Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этап автоматизации звука



С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  3. автоматизация звука в предложениях;
  4. автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  5. автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  6. автоматизация звука в разговорной речи.

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.
Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем – в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.
На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: са-са, са-са, са-са-са, са-са-са, са-са-са. На первых порах следует активно проводить работу по слоговым таблицам. Приложение №.2.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.
На данном этапе звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связных текстах, разговорной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.
На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Для примера на этапе автоматизации звука с в слогах и словах можно предложить следующую тематику занятий:

    • Автоматизация звука «с» в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су.
    • Автоматизация звука «с» в обратных слогах: ас, ос, ыс, ис, ус и др.
    • Автоматизация звука «с» в закрытых слогах (звук в начале слога): сол, сот, сак и др.
    • Автоматизация звука «с» в закрытых слогах (звук в конце слога): лос, тос, кас.
    • Автоматизация звука «с» в слогах со стечением согласных: ста, ска, ист, ост, уск.
    • Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, суп, сух.
    • Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.
    • Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.
    • Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо.
    • Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): оса, косы, весы, овёс и др.
    • Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свёкла, стакан, стайка, каска.
    • Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолёт.
    • Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.
    • Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах без стечения согласных.
    • Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах со стечением согласных: сковорода.
2. Озвончение для русского языка является дифференциальным признаком. Корреляция по звонкости-глухости свойственна только шумным согласным. Из 26 шумных согласных только 11 образуют пары: В-Ф; 3-С; Ж-Ш Б-П; Д-Т; Г-К В'-Ф'; З'-С' Б'-П'; Д'-Т'; Г'-К' щелевые смычно-взрывные и 4 согласных являются внепарными глухими: Ц, Ч, X, X'. Между звонкими и глухими существуют физиологические, акустические и сочетаемостные различия: 1. физиологические различия связаны с работой голосовых складок. Они различаются по степени напряжённости и по степени интенсивности воздушной струи, которые более энергичны (интенсивны) при глухих согласных. 2. акустическое различие состоит в том, что глухие согласные представляют собой чистые шумы, а у звонких согласных шум накладывается на основной тон голоса. 3. сочетаемостные различия: а) звонкие согласные на конце слова оглушаются. Например: столп, морос, нош, мёт б) звонкие согласные перед глухими оглушаются. Например: трупка, пропка, лошка, корофка в) глухие согласные перед звонкими озвончаются (кроме звука [в]). Например: прозьба, згорел Для гласных существенным оказывается положение по отношению к ударению и качество соседних согласных. Для согласных, кроме этих двух обстоятельств, важно и их положение в речевой цепи - абсолютное начало или абсолютный конец слова или фразы. Нарушения озвончения проявляются в трёх вариантах: 1. звонкие согласные заменяются глухими (достаточно часто) 2. глухие согласные заменяются звонкими (редко) 3. смешение имеющихся звонких и глухих Часто эти нарушения обусловлены следующими причинами: - различной степенью снижение слуха, иногда даже минимальной - недостаточное развитие фонематического слуха - плохая координация сочетанной работы голосового и артикуляторного аппарата Соответственно, и методы коррекции, и стоящие перед ней задачи в каждом случае будут несколько меняться, т.е. будет меняться акцент, но во всех случаях работа будет идти в трёх направлениях: —>развитие органов артикуляционного аппарата и уточнение произнесения изолированных звуков, как глухих, так и звонких —> развитие фонематического слуха —> достижение одновременной работы данных артикуляторных движений и голосовых связок Наблюдаются три вида нарушения озвончения: а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, т. е. постоянная их замена парными глухими (Папушка пошла ф паню—Бабушка пошла в баню); 6) недостаточное озвончение (У мена заполела колова и корло - У меня заболела голова и горло; Колупи залетели на твор - Голуби залетели на двор; детушка -дедушка и т. п,); в) недостаточное оглушение (В волосах савязана бандом ленда- В волосах завязана бантом лента) Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих. Специфическим недостатком, объединяющим звонкие фонемы различного способа и места образования, твердые и мягкие, является воспроизведение их в виде соответственных парных глухих («самок», «шук» вместо замок, жук; «пулка», «терево», «куси» вместо булка, дерево, гуси). Этот недостаток является нередко спутником тугоухости. Поскольку при нём одни фонемы заменяются другими, рассматриваемый недостаток произношения относится к числу фонологических. Он часто тяжело отражается на усвоении письма.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.