различий классифицировать полученные ответы.
· Тайное исследование магазинов. Компании нанимают тайных покупателей, чтобы проверить, насколько хорошо торговый персонал отвечает на трудные вопросы клиентов, насколько профессионально телефонные операторы отвечают на звонки; насколько легко отыскать товары в магазине и много других полезных вещей. Тайные покупатели используются скорее для оценки эффективности самой компании или их конкурентов, чем для понимания потребностей и желаний потребителей.
· Обработка данных. Компании с большой клиентской базой данных могут привлекать специалистов по статистике для того, чтобы обнаружить множество новых сегментов или тенденций, которые компания может использовать.
Помните: маркетинговые исследования – это первый шаг и фундамент для принятия эффективного маркетингового решения.
Маркетинговые планы
Если вы не внедряете что-то более качественное, новое, быстрое или дешевое, вам не следует выходить на рынок
Маркетинговый план состоит из шести шагов: анализ ситуации, цели, стратегия, тактика, бюджет и контроль.
1. Анализ ситуации. В ходе анализа компания Проверяет макросилы (экономические, политико-юридические, социально-культурные, технологические) и действующих лиц (компанию, конкурентов, дистрибьюторов и поставщиков) в ее окружении. Компания проводит SWOT-ана- лиз (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз). Но это на самом деле лучше назвать TOWS-анали- зом (угрозы, возможности, слабые стороны и сильные стороны), потому что очередность следует устанавливать, скорее, начиная снаружи, а не изнутри. SWOT может делать чрезмерный акцент на внутренних факторах и тем самым ограничивать идентификацию угроз и возможностей, сводя их только к тем, которые соответствуют сильным сторонам компании.
2. Цели. Основываясь на определении наилучших возможностей, установленных в ходе анализа ситуации, компания оценивает их и определяет цели и время, отводящееся на их выполнение. Компания устанавливает цели с учетом интересов акционеров, не забывая о своей репутации, технологии и других вопросах, имеющих непосредственное отношение к бизнесу.
3. Стратегия. Любую задачу можно решить различными путями. Это функция стратегии — выбрать наиболее эффективный курс действий для достижения цели.
4. Тактика. Любая стратегия должна быть расписана более подробно, в деталях, относящихся к 4Р и действиям, которые будут предприниматься определенными людьми, реализующими план в определенные календарные сроки.
5. Бюджет. Компания, планирующая определенные действия, должна включить в бюджет дополнительные расходы, необходимые для достижения цели.
6. Контроль. Компания должна установить периоды, когда будет определяться, есть ли прогресс в достижении цели. Как только выполнение отстает от плана, компания должна пересмотреть свои цели, стратегии или действия для того, чтобы откорректировать сложившуюся ситуацию.
Чтобы способствовать процессу планирования, компании необходимо разработать некий формат стандартного плана для его использования всеми подразделениями и группами. Это дает возможность пересматривать, сравнивать и оценивать планы подразделениями, занимающимися планированием или стратегией. Одна из крупных международных корпораций имела подразделение, которое оценивало планы перед тем, как их утвердить. Применялись такие критерии, как:
• Достаточно ли всесторонне проведен анализ ситуации?
• Достижимы и разумны ли цели в свете анализа ситуации?
• Выглядит ли стратегия пригодной для достижения поставленных целей?
• Соответствует ли тактика разработанной стратегии?
• Правдоподобен и значителен ли ожидаемый доход от инвестиций?
Несовершенные планы возвращают подразделению или товарным группам для пересмотра. Использование стандартных компьютерных программ по планированию дает возможность людям, составляющим планы, быстро пересмотреть их в ответ на критику или появление непредвиденных обстоятельств. В идеальном случае компания выстраивает модель для оценки того, как возможный пересмотр планируемого бюджета, численности торгового персонала или цен будут влиять на продажи и доходы.