Одновременно с развитием двусторонних отношений с государствами Западной Европы, Россия интегрируется в целый ряд международных и европейских организаций.
В январе 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. Эта организация была создана в 1949 г. для содействия интеграционным процессам в области прав человека. Она проводит экспертизу уровня защиты прав личности в отдельных странах. Органы СЕ находятся в Страсбурге.
В сентябре 2001 г. в Страсбурге открылась очередная сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы. В ходе ее работы обсуждалась ситуации в Чечне.
На сессии ПАСЕ к европейским парламентариям со стороны лидера обратился Аслана Масхадова, который заявил о приостановлении всех контактов с Советом Европы и его Парламентской ассамблеей. Масхадов обвинил СЕ в том, что его действия «не привели к приближению политического решения российской агрессии против чеченского государства и способствовали ухудшению основ для политического диалога». Это заявление было доведено до лорда Джадда. На семинаре в Страсбурге принято решение создать общественный консультативный совет по выработке путей политического ypeгулирования. В отличие от консультативного совета при главе администрации Чечни Ахмате Кадырове, новый орган должен быть равноудален от всех противостоящих сторон, и в него войдут в том числе «масхадовцы» — например, депутат парламента Чечни 1997 г. Ваха Дакалов. Это решение было поддержано и членом Совета Федерации от Чечни Ахмаром Загаевым, и главным федеральным инспектором в Южном федеральном округе Бисланом Гантамировым, фактически представляющим на семинаре российскую президентскую власть.
В то же время, некоторые руководители ПАСЕ заняли непримиримую позицию по отношению к России. Например, председатель ассамблеи лорд Рассел-Джонстон и раньше угрожал России пересмотреть решение о восстановлении ее прав в ПАСЕ, и теперь заявил, что не видит в Чечне никаких значительных улучшений в области соблюдения прав человека и обещает сохранить критическое отношение к действиям российских властей.
Другое объединение, в которое вошла Россия — «Большая Семерка».
«Большая Семерка» оформилась в 1976 г. В нее входят США, Германия, Великобритания, Япония, Франция, Италия и Канада. Главы этих государств ежегодно встречаются для обсуждения вопросов экономической политики. В июне 1997 г. в Денвере (США) прошла встреча «Семерки» с участием России. На ней президент США Б.Клинтон назвал группу «Восьмеркой». А в комментариях к саммиту в Бирмингеме в мае 1998 г. говорилось, что Москва впервые выступила в роли полноправного члена сообщества ведущих мировых держав. Значимым событием стал саммит «Восьмерки» в Кёльне в июне 1999 г.
В 1993 г, в соответствии с Маастрихтским Договором был образован Европейский Союз (ЕС), объединивший 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию и Францию. В 1994 г. в ЕС вступили Австрия, Норвегия, Финляндия и Швеция.
Россия довольно активно сотрудничала с ЕС в 1993-1997 гг. На основе полугодовых планов с 1995 г. стали проводиться консультации экспертов МИД России — «тройка» ЕС по актуальным вопросам европейской и мировой политики. С 1 декабря 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС (СПС), которое предусматривает развитие углубленных отношений между ними в политической, торгово-экономической, финансовой, правовой, гуманитарной областях. Однако в 1998 г. резко сократился и российский экспорт в ЕС, и западноевропейский экспорт в Россию. Заметно уменьшились иностранные инвестиции в российскую экономику. С осени 1999 г. приток инвестиций вновь начал увеличиваться, но в целом инвестиционная активность европейского бизнеса в России остается на низком уровне.
В 2000 году саммиты Россия-ЕС состоялись в Москве 29 мая и в Париже 30 октября. Кроме того, 3 марта 2000 г. в Лиссабоне состоялись переговоры министра иностранных дел России И.С. Иванова с представителями руководящей «тройки» ЕС.
Одной из наиболее острых тем этих встреч оставалось положение в Чечне. Обсуждению ЭТОГО вопроса была посвящена состоявшаяся 2 марта 2000 г. в Лиссабоне, столице председательствовавшей в ЕС Португалии, встреча ЕС-Россия на министерском уровне. Евросоюз представляли министр иностранных дел Франции Ю. Ведрин, X. Солана и член Европейской комиссии К. Пэттен, Россию — И.С. Иванов. Стороны обсудили вопрос о присутствии и наблюдении международных организаций за обстановкой в Чечне, в первую очередь с целью объективного расследования случаев нарушения прав человека. Согласие Москвы на приезд наблюдателей из Совета Европы было воспринято представителями ЕС позитивно, но сочтено недостаточным; они настаивали на усиленни «международного присутствия», в том числе через ОБСЕ. Чеченская тема была центральной и в ряде других встреч на высшем уровне — в ходе визита «тройки» ЕС (X. Солана, К. Пэттен и министр иностранных дел Португалии Ж. Гама) в Москву 7 апреля, на заседании Совета по сотрудничеству Россия-ЕС в Люксембурге с участием И.Иванова и 15 министров иностранных дел стран ЕС 10 апреля, наконец, на саммите ЕС-Россия 29 мая в Москве.
В Брюсселе 16 ноября 2000 г. подписано Соглашение о сотрудничестве с Евросоюзом в области науки и технологий
Что касается экономических отношений, то и здесь имелись существенные разногласия.
Из числа акций, которые олицетворяют собой тенденцию к росту сотрудничества, следует упомянуть План действий в целях совместной борьбы ЕС и России против организованной преступности
17-18 января 2001 г. нанес визит в Москву Крис Пэттен, член Комиссии, ведающий внешними связями ЕС; в середине февраля он повторил визит в составе «тройки», включавшей также Хавьера Солану и Анну Линд, министра иностранных дел Швеции — государства, председательствующего в ЕС в первом полугодии 2001 г. В ходе обеих встреч было рассмотрено общее состояние от— ношений Россия-ЕС и обсуждены направления сотрудничества, имеющие приоритетный характер: некоторые аспекты расширения Евросоюза; долгосрочные перспективы энергетического сотрудничества; перспективы вступления России в ВТО; ситуация на Балканах и Ближнем Востоке; проблемы, возникшие в связи с намерением США приступить к созданию новой национальной системы ПРО, отказавшись от подписанного в 1972 г. договора по ПРО.
Ориентация на развитие сотрудничества с Россией четко проявилась также в очередной рабочей программе осуществления «Коллективной стратегии ЕС по. отношению к России», опубликованной в конце января Швецией как председательствующим государством.
Что касается расширения ЕС, то центральным и наиболее сложным вопросом является будущее Калининградской области, которая после вступления в Союз Польши и Литвы окажегся внутри него. 16 января Европейская комиссия представила сообщение «ЕС и Калининград», в котором изложила свое видение проблем и подходов к их решению.
Следует также отметить, что на последних саммитах ЕС тема Чечни отошла на задний план. В нескольких предельно лаконичных заявлениях по этому поводу — в частности, в заявлении Комиссии от 22 февраля — акцент был сделан на необходимости обеспечения условий для доставки гуманитарной помощи гражданскому населению, особенно беженцам, под наблюдением независимых неправительственных организаций.
Своего рода итогом развития отношений между ЕС и Россией стало приглашение В.В. Путина на саммит ЕС 23-24 марта в Стокгольме.
В 1994 году Россия подала заявку на членство в Всемирной Торговой Организации, проводятся консультации с 50 странами — членами ВТО. Предметы обсуждения — степень открытости российского рынка и снятие таможенных барьеров, масштабы государственной поддержки отдельных отраслей экономики и скрытое субсидирование российской промышленности через низкие тарифы на электроэнергию.
В настоящее время вопрос о вступлении России в ВТО уже практически решен. Однако, двусторонние соглашения о тарифной политике, предваряющие присоединение России к ВТО, не подписаны ни с одним из шестидесяти стран-членов этой организации, с которыми российская сторона проводит переговоры. Вместе с тем уже в 2002 г. эти соглашения могут быть подписаны с 10-12 странами-членами ВТО.
В настоящее время Россия согласовала с членами ВТО уровень тарифов по 70% товарных позиций, общее число которых насчитывает 11 тысяч.
Министерство экономического развития и торговли РФ планирует к июлю 2002 года завершить переговоры по тарифным вопросам с участниками Всемирной торговой организации.