Психология творческого процесса в танцевальном коллективе
В своей работе педагогу-руководителю, и не только начинающему, рано или поздно приходится столкнуться с целым рядом психологических задач, проблем, а также внутренней работой над собой. Поэтому в поле деятельности руководителя можно выделить три основных взаимно-переплетающихся психологические задачи:
1. Куда и зачем двигаться (как построить свои планы, найти цели, смыслы).
2. Как построить эффективное, результативное, оптимальное взаимодействие с людьми.
3. Как самообучаться и совершенствовать своё творчество.
Попробуем кратко, почти тезисно коснуться психологических аспектов этих задач.
Напоминание:Компоненты танца – это то из чего состоит танец, а для танцевального педагога и для танцоров эти компоненты будут означать точки приложения его деятельности:
1) Собственно движение. Тело как инструмент визуальной выразительности танцора, т.е. его развитость, а также работа с мышечными блоками (психологическими зажимами), здоровье.
2) Эмоция как внутренний инструмент выразительности.
3) Интеллект как философский инструмент решения жизненных задач.
4) Душа как высший компонент танца, духовный. Драма.
В идеальном танце все составные его части - эмоциональная, рациональная, духовная взаимоуравновешены, или находятся в гармоничном соотношении, или взаимообогащают.
(Попробуйте проанализировать какой-нибудь из своих номеров поаспектно).
Аспект №1. Определение и уточнение цели деятельности, сужение поля приложения усилий, конкретизирование – это наиболее важная внутренняя работа. Это нужно для оптимизации работы, определение последовательности, выбора стратегического пути, методологии и методов работы. Определение целей непосредственно связано со смысловой составляющей любого вида деятельности.
Работая по наитию, методом проб и ошибок или подражая кому-либо, руководитель просто транжирит своё время и время своих учеников, и это может продолжаться неопределённо долго. Поэтому важно поставить и уточнить цели долговременной стратегии и цели ближайшей перспективы. Когда говорят о руководителе – «не имеет своего лица» или «он как все», значит, он ещё ищет себя, и пока не определился с выбором жанра, стиля, школы, лексической формы, а также с выбором статуса деятельности и масштабности (детский, хобби, профессиональный, любительский, спортивно-оздоровительный, группы отдыха в свободное время и др.) Казалось бы, чего проще, взять сразу и определиться. Здесь, как в известной басне: «Кабы схемку аль чертеж – мы б затеяли вертёж». Как раз универсальной «схемки» и быть не может. Творческая личность, как и социальная, развивается постепенно (как растёт дитя) и проходит свой путь к познанию мира путём собственных экспериментов (проб и ошибок) и поэтапно (как, например, у Гиглаури):
1) Становление. Интуитивно-познавательный характер работы, познавание основ техники (устремленное ученичество). Экспериментирование. Прохождение через чередование самолюбования и удовлетворенности – неудовлетворённости и самокритики, как ступенек движения к новому.
2) Освоение основной техники, первые попытки наполнить смыслом танец. Спонтанный характер деятельности (т.е. два первых пункта компонентов танца).
3) Поиск интеллекта, духовной основы танца, конкретизирование (сужение области приложения усилий) и всё же спонтанно-осознанный характер деятельности.
4) Сопереживания внешнему миру эксперимент со смежными видами деятельности, как бы уход от прежнего, переосмысление, перелом, поиск новой философии.
5) Постепенный переход к глубокому пониманию смысла сострадания, воплощению в творчестве глубоких духовных проблем бытия, приобретение мудрости.
Аспект №2: Эффективное поведение участников творческого процесса, мотивация к творчеству, конкуренция, состязательность как часть социализации. Цель этого исследования: оптимизация творческого процесса за счёт эффективного (результативного) поведения заинтересованных лиц, а также для предотвращение конфликтных ситуаций.
Творческий коллектив можно разделить на три взаимодействующие группы: руководитель, ребенок (участник) и его родители. Смешение ролевых обязанностей, нечёткая позиция каждого, выход за границы своей компетенции или наоборот перекладывание ответственности на другого приводит к дезориентации целей (аспект 1), а значит и результатов деятельности.
Ниже приводятся обобщённые психологические цели для каждого участника процесса, а также уточняются роли, задачи, иерархия приоритетов, нахождение совместных интересов и разделения зон ответственности между ними, и характерные ошибки каждого из участников коллектива.
1. РУКОВОДИТЕЛЬ.
Перед руководителем встает сложная задача, поскольку он играет одновременно три роли: руководителя, тренера и психолога.
1) Моральное удовлетворение за счёт признания коллегами, специалистами, учениками и широкого общественного признания социумом.
2) Материальное вознаграждение (в условиях рынка универсальное мерило – деньги.) Важно понимание кто кого нанимает. В современных условиях руководитель это продавец своих услуг. Он точно должен знать, какая услуга сколько стоит. Последствия завышения и занижения стоимости обучения это потеря клиента или напротив недооценка, обесценивание своего труда.
Сфера обязанностей (компетенция руководителя):
1) Знание своего предмета.
2) Наработка собственных методов работы. Творческий рост. Креативность.
3) Стратегическое и краткосрочное планирование.
4) Выстраивание отношений в коллективе.
5) Знание педагогики и психологии (особенности взросления, смены иерархии приоритетов).
Не входит в компетенциюруководителя:
1) Оценка и определение талантливости ученика.
2) Оценка и определение здоровья ученика.
3) Разрешение семейных, материальных проблем ученика.
Главное мерило отношений к ученику – его трудолюбие, это основной девиз педагога:
Основные психологические ошибки руководителя: явное или не явное копирование и перенос опыта чужой работы. Нежелание самообразовываться. Как следствие отсутствие или потеря собственного «лица».
3) Признание собственной индивидуальности и уникальности в первую очередь своими сверстниками и другими лицами.
4) Природное стремление к лидерству и др.
Психологические цели ребёнка несколько похожи на тренерские, но по мере взросления ребёнка и его духовного созревания происходит смена иерархии приоритетов. Ребёнок динамичен и если руководитель не удовлетворяет его растущую потребность, ученик уйдёт к другому.
Сфера обязанностей ученика:
1) Выполнение репетиционных требований.
2) Дисциплина обучения.
3) Выполнение домашних заданий.
4) ЗОЖ.
Собственных ошибок ребёнок как и ангел не имеет!!! Он ещё учится жить, и вынуждено воплощает в себе ошибки близкого окружения.
3. РОДИТЕЛЬ.
Чаще всего из всех троих участников процесса не осознает своих истинных мотивов поведения. Он внутренне как бы «не согласен» с ролью «помощника-статиста».
Сфера личностных интересов родителя или «эгоистичных» психологических целей:
1. Стремление «повториться» в ребёнке, создать своё второе «Я», тем самым как бы «обессмертить» себя.
2. Воплощение на уровне подсознания собственных нереализованных мечтаний.
Сфера обязанностей родителя:
1) Поддержка ребёнка - основная функция. Она включает в себя защиту интересов ребёнка, заботу о нём, моральное одобрение положительных качеств, обеспечение репетиционного тренировочного процесса, слежение за здоровьем и другое.
2) Выбор руководителя.
3) Выбор сферы творчества (за маленьких).
4) Определение суммы своих затрат.
Не входит в сферу обязанностей родителя:
1) Улучшение условий работы руководителя.
2) Решение проблем руководителя,
3) Изменение режима тренировок.
Основные психологические ошибки родителя:
1) Встревание в учебный процесс (советы руководителю, замечания другим детям и пр.).
2) Подмена руководителя. Третирование своего ребёнка собственными тренировками. Излишняя требовательность.
3) Перегруз ребёнка различными порой противоречивыми видами деятельности.
4) Нарушение баланса между самостоятельностью ребёнка и доминированием родителя. Эффект весов. Пассивная позиция ребёнка возникает при чрезмерно-активной позиции родителя и наоборот.
Вопросы оптимизации деятельности коллектива то есть рационального использования усилий и средств руководитель выносит на родительское собрание. Оно необходимо для проговаривания проблем сторон, разрешения возникающих вопросов, их цены, т.е. баланса интересов, баланса затрат и приобретений. Родители и дети имеют право знать стратегию руководителя, чтобы взвесить свои возможности.
Аспект №3. «Чистая» психология движения.
Психологи и не только фрейдисты утверждают, и с ними трудно не согласиться, что: во первых танец сублимативен т.е. это вид перерождения полового либидо в творческое самовыражение, во вторых тяга к танцу есть желание преодоления неких собственных телесных и психологических комплексов (посмотрите на начинающего танцора, или вспомните себя) и в третьих любое творчество можно рассмотреть через призму социальной психологии как форму социального доминирования, самоутверждения в социуме, признания, конкуренции.
По первому пункту: «любовно-эротическая» тема, так или иначе, присутствует и явно выражается на сцене в каждом в бальном, народном или современном молодежном танце, а также в эстрадной песне или традиционной классике. Это подтверждает метафору: «Жизнь - это танец». Это традиционно и положительно сказывается на приобретении детьми полоролевого гендера.
Модерн как вид самовыражения стоит несколько особняком. В нём прослеживается, как и в роке, форма некого резкого социального и психологического «несогласия» с окружающей жизнью, с социумом, отчасти и с «природой» вплоть до полного отрицания либидо, и даже поиском новых форм бытия, как поиском нового Бога.
Аспект №4. Социо-культурный. Социально-психологические характеристики танцевальных направлений: На современной сцене народный танец, да и народная песня давно не чистый бытовой «фольк». Он благодаря подвижникам-корифеям давно приобрёл монументальные классические черты.
Бальный танец многолик. Основанный на джазовой мультипликации как относительно молодое направление, он ещё находится в стадии становления, поиске своего места. Этим объясняется его присутствие и в спорте, и в эстраде и быту. Чтобы обрести «академичность» и приобрести характер «чистой классики», ему необходимо конкретизироваться, например «отмереть» в спорте, что явно не ближайшее будущее.
Современный молодёжный танец (самый массовый) всегда будет видом постоянного психо- и культурного эксперимента. Подверженный постоянным динамическим изменениям он несёт в себе две переплетающихся психологические идеи. Гедонистическую идею наслаждения (кинетикой, ритмом, психо-расслаблением - как в поп-музыке) и идею протеста как истероидную форму самовыражения. Современный поп-танец очень похож на «чир-лидинг» в разных интерпретациях (перевод: крик лидеру). Он характерен заводным ритмом-размером, эмоциональным восторгом от начала и до конца, (причём без особого на то повода – так радуемся, жизнь хороша!) По чир-лидингу проводятся даже чемпионаты страны и мира. В общем, синтез аэробики, шоу и искусства. Здесь уместно напомнить, что подлинное искусство это в первую очередь глубина драматургии. Драма как философское осмысление бытия, вечное противоборство добра и зла и др. (3 и 4 компонент танца). Ну, а психологию модерна как творчество «одиночек» мы затрагивали выше.
Аспект №5. Образование. Психология желания танцевального семинара, или же группового тренинга кроется в… (перечислим в порядке сложности): просто жажде знаний (даже бессистемных), обогащения новым инструментарием, желании изменить стиль или даже сменить направление, поиске новых подходов и даже новой философии. Кто-то может спорить с психологом, что потребность нового видения это не «кризис» старого т.е. неудовлетворённость. Однако если хореографу нужны основы танца, т.е. системные знания (это беда). На семинаре они возможны, но в полной мере их дать, нужны часы. Это прерогатива образовательного учреждения. Если же он желает разнообразить свой инструментарий, технику, и в рамках конкретного направления это вполне оправдано как «мастер класс», но как же быть другим направлениям. Если же это в рамках освещения особенностей разных направлений, то это познавательно. Если это в рамках общефилософских, психологических, педагогических, проблем современного искусства, то для подготовленного хореографа это полезно как в плане коррекции задач и уточнении смыслов своей деятельности.
И ещё, обычно семинар проводит опытный, даже умудрённый педагог с высокой квалификацией, и у него в голове сразу несколько схем про запас, ему не стоит труда корректироваться под аудиторию, компоновать материал «на ходу» или подробно ответить на любой вопрос.
В моём информативном листке в научно-популярном стиле описываются встречаемые трудности хореографа-педагога. Цель подтолкнут Вас на более подробное самостоятельное изучение. Здесь использованы и обобщены взгляды танцовщика и педагога Вадима Гиглаури, танцевального психолога Нины Рубштейн, христианский взгляд Николая Цицказидзе и др.