Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Россия и Европейский Союз



 

Одновременно с развитием двусторонних отношений с государствами Западной Европы, Россия интегрируется в целый ряд международных и ев­ропейских организаций.

В январе 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. Эта организация была создана в 1949 г. для содействия интеграционным процессам в облас­ти прав человека. Она проводит экспертизу уровня защиты прав личности в отдельных странах. Органы СЕ находятся в Страсбурге.

В сентябре 2001 г. в Страсбурге открылась очередная сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы. В ходе ее работы обсуждалась ситуации в Чечне.

На сессии ПАСЕ к европейским парламентариям со стороны лидера обра­тился Аслана Масхадова, который заявил о приостановлении всех контактов с Советом Европы и его Парламентской ассамблеей. Масхадов обвинил СЕ в том, что его действия «не привели к приближению политического решения российской агрессии против чеченского государства и способствовали ухудше­нию основ для политического диалога». Это заявление было доведено до лорда Джадда. На семинаре в Страсбурге принято решение создать общественный консультативный совет по выработке путей политического ypeгулирования. В отличие от консультативного совета при главе администрации Чечни Ахмате Кадырове, новый орган должен быть равноудален от всех противостоящих сто­рон, и в него войдут в том числе «масхадовцы» — например, депутат парламен­та Чечни 1997 г. Ваха Дакалов. Это решение было поддержано и членом Совета Федерации от Чечни Ахмаром Загаевым, и главным федеральным инспектором в Южном федеральном округе Бисланом Гантамировым, фактически представ­ляющим на семинаре российскую президентскую власть.

В то же время, некоторые руководители ПАСЕ заняли непримиримую позицию по отношению к России. Например, председатель ассамблеи лорд Рассел-Джонстон и раньше угрожал России пересмотреть решение о вос­становлении ее прав в ПАСЕ, и теперь заявил, что не видит в Чечне никаких значительных улучшений в области соблюдения прав человека и обещает сохранить критическое отношение к действиям российских властей.

Другое объединение, в которое вошла Россия — «Большая Семерка».

«Большая Семерка» оформилась в 1976 г. В нее входят США, Германия, Великобритания, Япония, Франция, Италия и Канада. Главы этих госу­дарств ежегодно встречаются для обсуждения вопросов экономической по­литики. В июне 1997 г. в Денвере (США) прошла встреча «Семерки» с уча­стием России. На ней президент США Б.Клинтон назвал группу «Восьмеркой». А в комментариях к саммиту в Бирмингеме в мае 1998 г. го­ворилось, что Москва впервые выступила в роли полноправного члена со­общества ведущих мировых держав. Значимым событием стал саммит «Восьмерки» в Кёльне в июне 1999 г.

В 1993 г, в соответствии с Маастрихтским Договором был образован Европейский Союз (ЕС), объединивший 12 стран: Бельгию, Великобрита­нию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксем­бург, Нидерланды, Португалию и Францию. В 1994 г. в ЕС вступили Авст­рия, Норвегия, Финляндия и Швеция.

Россия довольно активно сотрудничала с ЕС в 1993-1997 гг. На основе полугодовых планов с 1995 г. стали проводиться консультации экспертов МИД России — «тройка» ЕС по актуальным вопросам европейской и миро­вой политики. С 1 декабря 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнер­стве и сотрудничестве Россия-ЕС (СПС), которое предусматривает развитие углубленных отношений между ними в политической, торгово-экономической, финансовой, правовой, гуманитарной областях. Однако в 1998 г. резко сократился и российский экспорт в ЕС, и западноевропейский экспорт в Россию. Заметно уменьшились иностранные инвестиции в рос­сийскую экономику. С осени 1999 г. приток инвестиций вновь начал увели­чиваться, но в целом инвестиционная активность европейского бизнеса в России остается на низком уровне.

В 2000 году саммиты Россия-ЕС состоялись в Москве 29 мая и в Париже 30 октября. Кроме того, 3 марта 2000 г. в Лиссабоне состоялись переговоры министра иностранных дел России И.С. Иванова с представителями руко­водящей «тройки» ЕС.

Одной из наиболее острых тем этих встреч оставалось положение в Чечне. Обсуждению ЭТОГО вопроса была посвящена состоявшаяся 2 марта 2000 г. в Лиссабоне, столице председательствовавшей в ЕС Португалии, встреча ЕС-Россия на министерском уровне. Евросоюз представляли министр иностранных дел Франции Ю. Ведрин, X. Солана и член Европейской комиссии К. Пэттен, Россию — И.С. Иванов. Стороны обсудили вопрос о присутствии и наблюде­нии международных организаций за обстановкой в Чечне, в первую очередь с целью объективного расследования случаев нарушения прав человека. Согла­сие Москвы на приезд наблюдателей из Совета Европы было воспринято пред­ставителями ЕС позитивно, но сочтено недостаточным; они настаивали на усиленни «международного присутствия», в том числе через ОБСЕ. Чеченская те­ма была центральной и в ряде других встреч на высшем уровне — в ходе визита «тройки» ЕС (X. Солана, К. Пэттен и министр иностранных дел Португалии Ж. Гама) в Москву 7 апреля, на заседании Совета по сотрудничеству Россия-ЕС в Люксембурге с участием И.Иванова и 15 министров иностранных дел стран ЕС 10 апреля, наконец, на саммите ЕС-Россия 29 мая в Москве.

В Брюсселе 16 ноября 2000 г. подписано Соглашение о сотрудничестве с Евросоюзом в области науки и технологий

Что касается экономических отношений, то и здесь имелись существен­ные разногласия.

Из числа акций, которые олицетворяют собой тенденцию к росту со­трудничества, следует упомянуть План действий в целях совместной борь­бы ЕС и России против организованной преступности

17-18 января 2001 г. нанес визит в Москву Крис Пэттен, член Комиссии, ве­дающий внешними связями ЕС; в середине февраля он повторил визит в соста­ве «тройки», включавшей также Хавьера Солану и Анну Линд, министра ино­странных дел Швеции — государства, председательствующего в ЕС в первом полугодии 2001 г. В ходе обеих встреч было рассмотрено общее состояние от— ношений Россия-ЕС и обсуждены направления сотрудничества, имеющие при­оритетный характер: некоторые аспекты расширения Евросоюза; долгосрочные перспективы энергетического сотрудничества; перспективы вступления России в ВТО; ситуация на Балканах и Ближнем Востоке; проблемы, возникшие в свя­зи с намерением США приступить к созданию новой национальной системы ПРО, отказавшись от подписанного в 1972 г. договора по ПРО.

Ориентация на развитие сотрудничества с Россией четко проявилась также в очередной рабочей программе осуществления «Коллективной стра­тегии ЕС по. отношению к России», опубликованной в конце января Швеци­ей как председательствующим государством.

Что касается расширения ЕС, то центральным и наиболее сложным во­просом является будущее Калининградской области, которая после вступле­ния в Союз Польши и Литвы окажегся внутри него. 16 января Европейская комиссия представила сообщение «ЕС и Калининград», в котором изложила свое видение проблем и подходов к их решению.

Следует также отметить, что на последних саммитах ЕС тема Чечни отошла на задний план. В нескольких предельно лаконичных заявлениях по этому поводу — в частности, в заявлении Комиссии от 22 февраля — ак­цент был сделан на необходимости обеспечения условий для доставки гу­манитарной помощи гражданскому населению, особенно беженцам, под на­блюдением независимых неправительственных организаций.

Своего рода итогом развития отношений между ЕС и Россией стало при­глашение В.В. Путина на саммит ЕС 23-24 марта в Стокгольме.

В 1994 году Россия подала заявку на членство в Всемирной Торговой Ор­ганизации, проводятся консультации с 50 странами — членами ВТО. Предме­ты обсуждения — степень открытости российского рынка и снятие таможен­ных барьеров, масштабы государственной поддержки отдельных отраслей экономики и скрытое субсидирование российской промышленности через низкие тарифы на электроэнергию.

В настоящее время вопрос о вступлении России в ВТО уже практически решен. Однако, двусторонние соглашения о тарифной политике, предваряю­щие присоединение России к ВТО, не подписаны ни с одним из шестидесяти стран-членов этой организации, с которыми российская сторона проводит пе­реговоры. Вместе с тем уже в 2002 г. эти соглашения могут быть подписаны с 10-12 странами-членами ВТО.

В настоящее время Россия согласовала с членами ВТО уровень тарифов по 70% товарных позиций, общее число которых насчитывает 11 тысяч.

Министерство экономического развития и торговли РФ планирует к ию­лю 2002 года завершить переговоры по тарифным вопросам с участниками Всемирной торговой организации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.