Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Упражнение на расширение сознания



 

Во время медитации без опоры, когда ты наблюдаешь за пространством между мыслями и отслеживаешь их появление, предлагаю тебе разнообразить ощущения. Теперь ты не просто будешь созерцать происходящее в твоем сознании, а станешь воспринимать сам процесс формирования мыслей и эмоций. Благодаря этому ты достигнешь истинного понимания и уже не станешь погружаться в проблемы, отождествляя их с собой. Сидя в позе медитации или в любом другом удобном положении, закрой глаза и, расслабившись, отметь пространство между мыслями, рождающимися в голове. Ощути, что оно состоит из невидимых, но вполне реальных волн – частиц, свободно пребывающих там. Когда почувствуешь приближение мысли, отметь, как она формируется. Ощути, что сейчас свободное поле, которое только что было пустой бесконечностью, обрело четкие очертания. Я хочу, чтобы ты почувствовал именно твердые очертания мысли или образа. Смотри на них, как на некую форму с оболочкой. Заметь, что эта оболочка не дает образу или мысли раствориться в пустоте. Обрати внимание на то, что у нее есть размер. Она обладает границами. Посмотри на нее, как на предмет, у которого есть масса. Обратив на это внимание, ты будешь изумлен – так оно и есть. Всякая мысль или образ имеют форму, заключенную в некое пространство, ограниченное рамками, плюс к этому – у этой формы есть вес!

Затем слейся с этой формой. Не надо представлять, как ты подлетаешь к ней или входишь внутрь, – улыбнулся Винс. – Просто захоти слиться с ней, и это моментально произойдет. Понаблюдай за происходящим. Скажу сразу, возникнет ощущение, что ты заперт в каком‑то ограниченном пространстве. Ты был в бесконечности, а теперь находишься в коконе. Пробыв внутри некоторое время, выйди наружу и посмотри, как изменилось восприятие.

Ты заметишь, что освободился от чего‑то неестественного, тяжелого. Сейчас четко видна разница межу раскрепощенным наблюдением со стороны и слиянием с мыслью или эмоцией. Этот опыт наглядно демонстрирует необходимость не втягиваться ни в какую проблему или эмоцию. Когда ты воспринимаешь картину мира как наблюдатель, формирующий ее своим вниманием и намерением, ты свободен. Если же проблема становится частью тебя, ты попадаешь внутрь кокона и действуешь только в его пределах.

Периодически (хотя бы раз в день) показывай своему разуму это кино. Пусть он на чувственном и визуальном уровнях ощутит всю прелесть свободы и тяжесть двойственного восприятия. Когда ты разовьешь привычку замечать всякую эмоцию как форму, имеющую размер, вес и границы, в которые ты помещаешься, сливаясь с ней, в сознании возникнет рефлекс не делать этого. Показывая уму разницу между скованностью и свободой, ты сажаешь его на иглу чистого восприятия. Воспоминания о свободе станут для твоего разума наркотиком, который он готов получить любым способом, а способ этот только один – чистое восприятие, без неприязни и влечений.

Вывод таков – любое проблемное состояние существует, когда мы выделяем из бесконечной Вселенной фрагмент и сливаемся с ним.

Следующим иллюзорным ограничением, создающим заблуждения, которые мешают нам раскрыться и реализовать свое истинное предназначение, является…

 

Время

 

– Иллюзия будущего и прошлого заключает людей в очередные рамки, ограничивая их мышление и восприятие. Ты спросишь, почему я считаю время иллюзией? – задал вопрос Дрейк, видя мое несогласие с его словами. Я кивнул.

– Вдумайся в то, что мы привыкли называть будущим и прошлым. Где оно? Прошлое ушло, его нет. Будущее не пришло (и никогда не придет), его еще нет. Почему же тогда мы так уверенно рассуждаем об этих нереальных понятиях? – снова спросил он.

Не зная, что ответить, я пожал плечами.

– Потому, что мы воспринимаем будущее, прошлое и настоящее в данный момент, сейчас. А если это так, значит, есть только переживаемый миг и ничего больше. Чтобы получилось время, в том виде, в котором его неосознанно понимает большая часть человечества, нам придется разделить Вселенную на фрагменты, но она цельная и постоянная во всех отношениях.

Интересную метафору привел в своей книге «Квантовое сознание» Стивен Волински, о котором мы уже говорили. Он предложил сравнить все существующее во Вселенной (тебя, меня, эмоции, предметы, события, явления) с резиновым мячом. Представь, что пространство – это такой мяч. На поверхности мяча периодически возникают миллиарды маленьких бугорков. Когда бугорок поднимается, он наблюдает мир. В эти моменты каждый бугорок смотрит на происходящее снаружи, и ему кажется, что мир находится там, за пределами его существа. Разумеется, у бугорков создается впечатление, что они отделены от общего пространства. Эти бугорки (люди) много раз в секунду переходят то внутрь, то наружу мяча, так что кажется, словно весь мир находится исключительно снаружи. Люди начинают фантазировать, строить теории, догадки, делать «открытия» по поводу того, что есть мир и какое место в нем они занимают. Однако подобное поведение в корне неверно, потому что каждая из личностей (бугорок) так и не может слиться с мячом (ощутить пространство здесь и сейчас). Человеческое сознание находится то в прошлом, то в будущем.

– А почему это происходит? – спросил я.

– Почему мы то в прошлом, то в будущем? – уточнил Дрейк.

– Да, – подтвердил я.

– Потому что в тот момент, когда мы сливаемся с Вселенной, наше «я» (эго) отсутствует. Нам просто нечем его замечать. Конечно, такие навыки можно развить, вернее, вспомнить, потому что они есть у каждого из нас. Вселенная существует только в субъективном смысле, пока мы присутствуем, осознавая ее. Поэтому, чтобы воспринять время, необходима иллюзия собственного «я», иначе его просто быть не может. К такому пониманию пространства ведут тибетские учения, о которых мы говорили, и все практики, что были обсуждены нами за эти дни. Как только эго исчезает, ты сливаешься с окружающим миром, и все иллюзии о его раздельности моментально испаряются. Упражнения, которым ты научился, позволят достичь этого состояния.

– Я как раз хотел спросить тебя об этом, – начал я. – Ты дал так много разных практик, что если их все выполнять, то и дня не хватит. А ведь в жизни нужно делать что‑то еще.

– Их так много, чтобы у тебя постоянно был выбор. Я уже говорил, что привязка к одному графику или распорядку в жизни настолько же пагубна, как и существование, вовсе не имеющее намека на осознанность. Когда ты создашь для себя режим или строгую последовательность действий, которые необходимо осуществить в течение дня, и постоянно им следуешь, ты заметишь, что через несколько повторений система перестанет работать. Почему? Ты попался в очередную ловушку эго, сделав культом нечто, что изначально призвано было даровать тебе свободу. Твое эго приспособилось к мерам, принятым для освобождения от него. Эго в данном случае можно сравнить с тараканами, которые привыкают к ядам. Сначала эго убивает наповал какая‑то практика. Ему плохо, оно временно растворяется. Однако ты продолжаешь повторять одно и то же в строго определенное время. Так возникает иммунитет к подобного рода воздействию, и ты просто теряешь силы, полагая, что делаешь нечто полезное.

Если бы я научил тебя всего трем‑четырем практикам и велел делать упражнения в такое‑то время, это привело бы тебя в ловушку. Поэтому я рассказал о нескольких методах, не определив четко часы работы. Тебе не стоит привязываться только к одному набору упражнений. Меняй их постоянно. Тогда тебя будет трудно поймать. Следуй этому правилу во всем, даже в повседневной жизни. Когда ты ходишь домой только одним путем, каждое утро покупаешь одну и ту же газету, в определенные дни посещаешь спортзал или совершаешь пробежку, ешь, спишь, отдыхаешь, работаешь по расписанию – ты попался. Клетка захлопнулась. Твой разум закоснел, потерял гибкость. Так же шаблонно ты будешь реагировать и на определенные ситуации, провоцируя тем самым их повторение в будущем. Ум, как и тело, стоит тренировать, развивая то, что ты хочешь. Гибкость тоже достигается при помощи практики. Если сознание спонтанное, легкое и не привязано к расписанию, эго не успевает приспособиться и заточить его в камеру. Если тараканов все время поливать разными веществами, у них не хватит времени, чтобы выработать к ним иммунитет. С эго та же история. Оно просто не будет успевать изучить твою тактику, потому что ее нет. Твоя сила в спонтанности. Меняй практику, как только заметишь, что она перестает работать. Как правило, это происходит через два занятия. Тебе стоит или усилить работу над ней, или заменить на другую. Пройдет время, и ты можешь снова к ней вернуться. Главное – не превращай комплекс упражнений в армейский устав, положения которого намертво вбиты в солдат. Будь гибким, в этом твоя сила.

Однако вернемся к теме пространства и времени. Некоторые буддистские мастера предлагают своим ученикам практиковать интересную форму восприятия. Наставники указывают на то, как меняется оценка событий, если в этом процессе не задействована память. Отказавшись от памяти, мы отказываемся от оценки событий с точки зрения времени. Мы переживаем себя вне времени. Только память, которая в большинстве случаев используется неосознанно, приводит к линейному оценочному построению и соответственным реакциям на жизнь. Ты заметил, что большинство людей не думают о смерти, даже находясь в преклонном возрасте, не говоря уже о молодых? – спросил Дрейк.

Я согласился.

– Это происходит потому, что подсознательно мы не верим в нее (смерть). Мы не верим в то, что наше время закончится, ведь его нет, – подытожил он. – Это нелегко принять, однако так оно и есть. Наш ум редко анализирует данный факт, поэтому люди часто используют слово «время» как нечто постоянное, застывшее. Человечество привыкло к тому, что это существительное, хотя по смыслу оно ближе к глаголу.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.