Реформы в области образования начались еще в 1992-1994 г. Была предпринята попытка ввести образовательные «концентры». Школьники до 9 класса должны были получить общее образование, второй концентр предусматривал углубленное изучение предмегов с учетом профилирования учащихся. Однако система «концентров» себя не вполне оправдала. Другой проблемой стало отсутствие единых стандартов в образовании. Учащиеся гимназий и лицеев, особенно в столице и крупных городах, получали значительно более глубокие знания, нежели учащиеся сельских школ. Это давало им несомненные преимущества при сдаче вступительных экзаменов в высшие учебные заведения.
Новая программа реформ в области образования была принята в 2000 г. Она предусматривает переход к двенадцатилетнему школьному обучению. Сокращается объем изучаемых дисциплин, в первую очередь, за счет точных наук.
Старшие классы будут профильными и ориентированными на поступление в конкретный вуз.
В 2002 г. будут установлены образовательные стандарты. В 2001 г. средние школы переводятся из ведения муниципалитетов на уровень субъектов федерации, их будут финансировать напрямую регионы. Будет установлена стоимость обучения одного ученика. Каждой школе будут выделять средства строго по количеству учащихся. В 2-2,5 раза увеличивается зарплата учителям.
Изменяется и практика приема абитуриентов в высшие учебные заведения. Выпускные экзамены в школах и вступительные в вузы должен заменить единый экзамен. Каждый школьник будет тестироваться по двум обязательным предметам. Затем он должен выбрать три-четыре предмета в зависимости от того, куда хочет поступать. Научно-техническим специальностям соответствуют тесты по физике, химии, биологии, гуманитарным — по истории, литературе, иностранному языку. Планируются тесты трех уровней сложности. Первый — для тех, кто хочет идти в ПТУ. Второй уровень — для тех, кто собирается поступать в вузы. И третий уровень сложности — это тесты, для желающих попасть в главные вузы страны, которые имеют повышенные требования. Предполагается, что в зависимости от результатов единого экзамена каждый школьник получит от государства сертификат, гарантирующий финансовое обеспечение для продолжения обучения — ГИФО (государственное именное финансовое обязательство). Проведение этой части реформы планируется к 2003 г.
Проект введения единого экзамена вызвал наибольшие дискуссии. Очень напряженно прошло обсуждение этого проекта в Государственной Думе. 6-7 декабря 2000 г. в МГУ состоялся V] съезд ректоров высших учебных заведений, на котором ректоры не только московских и санкт-петербургских, но и региональных вузов высказались против введения единого экзамена.
Социальные реформы.
Одним из направлений реформ стали социальные реформы. Пенсионная реформа началась в 1996 г. с введения закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».
С введением персонифицированного учета для каждого работающего на территории России Пенсионным фондом Российской Федерации открывается индивидуальный лицевой счет и выдается Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. На открытый лицевой счет помещаются данные о стаже, заработке и страховых взносах этого человека. Он может менять место работы, работать по совместительству, трудовому договору, зарегистрироваться как предприниматель, но сведения о стаже, заработке и страховых взносах будут поступать в этот единственный лицевой счет. Когда наступит страховой случай, установленный пенсионным законодательством (например, исполнится пенсионный возраст), данные из индивидуального лицевого счета будут той основой, которая определит размер пенсии этого человек.
Реализация Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования в г. Москве осуществляется поэтапно с 1996 г.
Персонифицированный учет — основа для реформирования пенсионной системы, который позволит осуществить переход от распределительной системы назначения пенсий к системе с элементами накопления.
Следующим важным направлением является введение накопительной системы.
Накопительная система представляет собой финансирование выплат пенсии за счет заранее сформированного фонда, образованного, в том числе из взносов самого человека, которые производились и накапливались в течение его трудовой жизни. Пенсионные резервы имеют персонифицированный характер и используются для выплаты индивидуальной пенсии.
На ход реформы отрицательно повлияла задержка принятия нового Кодекса законов о труде.
Второй важной социальной реформой стала жилищно-коммунальная реформа.
Жилищно-коммунальная реформа началась в 1991 г. , когда было принято Постановление Верховного Совета Российской Федерации о передаче в муниципальную собственность государственного и ведомственного жилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры, жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных организаций, находившихся ранее в ведении местных Советов и приватизируемых предприятий. Началась приватизация жилья. За первые пять лет реформы по данным Госстроя России доля частного жилого фонда увеличилась с 30% в 1991г. до 52% в 1996 г. В собственность граждан было передано 36,8% всего государственного и муниципального жилого фонда России, подлежащего приватизации. Но приватизация жилья совершенно не затронула проблему формирования рынка жилищно-коммунальных услуг и не повлияла на совершенствование механизмов управления и обслуживания жилого фонда.
В начале 90-х годов тарифы на жилищно-коммунальные услуги поддерживались на низком уровне и дотировались государством на 90%. Квартирная плата, включающая платежи граждан за коммунальные услуги, составляла около 2,5% среднего дохода семьи. При проведении масштабной либерализации цен в 1992 году было принято решение не затрагивать уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.
На втором этапе реформы, с 1997 г., предполагалась разработка региональных и муниципальных программ реформ жилищно-коммунального хозяйства. Эти проекты должны были привести в соответствие тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, с одной стороны, и выработать практические шаги по сокращению дотаций из бюджета в жилищно-коммунальную сферу, с другой стороны.
В большинстве регионов программы были выработаны на протяжении 1997-1998 г., однако экономический кризис 1998 г., сопровождавшийся резким скачком цен, сделал невозможной реализацию программы постепенного повышения квартирной платы и платы за коммунальные услуги для отдельных граждан.
В условиях экономической стабилизации с 2000 г. началась поэтапная реализация программы сокращения дотаций из бюджета в жилищно-коммунальную сферу.