В новом правительстве В.В. Путина министром экономического развития и торговли стал Г.О. Греф, министром труда и социального развития — А. Починок, министром по налогам и сборам — Г. Букаев, министром имущественных отношений — Ф. Газизулин.
Группа санкт-петербургских экономистов под руководством Германа Грефа выработала программу экономических реформ, которая включала новый подход к формированию бюджета, налоговую и банковскую реформы.
Финансовый кризис 1998 г. привел к сокращению непроцентных обязательств государства за счет существенного снижения реальной заработной платы в бюджетном секторе. Дала определенный эффект и реализация Программы экономии государственных расходов. Однако непроцентные правительственные обязательства составляли к 2000 году более 55% ВВП, выплаты по долгам отнимали до 50% бюджетных доходов.
Был принят новый Бюджетный кодекс. Для упорядочивания расходования бюджетных средств была создана казначейская система. Она позволила упорядочить расходование средств в соответствии с принятыми законами, в частности, путем установления внутригодовых постатейных лимитов расходов. Был усилен текущий контроль за целевым расходованием средств бюджетными организациями. С 1999 г. реализуется Концепция функционирования единого счета Федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета, который позволяет сокращать срок прохождения доходов от плательщиков налогов до возможности их использования, оперативно управлять средствами федерального бюджета, ускорять их оборачиваемость, снижать потребность в заемных ресурсах и минимизировать риск потери бюджетных денег.
Новые подходы к бюджетной политике диктовались стремлением установить жесткий бюджетный контроль, снизить стоимость функционирования государственной власти, сбалансировать государственные ресурсы и обязательства, полномочия и ответственность на всех уровнях бюджетной системы, целенаправленно управлять государственным долгом и активами.
К концу 1999 — началу 2000 г. ситуацию в экономике удалось стабилизировать. Физический объем ВВП в России по итогам января-сентября 2000 г,, по оценке Минэкономразвития РФ, увеличился на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. Темпы роста ВВП в течение первых трех кварталов года оставались достаточно высокими — 3% в первом квартале по сравнению с предыдущим периодом (четвертым кварталом 1999 года), 1,2% во втором (по сравнению с первым кварталом 2000 г.) и 1,3% в третьем квартале (по сравнению со вторым) в постоянных ценах с исключением сезонности. Объем промышленной продукции в январе-сентябре вырос на 9,7% к соответствующему периоду 1999 г. Рост инвестиций в основной капитал, по оценке министерства, составил 17,5%. Потребительские цены выросли за 9 месяцев на 14,1%, а цены производителей в промышленности — на 25,4%. При этом реальные денежные доходы населения увеличились на 9,4%.
Следующим шагом преобразований в области экономики стала налоговая реформа.
Первые проекты нового налогового кодекса рассматривались в Государственной Думе еще в 1997 г. Изменения, которые предполагалось внести в налоговую систему, должны были снизить налоги по сравнению с 1997 г. на 8,5%. В то же время предусматривалось повышение ответственности за уклонение от налогов и ужесточение мер по собираемости налогов. Отменялся ряд налоговых льгот. В то же время, вместо более чем 100 налогов, собиравшихся в 1997 г., вводилось около 30 видов налогов и сборов. Установлена единая ставка подоходного налога — 13%.
Новый подоходный налог должен способствовать возврату в легальную сферу капиталов, уходивших в «теневую экономику» или вывозившихся за рубеж. Общей целью налоговой реформы было построение единой налоговой системы, обеспечение доходов федерального, региональных и местных бюджетов, обеспечение сбалансированности общегосударственных и частных интересов, содействующее развитию предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности.
В рамках проведения налоговой реформы был принят новый Налоговый Кодекс.
Одновременно с налоговой проводится и таможенная реформа.
С 1 января 2001 г. в России будут действовать вместо нынешних семи ставок импортных тарифов только четыре: 5, 10, 15 и 20%. Кроме того, сократится перечень товаров, облагаемых по самым низким (0 и 5%) и самым высоким (25 и 30%) ставкам ввозной пошлины, а всего изменение тарифов затронет свыше 3,5 тысячи товарных позиций.
Основная работа по корректировке первоначального варианта изменения тарифов касалась определения оптимальных ставок пошлины на ряд конкретных товаров. В результате авторы реформы отказались от намерения снизить пошлину на импорт автомобилей с 30 до 20%. Тариф уменьшится только до 25%.
Пошлина в размере 5% сохранится на трубы для магистральных нефте- и газопроводов, которую в первоначальном проекте предполагалось поднять до 10%. 5-процентная пошлина сохранится и на сырьевой мех. Ставка в 30% будет установлена на импорт сахара и сигарет.
Следующим шагом экономических преобразований стала банковская реформа.
21 июня 2001 г. в докладе на 12-ом съезде РСПП А. Вольский заявил о необходимости резкого сокращения количества банков в России и принятии закона о Сбербанке. Была создана рабочая группа по банковской реформе, руководителем которой стал председатель совета директоров МДМ-банка А. Мамут. Помимо него в состав рабочей группы вошли председатель совета директоров Альфа-банка М. Фридман и глава наблюдательного совета Промстройбанка Санкт-Петербурга В. Коган. Иногда утверждалось, что реального участия Коган и Фридман в работе банковской группы не принимали, зато в ней поработал глава Импэксбанка О. Киселев. Однако основные предложения были подготовлены А. Мамутом. Рабочая группа разработала принципы банковской реформы, которые позже получили название «план Мамута».
16 июля предложения группы Мамута от РСПП были вынесены на обсуждение Совета по предпринимательству. «План Мамута» получил принципиальное одобрение премьера М. Касьянова.
В Совете по предпринимательству была создана своя рабочая группа по банковской реформе, которая включала представителей ЦБ (Т. Парамонова и В. Горюнов), Минфина (С. Игнатьев), ГД (А. Шохин), АРБ (Г. Тосунян) и РСПП (А. Мамут и И. Юргенс). Рабочей группе Совета по предпринимательству была поставлена задача: сформировать точку зрения правительства по концепции банковской реформы.
Реформа банковской системы по проекту РСПП должна обеспечить максимально комфортные условия для концентрации банковских капиталов, в т.ч. посредством покупки банков в регионах. Число банков с «федеральной лицензией» может не превысить 30-40, а количество мелких и средних банков, которые получат «региональную лицензию», может уменьшиться в два раза (на конец 2000 в России работало 1311 банков).
Наибольшие дискуссии в Государственной думе вызвал проект Земельного кодекса. Новый Земельный кодекс должен зафиксировать частную собственность на землю и право покупки и продажи земли не только для граждан России, но и для иностранных граждан. Основные возражения вызывала именно эта часть проекта. Однако 9 октября 2001 г. Земельный кодекс был принят в редакции, предложенной Президентом.
В нем предусматривается введение частной собственности на землю, исключая земли сельскохозяйственного назначения.
По оценкам экономистов, в настоящее время в стране продолжается экономический рост, хотя и не столь быстрый, как ожидалось. Благоприятная конъюнктура цен на нефть на мировом рынке создала бюджетный профицит. Что касается специализации страны, то это, прежде всего топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия.
Судебная реформа.
Необходимость судебной реформы возникла еще в 1993 г., после принятия новой Конституции. Общее направление судебной реформы — гуманизация законодательства и приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями.
Первый этап судебной реформы — 1994-1996 г. В этот период были приняты первая и вторая части Гражданского кодекса, Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Семейный кодекс.
На протяжении 1996-1999 г. в уже принятые кодексы вносятся поправки и изменения.
В 1999 — 2002 г. приняты новые Налоговый кодекс, Кодекс законов о труде, III часть Гражданского кодекса, Уголовно-процессуальный кодекс, Земельный кодекс.
В то же время, судебная реформа продвигается слишком медленными темпами.
Военная реформа.
Необходимость военной реформы ощущалась давно, однако в 1993-1997 году никаких решающих сдвигов в этой области не произошло. Одна из причин — слишком большие затраты, которых бы потребовала коренная перестройка армии. Друга причина — отсутствие единого подхода к принципам и направлениям военной реформы. Одна из наиболее ясно выраженных точек зрения на военную реформу была высказана бывшим министром обороны П.С. Грачевым. Он считал, что необходимо увеличить финансирование армии и укомплектовать войска до штатной численности. Другой бывший министр обороны России И.Н. Родионов предлагал свой вариант военной реформы, также основанной на резком увеличении финансирования Вооруженных сил. Выход страны из экономического кризиса создал предпосылки для проведения военной реформы. Она предполагает переход от комплектования войск по призыву к смешанному, а в перспективе — к добровольному приему на службу по контракту; реструктуризацию оборонного комплекса; конверсию военного производства и военных технологий; перепрофилирование рабочего, инженерного и управленческого персонала; адаптацию к гражданской жизни офицеров, увольняемых в запас в ходе неизбежного сокращения Вооруженных сил.