Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Религии удалось убедить людей, что на небе живет 22 страница



 

не нужно подкреплять фактами, как это требуется в других случаях, цивилизации все еще приходится иметь дело с тучами нелепиц. Даже в наше время люди истребляют друг друга во имя древних литературных произведений. Невозможно поверить, что такое безумство может продолжаться.

А теперь скажите: кому придет в голову затевать войну ради отсутствия веры?

 

 

Глава восьмая Что плохого в религии? Зачем на нее нападать?

Религии удалось убедить людей, что на небе живет

невидимка, каждый день, каждый час следящий за каждым

вашим движением. У невидимки есть особый список из

десяти правил, которые вам не разрешается нарушать.

А если вы нарушите хоть одно из них, то у него есть

особое место, полное огня, дыма, гари, где царят пытки

и страдания и куда он поймет вас страдать, гореть,

задыхаться, стенать и рыдать навечно, на веки веков...

Но при всем при том он вас любит!

Джордж Карлин

 

ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ Я НЕ СТОРОННИК СПОРОВ И ВРАЖДЫ. Мне не кажется, что таким путем легче всего рождается истина, и поэтому я часто отклоняю приглашения принять уча­стие в официальных дискуссиях. Однажды меня пригласили в Эдинбург поучаствовать в дебатах с архиепископом Йорк­ским. Я был польщен и согласился. После встречи верующий физик Рассел Станнард привел в своей книге "Избавляемся от бога?" написанное им в газету "Обсервер" письмо:

Сэр, ваш научный обозреватель напечатал статью (и, подумать только, в Пасхальное воскресенье!) под насмешливым заголовком "Продув Ее Величеству Науке, Бог пришел вторым", в которой описал "серьезные интеллектуальные повреждения", причиненные Ричардом Докинзом архиепископу Йоркскому во время дебатов о науке и религии. В заметке упомянуты "самодовольно ухмыляю­щиеся атеисты" и "Львы: ю; Христиане: о".

Далее Станнард ругает "Обсервер" за отсутствие упоминания об аналогичных дебатах в Королевском научном обществе между ним, мною, епископом Бирмингемским и выдающимся космологом, сэром Германом Бонди (тот спор, не будучи с самого начала организованным как противоборство враж­дующих сторон, оказался в результате гораздо более конструк­тивным). Могу только присоединиться к мнению Станнарда о нецелесообразности проведения дискуссий во враждебном тоне. Сам я, например, по объясненным в книге "Служитель

 

дьявола" причинам, никогда не принимаю участия в дискус­сиях с креационистами.

Несмотря на мое отвращение к гладиаторским боям, за мной почему-то укрепилась репутация агрессивного спорщика по религиозным вопросам. Коллеги, согласные с отсутствием бога, с существованием нравственности вне религии, с воз­можностью объяснения происхождения религии и морали с научной точки зрения, продолжают тем не менее искренне удивляться моей позиции. Почему я так враждебен? Неужели религия настолько плоха? Неужели она причиняет так много вреда, что с ней нужно активно бороться? Почему бы не жить с ней мирно бок о бок, как с Тельцом и Скорпионом, магиче­скими свойствами кристаллов и "линиями-просеками"? Это же просто безобидная чепуха!

Прежде всего отвечу, что если я или другие атеисты и про­являем время от времени в отношении религии враждебность, она ограничивается словами. У нас нет планов бомбить, обез­главливать, побивать камнями, сжигать на кострах, распинать на крестах и направлять в небоскребы самолеты по причине теологических разногласий. Но мои собеседники, как правило, этим не удовлетворяются. Иногда они заявляют что-нибудь типа: "Не кажется ли вам, что ваша враждебность делает вас атеистом-фундаменталистом, настолько же нетерпимым в своих убеждениях, как и фанатики "библейского пояса"?" На эти обвинения в фундаментализме нужно дать ответ, ибо они повторяются, увы, нередко.

У меня не хватает дерзости мотивировать отказ так, как это делает один из моих наиболее выдающихся научных коллег, который отвечает на каждую попытку креационистов организовать с ним официальные дебаты (не буду приводить его имя, но реплику нужно читать с австралийским акцентом): "В вашем резюме это, конечно, будет выглядеть блестяще, а вот в моем — как раз наоборот".

 

Фундаментализм и ниспровержение науки

 

ФУНДАМЕНТАЛИСТЫ УВЕРЕНЫ В СВОЕЙ ПРА-воте, потому что они читали об этом в священ­ной книге, и им заранее известно, что их веру ничто в мире поколебать не сможет. Провоз­глашенная священной книгой правда — это аксиома, а не результат рассуждений. Книга всегда права, а если опыт показывает иное, то полагается отвергать опыт, а не книгу. Я же, как ученый, напротив, верю в факты (напри­мер, в эволюцию) не потому, что прочитал о них в священ­ной книге, а потому, что изучал фактические доказательства. Это совершенно другое дело. Книгам об эволюции доверяют не в силу их святости. Им доверяют потому, что в них при­водится огромное количество поддерживающих друг друга доказательств. В принципе, любой читатель, приложив усилия, может проверить эти доказательства. Если в научной книге допускается ошибка, ее обнаружение и внесение исправле­ний в последующие издания является только делом времени. Со священными книгами такого, естественно, не случается.

Философы, особенно непрофессиональные, с невеликим философским багажом и, еще чаще, зараженные "культурным релятивизмом" лица могут в этом месте начать сворачивать на давно избитую колею: мол, доверие ученого фактическим дока­зательствам само является проявлением фундаменталистской веры. Я уже обсуждал этот вопрос подробно в других книгах и сейчас повторю аргумент лишь вкратце. Все мы в ходе нашей жизни, вне зависимости от собственных любительских упраж-

 

нений в философии, верим в доказательства. Если меня обви­нят в убийстве и обвинитель начнет строго вопрошать, правда ли, что в ночь убийства я был в Чикаго, мне вряд ли помогут философские рассуждения типа: "Это смотря что вы назы­ваете "правдой". Так же не спасет меня и антропологическое, релятивистское заявление: "Я был в Чикаго только в вашем, западном смысле предлога "в". Бенгальцы имеют совершенно другую концепцию "в", согласно которой вы по-настоящему находитесь "в" определенном месте, только будучи рукополо­жены в сан старейшины с правом брать понюшку из сушеной мошонки старого козла""5.

Может быть, ученые и проявляют фундаментализм, когда дело доходит до абстрактных формулировок смысла понятия "истина". Но в этом они не одиноки. Однако, когда я говорю, что эволюция — реальность, я проявляю не больше фундамен­тализма, чем когда заявляю, что Новая Зеландия расположена в Южном полушарии. Мы верим в эволюцию, потому что ее реальность подтверждается фактами, но появись новые дока­зательства, демонстрирующие ее ложность, мы тут же от нее откажемся. От фундаменталиста вы такого заявления никогда не услышите.

Дело в том, что очень легко перепутать фундаментализм и страстность. Возможно, защищая эволюцию от фундамен­талистов и креационистов, я выступаю слишком страстно, но это не потому, что меня распаляет собственный фундамента­лизм, но противоположного толка. Это происходит потому, что подтверждающих эволюцию фактов головокружительно много, и меня безмерно огорчает неспособность оппонента их увидеть — или, еще чаще, нежелание оппонента даже взгля­нуть на них, потому что они противоречат его священным книгам. Моя страстность возрастает еще больше при мысли о том, как много теряют эти несчастные фундаменталисты и их последователи. Правда об эволюции, как и многие дру­гие научные открытия, невероятно увлекательна, потрясающа

 

и прекрасна; умереть, так и не узнав о ней ничего, представля­ется мне настоящей трагедией! Конечно, я не могу сдержать свои чувства. Да и кто бы смог? Но моя вера в эволюцию —- не фундаментализм и не религия, потому что я знаю, на чем она основана, и что, появись соответствующие доказательства, я с готовностью признаю свое заблуждение.

Такие вещи случаются. Я уже рассказывал о преподававшем в бытность мою студентом на факультете зоологии Оксфорд­ского университета уважаемом престарелом муже. Многие годы он страстно верил и учил студентов, что аппарат Гольджи (микроскопическая внутриклеточная структура) на самом деле не существует, что это — погрешность наблюдения, иллюзия. Каждый понедельник, после обеда, на факультете было заве­дено слушать научный доклад какого-нибудь заезжего лектора. В один из понедельников лектором оказался американский специалист по биологии клетки, представивший неотразимо убедительные свидетельства реальности аппарата Гольджи. В конце его выступления старик пробрался к подиуму и, пожи­мая американцу руку, с чувством провозгласил: "Дорогой кол­лега, позвольте выразить вам мою благодарность. Все эти пят­надцать лет я заблуждался". Мы тогда аплодировали до боли в ладонях. Фундаменталист бы никогда не смог произнести такое. Да и не каждый ученый в реальной жизни. Но для всех ученых подобные поступки являются эталоном — в отличие, скажем, от политиков, которые могли бы счесть старика бес­принципным. У меня до сих пор комок к горлу подступает при воспоминании о том вечере.

Как ученый, я враждебен фундаменталистской религии, потому что она активно работает на подрыв научного познания мира. Она учит нас не менять раз и навсегда усвоенные идеи и не пытаться узнать новые, интересные, доступные позна­нию факты. Она разрушает науку и высушивает разум. Самым печальным примером из известных мне служит американский геолог Курт Вайз, возглавляющий нынче Центр исследований

 

происхождения в колледже Брайана в городе Дайтон, штат Тен­несси. Колледж не случайно носит имя Уильяма Дженнинга Брайана, который выступил с обвинением против учителя Джона Скоупса во время проходившего в Дайтоне в 1925 году "обезьяньего процесса". Вайз мог бы, воплощая свою мальчи­шескую мечту, стать профессором геологии в настоящем уни­верситете. В университете, девизом которого могла бы быть фраза "Мыслить критически", в отличие от смешивающего несовместимые понятия девиза с веб-сайта колледжа Брайана: "Мыслить критически и библейски". Вайз действительно полу­чил настоящий диплом геолога в Университете Чикаго, а затем закончил две аспирантуры (геология и палеонтология в Гар­варде) (ни больше ни меньше), где его научным руководите­лем был Стивен Джей Гулд (ни больше ни меньше). Блестяще образованный и, несомненно, выдающийся молодой уче­ный, он был на пороге свершения мечты о преподавательской и исследовательской карьере в нормальном университете.

Но случилось несчастье. Оно пришло не извне, а изнутри собственного сознания, роковым образом пораженного и рас­шатанного воспитанием в духе фундаменталистской религии, требовавшей от него верить, что планета Земля — объект, который он изучал в Чикагском и Гарвардском университе­тах, — имеет возраст не более ю тысяч лет. Он был слишком умен, чтобы игнорировать лобовое столкновение своей рели­гии и своей науки, и этот конфликт все больше тревожил его разум. Однажды терпению пришел конец, и он решил дело при помощи ножниц. Взяв Библию, вырезал из нее, страница за страницей, каждый стих, от которого пришлось бы отказаться в случае правоты науки. В конце этого беспощадно честного и утомительного труда от Библии осталось так мало, что,

... как бы я ни старался, даже пытаясь держать Писание за остав­шиеся неразрезанными поля страниц, я не мог поднять Библию так, чтобы она не развалилась надвое. Мне приходилось выбирать

 

между эволюцией и Священным Писанием. Либо Писание было право, а эволюция нет, либо эволюция права, и я должен отшвырнуть Библию... В ту ночь я принял Слово Божье и отверг все, что ему противоречит, включая эволюцию. Одновременно, с неимоверной горечью, я бросил в огонь все мои надежды и мечты о науке.

Я нахожу этот рассказ душераздирающим; но если история об аппарате Гольджи вызывает слезы восхищения и восторга, то история Курта Вайза вызывает жалость и чувство брезгливо­сти. И карьера и счастье всей его жизни погибли от его же соб­ственной руки — и как бессмысленно! Как легко было этого избежать! Взять да и отшвырнуть Библию. Или интерпрети­ровать ее символически и аллегорически, как это делают тео­логи. Он же, как истый фундаменталист, отшвырнул и науку, и факты, и здравый смысл, а вместе с ними — свои надежды и мечты.

По-видимому, Курт Вайз обладает уникальной для фунда­менталиста чертой — он честен, опустошающе, мучительно, потрясающе честен. Дайте ему премию Темплтона; возможно, он стал бы первым искренним ее получателем. Вайз выносит на поверхность все тайные бури, тревожащие фундаментали­стов в глубине их сознания, когда они сталкиваются с науч­ными фактами, опровергающими их верования. Прислушай­тесь к его заключению:

Хотя и существуют научные доводы в пользу теории "молодой Земли", я являюсь креационистом-младоземельцем потому, что таково мое понимание Священного Писания. Как я говорил своим учителям давным-давно, когда еще учился в колледже, повернись все до единого факты во Вселенной против креационизма, я пер­вый это признаю, но по-прежнему буду креационистом, потому что на это, по моему убеждению, указывает Слово Божье. На том я должен стоять"6.

 

Похоже, что он цитировал Лютера, прибившего свои тезисы к дверям виттенбергской церкви; но мне бедный Курт Вайз больше напоминает Уинстона Смита, героя романа "1984", отча­янно пытающегося поверить, что если Большой Брат говорит: два плюс два — пять, то так оно и есть. Но Уинстону выпало согласиться с этим под пыткой. Двоемыслие же Вайза вызвано не физическим страданием, а религиозной верой, служащей для некоторых, как видно, не менее жесткой формой принуж­дения — своего рода интеллектуальной пыткой. Я не терплю религию за то, что она сделала с Куртом Вайзом. И если ей удалось так скрутить геолога, получившего образование в Гар­варде, только представьте, что она может сделать с другими, менее одаренными и менее образованными людьми.

Фундаменталистская религия пытается отлучить от науч­ного образования тысячи и тысячи невинных, любознательных, доверчивых молодых умов. Не фундаменталистская, "терпи­мая" религия, возможно, этого не делает. Но она создает пита­тельную среду для фундаментализма, внушая людям с раннего детства идею о добродетели нерассуждающей веры.

 

Темная сторона абсолютизма

 

КАСАЯСЬ В ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЕ ИЗМЕНЧИВОЙ природы Zeitgeist, я упоминал о сходном нрав­ственном настрое, некоем моральном консенсусе, широко распространенном среди либерально мыслящих, просвещенных, нравственных инди­видуумов. В конце оптимистично заключалось, что все мы в целом, пусть и в разной степени, присоединяемся к этому консенсусу. При этом я имел в виду большинство возмож­ных читателей этой книги, вне зависимости от того, являются они верующими или нет. Но, безусловно, не все присоединя­ются к консенсусу (так же как и не все пожелают прочесть эту книгу). Мы вынуждены признать, что абсолютистские взгляды себя еще далеко не изжили. К сожалению, они и поныне здрав­ствуют в умах огромного количества людей во всем мире; самые угрожающие их проявления заметны в мусульманских странах и в нарождающейся американской теократии (более подробно см. об этом в соответственно озаглавленной книге Кевина Филипса — "Американская теократия"). Практиче­ски всегда абсолютизм произрастает на почве сильной рели­гиозной веры, и этот факт демонстрирует, как религия может играть в мире роль источника зла.

В Ветхом Завете одно из самых страшных наказаний пред­усматривалось за богохульство. В некоторых странах оно существует и по сей день. Статья 295-С Уголовного кодекса Пакистана предписывает за это "преступление" смертную казнь. i8 августа 2001 года к смертной казни за богохульство

 

приговорили врача и преподавателя д-ра Юниса Шейха. Его преступление состояло в высказывании мысли, что пророк Мухаммед не был мусульманином до того, как создал рели­гию в возрасте 40 лет. Одиннадцать его студентов донесли о "преступлении" властям. Закон о богохульстве чаще приме­няется в Пакистане против христиан, как, например, в слу­чае с Августином Ашиком "Кингри" Маси, приговоренным к смерти в Фейсалабаде в гооо году. Христианину Маси не раз­решалось жениться на любимой девушке, потому что она была мусульманкой, а, согласно пакистанскому (и мусульманскому) закону, мусульманская девушка не имеет права — представьте себе — выходить замуж за христианина. Когда он пытался перейти в мусульманство, его обвинили, что он делает это из корыстных побуждений. Из отчета, с которым я ознакомился, трудно понять, было ли это само по себе тяжким преступле­нием либо его дополнительно обвиняют в каких-то высказы­ваниях о нравственности самого пророка. В любом случае его поведение не привело бы к вынесению смертного приговора ни в одной стране со свободным от религиозного ханжества законодательством.

В 2006 году в Афганистане к смерти за обращение в хри­стианство приговорили Абдула Рахмана. Может, он убил кого-нибудь, нанес увечья, украл или, в конце концов, повредил чье-то имущество? Нет. Он просто поменял мнение. Свое вну­треннее, персональное убеждение. Он позволил себе прийти к мыслям, оказавшимся не по душе правящей партии. И речь идет, заметьте, не о талибском Афганистане, а об "освобож­денном" Афганистане Хамида Карзая, основанном при под­держке коалиции во главе с Америкой. Г-ну Рахману, к счастью, удалось избежать казни, но только после упорной междуна­родной кампании и только благодаря тому, что его признали невменяемым. Сейчас, чтобы избежать смерти от руки выпол­няющих религиозный долг правоверных, он нашел убежище в Италии. А в конституции "освобожденного" Афганистана

 

по-прежнему есть статья, карающая вероотступничество смерт­ной казнью. Вероотступничество, замечу еще раз, не предпо­лагает нанесения никакого вреда ни людям, ни собственности. Это "мыслепреступление" в чистом виде, выражаясь словами Оруэлла из "1984", и по исламскому закону официальное нака­зание за него — смерть. И оно приводится в исполнение, вот еще один пример: з сентября 1992 года в Саудовской Аравии за вероотступничество и богохульство Садику Абдулу Кариму Малаллаху публично отрубили голову117.

Однажды я участвовал в теледебатах с упомянутым в главе 1 ведущим британским "либеральным" мусульманином сэром Икбалом Сакрани и задал ему вопрос относительно смертной казни за вероотступничество. После долгих уверток и укло­нений он так и не высказался ни за, ни против. Изо всех сил стараясь увильнуть от ответа, он заявил, что незачем обсуждать такие несущественные детали. И это — человек, посвященный британским правительством в рыцари за заслуги в развитии "добрых межконфессиональных отношений".

Но и насчет христианства заблуждаться не стоит. Еще в 1922 году в Великобритании Джона Уильяма Готта пригово­рили к 9 месяцам каторжных работ за богохульство — он срав­нил Иисуса с клоуном. И, как ни поразительно, богохульство по-прежнему остается в Великобритании преступлением"8, и в 2OO5 году христианская группа пыталась начать частное судебное преследование против Би-би-си за показ мюзикла "Джерри Спрингер, опера".

В США недавно появилось, и по понятным причинам не могло не появиться, выражение "американские талибы". Поиск в Гугле показывает, что оно уже в широком употреблении. Цитатники этих господ, содержащие мудрость американ­ских религиозных лидеров и политиков, пугающим образом напоминают узколобость, бессердечную жестокость и злоб­ность афганских талибов, аятоллы Хомейни и ваххабитского правительства Саудовской Аравии. Особенно богатое собра-

 

ние отвратительно нелепых цитат можно найти на веб-сайте "Американский Талибан", начиная с совсем уже невероятного высказывания, принадлежащего особе по имени Анн Кул-тер, всерьез призывающей: "Мы должны захватить их страны и, уничтожив вождей, обратить их всех в христианство""9 (и это, как уверяют меня американские коллеги, не изобретение американской пародийной газеты "Луковица"). Другие перлы: "Используйте слово "gay" только как сокращение "Got Aids Yet?" ("Еще не заработал СПИД?")" — член конгресса Боб Дорнан; генерал Уильям Г. Бойкин: "Джорджа Буша избрало не большинство населения США, его назначил Господь"; и более давний — знаменитая стратегия охраны окружающей среды министра внутренних дел из правительства Рональда Рейгана: "Незачем охранять природу, Второе пришествие не за горами". Афганский и американский Талибан — наглядный пример того, как действуют люди, принимающие Священное Писание буквально и всерьез. Глядя на них, можно с замира­нием сердца представить, каково жилось населению теокра­тических обществ Ветхого Завета. Книга Кимберли Блейкер "Основы экстремизма. Правые христиане в Америке" под­робно повествует об угрозе христианских талибов (хотя этот термин в книге не используется).

 

Вера и гомосексуальность

 

В Афганистане в эпоху "Талибана" официаль­ным наказанием за гомосексуализм была смертная казнь, совершаемая особо изощренным способом: жертву погребали заживо под стеной, обруши­ваемой на нее сверху. "Преступлением" в дан­ном случае являются сугубо личные отношения между двумя совершеннолетними лицами, не причиняющими своими дей­ствиями никакого вреда никому. Налицо классические при­меты религиозного абсолютизма. Нам, на моей родине, тоже не стоит слишком горячо поздравлять себя. Проявления гомо­сексуализма в частной жизни — невероятно, но факт! — оста­вались в Великобритании уголовным преступлением вплоть до 1967 года. В 1954 году Алан Тьюринг — британский матема­тик, которого, наряду с Джоном фон Нейманом, можно счи­тать отцом современного компьютера, — покончил с собой, подвергнувшись обвинению в гомосексуальном поведении в частной жизни. Тьюрингу не грозило погребение заживо под обрушенной на него танком стеной. Ему предложили выбор между двумя годами тюрьмы (можно только предста­вить, как обращались бы с ним другие заключенные) и курсом гормональных уколов, равносильных химической кастрации и вызывающих рост грудей. Он сделал выбор — съел яблоко, впрыснув в него цианистый калий120.

Тьюринг, внесший важнейший вклад в расшифровку немецкого кода "Энигма", возможно, сделал для победы над нацизмом больше, чем Эйзенхауэр или Черчилль. Благодаря

 

Тьюрингу и его коллегам, работавшим над проектом "Ультра" в Блечли-парке, генералы союзников всегда, в течение долгих военных месяцев, узнавали подробности немецких планов до того, как командование противника могло воплотить их в жизнь. После войны, когда заслуги Тьюринга перестали быть секретом, его следовало бы посвятить в рыцари и превозно­сить как спасителя отечества. Вместо этого безобидного, заи­кающегося, эксцентричного гения растоптали за совершаемое в частной жизни, никому не приносившее вреда "преступле­ние". Несомненно, перед нами — очередное действие религи­озного моралиста, которого страстно заботит, чем люди зани­маются (и что думают) за закрытыми дверями. Отношение "американских талибов" к гомосексуалам хорошо видно по другим проявлениям их религиозного абсолютизма. Послу­шайте основателя "Свободного университета" преподобного Джерри Фалвелла: "СПИД — это не просто божье наказание гомосексуалов; это божье наказание терпимого к гомосексуа­лам общества"121. Особенно шокирует поразительное христи­анское милосердие таких господ. Как могут избиратели, срок за сроком, голосовать за такого невежественного ханжу, как сенатор Джесс Хелмз, республиканский представитель штата Новая Каролина? За господина, презрительно заявляющего: "Нью-Йорк тайме" и "Вашингтон пост" кишат гомосексуалами. Чуть не каждый сотрудник в них — голубой или лесбиянка"?"2 Полагаю, что эти избиратели сами рассматривают нравствен­ность сквозь узкую щель религиозных определений и видят угрозу в каждом, кто не разделяет их фанатичных верований.

Я уже цитировал основателя "Христианской коалиции" Пата Робертсона. Он всерьез выставил свою кандидатуру на президентских выборах 1988 года от республиканской пар­тии и собрал на поддержку своей кампании более з миллио­нов добровольцев и значительное количество пожертвований: довольно пугающее количество сторонников, учитывая, что кандидат частенько блещет перлами вроде следующих: " [Гомосексуалы] желают ходить в церковь, чтобы срывать богослуже­ния, поливать прихожан кровью, чтоб заразить их СПИДом и плевать в лицо священникам"; "Организация ["Планирова­ние семьи"] учит подростков блуду, учит людей прелюбодей-ству, всякого рода скотоложству, гомосексуализму, лесбиян­ству — всему, что запрещает Библия". Отношение Робертсона к женщинам также нашло бы немало теплых откликов у афган­ских талибов: "Понимаю, что дамам это слышать неприятно, но если вы выходите замуж, то обязаны признать главенство мужчины, вашего мужа. Христос — глава церкви, а мужчина — глава женщины, так вот оно и есть, и точка".

Президент организации "Католики за христианскую поли­тику" Гэри Поттер заявил следующее: "Когда христианское большинство возьмет бразды правления в свои руки, не будет больше сатанистских церквей, свободного распространения порнографии, разговоров о правах гомосексуалов. После того как управление перейдет к христианам, плюрализм будет счи­таться аморальным и дурным, и государство никому не даст право сеять зло". Как ясно из этой цитаты, "зло" здесь не озна­чает совершение поступков, причиняющих неприятности окружающим. Оно означает частные мысли и поступки инди­видуума, неугодные частным желаниям "христианского боль­шинства".

Еще один пример твердолобого, страстно ненавидящего гомосексуалов священника — пастор баптистской церкви города Вестборо Фред Фелпс. Когда умерла вдова Мартина Лютера Кинга, пастор Фред организовал пикетировние ее похорон, провозглашая: "Бог ненавидит гомиков и их потвор­щиков! Следовательно, Бог ненавидит Коретту Скотт Кинг и сейчас мучает ее огнем и серой там, где червь никогда не умирает и пламя никогда не гаснет, и смрад от ее мучений вздымается к небу ныне и во веки веков""3. Конечно, легко объ­явить Фреда Фелпса ненормальным, но его поддерживает, в том числе финансово, множество людей. С 1991 года, согласно его

 

собственному веб-сайту, он организовал в США, Канаде, Иор­дании и Ираке 22 тысячи антигомосексуальных демонстраций (в среднем по одной каждые четыре дня) под такими лозунгами, как "СПАСИБО ГОСПОДУ ЗА СПИД". Особенно милым изобретением подобных веб-сайтов являются счетчики, пока­зывающие количество дней со дня начала мучений в аду того или иного покойного гомосексуалиста.

Отношение к гомосексуальности позволяет лучше судить о внушаемой религией нравственности. Не менее показатель­ными являются и вопросы абортов и неприкосновенности человеческой жизни.

 

Религия и неприкосновенность человеческой жизни

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭМБРИОНЫ — ФОРМЫ ЧЕЛОВЕЧЕ­СКОЙ жизни. Следовательно, в глазах абсолютист­ской религии аборт — это зло, ничем не отличаю­щееся от убийства. Не знаю, как тогда расценивать наблюдения, полученные мной из собственного опыта: многие из наиболее пылких противников умерщвле­ния зародышей проявляют повышенный энтузиазм к совер­шению этого действия в отношении взрослых. Справедли­вости ради заметим, что это не относится к приверженцам одной из самых громогласных противниц абортов — католи­ческой церкви. А вот "вновь рожденный" Джордж У. Буш — типичный образчик современных религиозных властителей. Он и иже с ним яростно защищают человеческую жизнь до тех пор, пока она находится в зародышевом (или неизлечимо больном) состоянии, не останавливаясь перед запретом меди­цинских исследований, способных спасти жизнь огромного числа людей124. Очевидно, что протест против смертной казни проистекает из уважения к человеческой жизни. С 1976 года, когда Верховный суд пересмотрел решение об отмене смерт­ных приговоров, более трети совершенных в 50 штатах США казней произошли в Техасе. И, как известно, Буш руководил большим числом казней в Техасе — примерно одной каждые 9 дней, — чем любой другой губернатор в истории штата. Может, он просто выполнял свой долг губернатора и законы штата?I2i Но что тогда вы скажете об известном репортаже жур­налиста Си-эн-эн Такера Карлсона? Сам являясь сторонникомсмертной казни, Карлсон тем не менее был поражен тем, как "смешно" передразнил Буш казнимую женщину, умолявшую губернатора отложить казнь. "Пожалуйста, — насмешливо ныл будущий президент, с издевкой сжав в поддельном отчая­нии губы, — Не убивайте меня"126. Возможно, женщине уда­лось бы добиться большего сочувствия, напомнив, что и она когда-то была эмбрионом.

Тема зародышей, похоже, оказывает на многих верующих поистине гипнотическое воздействие. Мать Тереза Калькутт­ская, принимая Нобелевскую премию, прямо сказала в своей речи: "Самый страшный враг мира — это аборт". Что? Как можно серьезно относиться к мнению женщины, делающей такие сногсшибательные заявления, а тем более всерьез счи­тать ее достойной Нобелевской премии? Отсылаю читателей, желающих насладиться постным ханжеством матери Терезы, к книге Кристофера Хитченса "Миссионерская позиция: тео­рия и практика матери Терезы".

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.