Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психология творческого процесса в танцевальном коллективе

В своей работе педагогу-руководителю, и не только начинающему, рано или поздно приходится столкнуться с целым рядом психологических задач, проблем, а также внутренней работой над собой. Поэтому в поле деятельности руководителя можно выделить три основных взаимно-переплетающихся психологические задачи:

1. Куда и зачем двигаться (как построить свои планы, найти цели, смыслы).

2. Как построить эффективное, результативное, оптимальное взаимодействие с людьми.

3. Как самообучаться и совершенствовать своё творчество.

Попробуем кратко, почти тезисно коснуться психологических аспектов этих задач.

 

Напоминание:Компоненты танца – это то из чего состоит танец, а для танцевального педагога и для танцоров эти компоненты будут означать точки приложения его деятельности:

1) Собственно движение. Тело как инструмент визуальной выразительности танцора, т.е. его развитость, а также работа с мышечными блоками (психологическими зажимами), здоровье.

2) Эмоция как внутренний инструмент выразительности.

3) Интеллект как философский инструмент решения жизненных задач.

4) Душа как высший компонент танца, духовный. Драма.

В идеальном танце все составные его части - эмоциональная, рациональная, духовная взаимоуравновешены, или находятся в гармоничном соотношении, или взаимообогащают.

(Попробуйте проанализировать какой-нибудь из своих номеров поаспектно).

 

Аспект №1. Определение и уточнение цели деятельности, сужение поля приложения усилий, конкретизирование – это наиболее важная внутренняя работа. Это нужно для оптимизации работы, определение последовательности, выбора стратегического пути, методологии и методов работы. Определение целей непосредственно связано со смысловой составляющей любого вида деятельности.

Работая по наитию, методом проб и ошибок или подражая кому-либо, руководитель просто транжирит своё время и время своих учеников, и это может продолжаться неопределённо долго. Поэтому важно поставить и уточнить цели долговременной стратегии и цели ближайшей перспективы. Когда говорят о руководителе – «не имеет своего лица» или «он как все», значит, он ещё ищет себя, и пока не определился с выбором жанра, стиля, школы, лексической формы, а также с выбором статуса деятельности и масштабности (детский, хобби, профессиональный, любительский, спортивно-оздоровительный, группы отдыха в свободное время и др.) Казалось бы, чего проще, взять сразу и определиться. Здесь, как в известной басне: «Кабы схемку аль чертеж – мы б затеяли вертёж». Как раз универсальной «схемки» и быть не может. Творческая личность, как и социальная, развивается постепенно (как растёт дитя) и проходит свой путь к познанию мира путём собственных экспериментов (проб и ошибок) и поэтапно (как, например, у Гиглаури):

1) Становление. Интуитивно-познавательный характер работы, познавание основ техники (устремленное ученичество). Экспериментирование. Прохождение через чередование самолюбования и удовлетворенности – неудовлетворённости и самокритики, как ступенек движения к новому.

2) Освоение основной техники, первые попытки наполнить смыслом танец. Спонтанный характер деятельности (т.е. два первых пункта компонентов танца).

3) Поиск интеллекта, духовной основы танца, конкретизирование (сужение области приложения усилий) и всё же спонтанно-осознанный характер деятельности.

4) Сопереживания внешнему миру эксперимент со смежными видами деятельности, как бы уход от прежнего, переосмысление, перелом, поиск новой философии.

5) Постепенный переход к глубокому пониманию смысла сострадания, воплощению в творчестве глубоких духовных проблем бытия, приобретение мудрости.

Аспект №2: Эффективное поведение участников творческого процесса, мотивация к творчеству, конкуренция, состязательность как часть социализации. Цель этого исследования: оптимизация творческого процесса за счёт эффективного (результативного) поведения заинтересованных лиц, а также для предотвращение конфликтных ситуаций.

Творческий коллектив можно разделить на три взаимодействующие группы: руководитель, ребенок (участник) и его родители. Смешение ролевых обязанностей, нечёткая позиция каждого, выход за границы своей компетенции или наоборот перекладывание ответственности на другого приводит к дезориентации целей (аспект 1), а значит и результатов деятельности.

Ниже приводятся обобщённые психологические цели для каждого участника процесса, а также уточняются роли, задачи, иерархия приоритетов, нахождение совместных интересов и разделения зон ответственности между ними, и характерные ошибки каждого из участников коллектива.

1. РУКОВОДИТЕЛЬ.

Перед руководителем встает сложная задача, поскольку он играет одновременно три роли: руководителя, тренера и психолога.

Сфера личностных интересов(психологических целей)руководителя:

1) Моральное удовлетворение за счёт признания коллегами, специалистами, учениками и широкого общественного признания социумом.

2) Материальное вознаграждение (в условиях рынка универсальное мерило – деньги.) Важно понимание кто кого нанимает. В современных условиях руководитель это продавец своих услуг. Он точно должен знать, какая услуга сколько стоит. Последствия завышения и занижения стоимости обучения это потеря клиента или напротив недооценка, обесценивание своего труда.

Сфера обязанностей (компетенция руководителя):

1) Знание своего предмета.

2) Наработка собственных методов работы. Творческий рост. Креативность.

3) Стратегическое и краткосрочное планирование.

4) Выстраивание отношений в коллективе.

5) Знание педагогики и психологии (особенности взросления, смены иерархии приоритетов).

Не входит в компетенциюруководителя:

1) Оценка и определение талантливости ученика.

2) Оценка и определение здоровья ученика.

3) Разрешение семейных, материальных проблем ученика.

Главное мерило отношений к ученику – его трудолюбие, это основной девиз педагога:

Основные психологические ошибки руководителя: явное или не явное копирование и перенос опыта чужой работы. Нежелание самообразовываться. Как следствие отсутствие или потеря собственного «лица».

 

2. РЕБЁНОК. Участник коллектива

 

Сфера личностных интересов, психологических целей, приоритеты:

1) Любовь к музыке и ритму.

2) Природное стремление к творчеству.

3) Признание собственной индивидуальности и уникальности в первую очередь своими сверстниками и другими лицами.

4) Природное стремление к лидерству и др.

Психологические цели ребёнка несколько похожи на тренерские, но по мере взросления ребёнка и его духовного созревания происходит смена иерархии приоритетов. Ребёнок динамичен и если руководитель не удовлетворяет его растущую потребность, ученик уйдёт к другому.

Сфера обязанностей ученика:


1) Выполнение репетиционных требований.

2) Дисциплина обучения.

3) Выполнение домашних заданий.

4) ЗОЖ.


Собственных ошибок ребёнок как и ангел не имеет!!! Он ещё учится жить, и вынуждено воплощает в себе ошибки близкого окружения.

 

3. РОДИТЕЛЬ.

Чаще всего из всех троих участников процесса не осознает своих истинных мотивов поведения. Он внутренне как бы «не согласен» с ролью «помощника-статиста».

Сфера личностных интересов родителя или «эгоистичных» психологических целей:

1. Стремление «повториться» в ребёнке, создать своё второе «Я», тем самым как бы «обессмертить» себя.

2. Воплощение на уровне подсознания собственных нереализованных мечтаний.

Сфера обязанностей родителя:

1) Поддержка ребёнка - основная функция. Она включает в себя защиту интересов ребёнка, заботу о нём, моральное одобрение положительных качеств, обеспечение репетиционного тренировочного процесса, слежение за здоровьем и другое.


2) Выбор руководителя.

3) Выбор сферы творчества (за маленьких).

4) Определение суммы своих затрат.

Не входит в сферу обязанностей родителя:


1) Улучшение условий работы руководителя.

2) Решение проблем руководителя,

3) Изменение режима тренировок.


Основные психологические ошибки родителя:

1) Встревание в учебный процесс (советы руководителю, замечания другим детям и пр.).

2) Подмена руководителя. Третирование своего ребёнка собственными тренировками. Излишняя требовательность.

3) Перегруз ребёнка различными порой противоречивыми видами деятельности.

4) Нарушение баланса между самостоятельностью ребёнка и доминированием родителя. Эффект весов. Пассивная позиция ребёнка возникает при чрезмерно-активной позиции родителя и наоборот.

 

Вопросы оптимизации деятельности коллектива то есть рационального использования усилий и средств руководитель выносит на родительское собрание. Оно необходимо для проговаривания проблем сторон, разрешения возникающих вопросов, их цены, т.е. баланса интересов, баланса затрат и приобретений. Родители и дети имеют право знать стратегию руководителя, чтобы взвесить свои возможности.

 

Аспект №3. «Чистая» психология движения.

Психологи и не только фрейдисты утверждают, и с ними трудно не согласиться, что: во первых танец сублимативен т.е. это вид перерождения полового либидо в творческое самовыражение, во вторых тяга к танцу есть желание преодоления неких собственных телесных и психологических комплексов (посмотрите на начинающего танцора, или вспомните себя) и в третьих любое творчество можно рассмотреть через призму социальной психологии как форму социального доминирования, самоутверждения в социуме, признания, конкуренции.

По первому пункту: «любовно-эротическая» тема, так или иначе, присутствует и явно выражается на сцене в каждом в бальном, народном или современном молодежном танце, а также в эстрадной песне или традиционной классике. Это подтверждает метафору: «Жизнь - это танец». Это традиционно и положительно сказывается на приобретении детьми полоролевого гендера.

Модерн как вид самовыражения стоит несколько особняком. В нём прослеживается, как и в роке, форма некого резкого социального и психологического «несогласия» с окружающей жизнью, с социумом, отчасти и с «природой» вплоть до полного отрицания либидо, и даже поиском новых форм бытия, как поиском нового Бога.

Аспект №4. Социо-культурный. Социально-психологические характеристики танцевальных направлений: На современной сцене народный танец, да и народная песня давно не чистый бытовой «фольк». Он благодаря подвижникам-корифеям давно приобрёл монументальные классические черты.

Бальный танец многолик. Основанный на джазовой мультипликации как относительно молодое направление, он ещё находится в стадии становления, поиске своего места. Этим объясняется его присутствие и в спорте, и в эстраде и быту. Чтобы обрести «академичность» и приобрести характер «чистой классики», ему необходимо конкретизироваться, например «отмереть» в спорте, что явно не ближайшее будущее.

Современный молодёжный танец (самый массовый) всегда будет видом постоянного психо- и культурного эксперимента. Подверженный постоянным динамическим изменениям он несёт в себе две переплетающихся психологические идеи. Гедонистическую идею наслаждения (кинетикой, ритмом, психо-расслаблением - как в поп-музыке) и идею протеста как истероидную форму самовыражения. Современный поп-танец очень похож на «чир-лидинг» в разных интерпретациях (перевод: крик лидеру). Он характерен заводным ритмом-размером, эмоциональным восторгом от начала и до конца, (причём без особого на то повода – так радуемся, жизнь хороша!) По чир-лидингу проводятся даже чемпионаты страны и мира. В общем, синтез аэробики, шоу и искусства. Здесь уместно напомнить, что подлинное искусство это в первую очередь глубина драматургии. Драма как философское осмысление бытия, вечное противоборство добра и зла и др. (3 и 4 компонент танца). Ну, а психологию модерна как творчество «одиночек» мы затрагивали выше.

Аспект №5. Образование. Психология желания танцевального семинара, или же группового тренинга кроется в… (перечислим в порядке сложности): просто жажде знаний (даже бессистемных), обогащения новым инструментарием, желании изменить стиль или даже сменить направление, поиске новых подходов и даже новой философии. Кто-то может спорить с психологом, что потребность нового видения это не «кризис» старого т.е. неудовлетворённость. Однако если хореографу нужны основы танца, т.е. системные знания (это беда). На семинаре они возможны, но в полной мере их дать, нужны часы. Это прерогатива образовательного учреждения. Если же он желает разнообразить свой инструментарий, технику, и в рамках конкретного направления это вполне оправдано как «мастер класс», но как же быть другим направлениям. Если же это в рамках освещения особенностей разных направлений, то это познавательно. Если это в рамках общефилософских, психологических, педагогических, проблем современного искусства, то для подготовленного хореографа это полезно как в плане коррекции задач и уточнении смыслов своей деятельности.

И ещё, обычно семинар проводит опытный, даже умудрённый педагог с высокой квалификацией, и у него в голове сразу несколько схем про запас, ему не стоит труда корректироваться под аудиторию, компоновать материал «на ходу» или подробно ответить на любой вопрос.

 

 

В моём информативном листке в научно-популярном стиле описываются встречаемые трудности хореографа-педагога. Цель подтолкнут Вас на более подробное самостоятельное изучение. Здесь использованы и обобщены взгляды танцовщика и педагога Вадима Гиглаури, танцевального психолога Нины Рубштейн, христианский взгляд Николая Цицказидзе и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.