Программа изучения педагогического коллектива ОУ как микросреды воспитания ребенка
Пояснительная записка.
Педагогический коллектив ОУ как микрофактор целенаправленной социализации и воспитания личности влияет на реализацию целей социализации в целом и целей воспитания в частности. Особенности педагогического коллектива заключаются в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стили управления и деятельности обязательно проецируются на детский коллектив. Именно поэтому важно хорошо знать состояние педагогического коллектива как микросреды воспитания ребенка.
Объект изучения: педагогический коллектив ОУ как микросреда воспитания ребенка.
Субъект изучения: социальный педагог.
Цель изучения: составить комплексную характеристику педагогического коллектива ОУ как микросреды воспитания ребенка.
Задачи изучения:
1.Собрать данные о педагогическом коллективе ОУ.
2.Систематизировать полученную информацию.
3.Сконструировать выводы о педагогическом коллективе ОУ как микросреде воспитания ребенка.
Этапы изучения.
I Этап. Сбор информации о педагогическом коллективе.
Цель: собрать социологические, психологические, педагогические данные о педагогическом коллективе ОУ.
Направления:
1.Выявление социологических параметров педагогического коллектива ОУ: пол, возраст, педагогический стаж, уровень образования, семейное положение, состояние здоровья, место жительства, история педагогического коллектива.
Методы и методики: беседа, опрос, анкетирование, изучение документации.
Форма фиксации результатов: протокол беседы, бланки анкет, социологическая справка.
2.Изучение структуры педагогического коллектива:
- формальной (деловые взаимоотношения).
Методы и методики: изучение документов, включенное наблюдение, мониторинг профессиональной деятельности.
Форма фиксации результатов: протокол наблюдения, аналитическая справка.
- неформальной (межличностные взаимоотношения, психологический климат коллектива).
Методы и методики: диагностическая беседа, включенное наблюдение, метод независимых характеристик, социометрия.
Форма фиксации результатов: протокол беседы, протокол наблюдения, социограмма.
Методы и методики: беседа, включенное наблюдение, метод независимых характеристик, методика «Оценка социально-психологического климата коллектива по полярным профилям», методика «Психологический микроклимат коллектива» (Ф. Фидлер), методика «Оценка ситуационной и личностной тревожности».
Форма фиксации результатов: протокол беседы, протокол наблюдения, бланки методик.
4.Изучение педагогической позиции, отношения к инновационной деятельности.
Методы и методики: включенное наблюдение, беседа, изучение передового педагогического опыта, контент-анализ, метод независимых характеристик, методика «Выявление отношения к инновациям», методика «Активность в инновационной деятельности».
Форма фиксации результатов: протокол беседы, бланки методик, аналитическая справка.
5.Изучение взаимоотношений с внешней средой: учащимися, родителями, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями.
Методы и методики: Опрос, анкетирование («Анкета для родителей» В.А. Андреевой), беседа, групповая диагностическая беседа, изучение документации, методика «Изучение внутришкольной среды школы» (И.П. Зеленовой), методика «Изучение удовлетворенности родителей работой ОУ» (Е.Н. Степанов), методика «Отношение учащихся к учебному заведению».
Форма фиксации результатов: протокол беседы, бланк опросника «Отношение учащихся к преподавателям», бланки методик.
II Этап. Обработка информации.
Цель этапа: систематизировать полученную информацию.
Содержание этапа:
Построение целостного образа педагогического коллектива ОУ как микросреды воспитания ребенка.