В целях дальнейшего укрепления государственной власти было проведено несколько преобразований.
Во-первых, реформированы министерства. К 1998 г. в Российской Федерации насчитывалось 26 министерств.
В новой структуре 24 федеральных министерства, и 33 других федеральных ведомства. Фактически речь шла не просто о сокращении министерств, а об оптимизации структуры исполнительной власти. Министерство топлива и энергетики было преобразовано в министерство энергетики. Кроме того, упразднено министерство по делам СНГ. Упразднены министерство науки и технологий, министерство торговли, министерство экономики, Госкомитет по делам Севера. МИДу РФ передана часть функций министерства по делам Содружества, а Минфину — часть функций упраздняемой Федеральной службы по валютному и экспортному контролю. Мингосимущество преобразовано в Министерство имущественных отношений, которому передана часть функций упраздняемого Госкомитета по земельной политике.
Указом Президента от 1 сентября 2000 г. был учрежден Государственный Совет Российской Федерации, в состав Президиума которого вошли 7 глав субъектов Федерации. Председателем Госсовета является Президент Российской Федерации.
Государственный совет Российской Федерации является совещательным органом при Президенте Российской Федерации.
Основными задачами Государственного совета являются:
— содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
— обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту Российской Федерации;
— обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, и внесение соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
— содействие Президенту Российской Федерации при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
— рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение;
— обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;
— обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета;
— обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации;
— обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, имеющих важное государственное значение.
19 июля 2000 г. Госдума приняла проект закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ», внесенный президентом РФ В.Путиным, согласно которому в состав верхней палаты Российского парламента входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от законодательного и исполнительного органов власти. Член Совета Федерации от исполнительных структур власти назначается высшим должностным лицом субъекта РФ с согласия законодательного (представительного) органа субъекта; член от законодательного органа избирается этим органом на период, не превышающий срок его полномочий (в первоначальном варианте законопроекта — на 4 года). Для кандидатов в сенаторы установлен возрастной ценз в 21 год. Статус, полномочия и гарантии деятельности, а также порядок досрочного прекращения полномочий сенаторов регулируются нормами закона «О статусе депутата Госдумы и членов Совета Федерации».