Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Студенту-практиканту предстоит проводить работу в прикрепленном классе, выполняя обязанности учителя и классного руководителя. Успех работы зависит от того, насколько полно и глубоко он узнает коллектив класса: его состав, структуру, содержание совместной деятельности, сплоченность, психологический климат и т. д.

При анализе школьного класса желательно использовать основные положения современной психологии и педагогики о коллективе как высшей стадии развития группы, когда создаются наиболее благоприятные условия для полноценного личностного развития каждого ее члена. Школьный класс зарождается как формально организованная группа. Постепенно в классе возникают и развиваются межличностные отношения, особенности которых зависят от содержания совместно осуществляемой деятельности, от стиля руководства жизнью класса учителем (авторитарный, либеральный, демократический)

Каждая группа проходит в своем развитии определенные стадии:

- На первой стадии отношения между членами группы только складываются. Они не выражаются в форме осознанных воспитательных воздействий друг на друга, их оказывает только педагог.

- На второй стадии развития появляются зачатки межличностных отношений, начало формирования группового самосознания, зарождения актива малой группы.

- На третьей стадии отношения между членами малой группы принимают устойчивый характер, идет интенсивный процесс формирования групповых норм и традиций, начинает активно функционировать общее мнение, групповые настроения, атмосфера в группе способствует решению совместных задач, проявляются сплоченность и слаженность в действиях ее членов.

Таким образом, не всякий школьный класс можно считать истинным коллективом. Если ученики в классе не сплочены общей деятельностью, ее общественно-значимыми целями и ценностями, стремление помочь друг другу и т. д., это группа, не способная выполнять воспитательных функций по отношению к каждому ее члену.

В социальной психологии называются различные показатели, по которым можно судить о степени сформированности коллектива:

- единство ценностей, мнений, интересов;

- эмоциональная идентификация;

- эмоциональное благополучие каждого члена группы;

- референтность коллектива для каждого его члена;

- объективность в возложении ответственности за результаты деятельности;

- наличие лидеров, способных организовать деятельность коллектива;

- коллективистическое самоопределение отдельных членов ее группы и др.

Для определения степени выраженности данных качеств группы разработаны специальные экспериментальные методики. В данном руководстве дается описание некоторых из них, приемлемых для изучения ученического коллектива школьников.

Помимо использования предлагаемых экспериментальных методик необходимо вести специальный дневнике наблюдений, куда следует записывать различные факты поведения учащихся на уроках, переменах и т. д., свидетельствующие о той или иной особенности психологического климата в классе. В некоторых случаях целесообразно использовать метод беседы. Студенту-практиканту предстоит собрать фактический материал с помощью указанных методов и написать психолого-педагогическую характеристику ученического коллектива по следующей схеме.

 

Схема психолого-педагогической характеристики класса

  1. Общие сведения о классном коллективе и история его формирования:

ü Количество учащихся, возрастной состав, число второгодников.

ü Время возникновения, были ли слияния с другими классами, смена классных руководителей.

ü Учащиеся с ослабленным здоровьем, социальное положение родителей.

ü Связи класса с другими школьными и внешкольными коллективами: хоре, оркестре, клубах, в спортивных секциях, трудовых бригадах.

  1. Содержание и характер учебной деятельности классного коллектива:

ü Общая характеристика учения: уровень общего развития учащихся и дисциплины; наличие контроля за оценками отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива и всего коллектива; взаимопомощь, ее формы и организация; дисциплина класса на уроках и при выполнении домашних заданий; отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание).

ü Жизнь класса вне учебных занятий: широта интересов к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, спорту, коллекционированию и т. д..; формы проявления этих интересов: кружки, читательские конференции, посещение театра, кино, обсуждение увиденного, диспуты и т. д.; участие класса в общешкольной жизни.

ü Общественно полезный труд и его место во внешкольной жизни коллектива; заинтересованность класса в совместной деятельности, виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины. Связь с шефствующими организациями; формы ее выражения; влияние на класс родительской общественности.

  1. Организационная структура класса как коллектива и его руководство:

ü Характеристика актива класса; староста и его работа; активисты - их идейный уровень, инициативность, самостоятельность, настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и его снова, организаторские способности, забота об отдельных учениках, отношение к общественному мнению, положение в системе межличностных отношений. Наличие в коллективе неофициального актива класса и причины его влияния на класс, отношение и возможные пути изменения отношений к ним товарищей.

ü Взаимоотношения внутри коллектива: степень сплоченности; ценностно-ориентационное единство класса, проявления взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи, гуманизма, уважения, коллективизма. Наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса. Критика и самокритика в коллективе; особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявления товарищества и дружбы между отдельными учениками, внутренняя основа этих отношений; эмоциональное "благополучие" и "неблагополучие" отдельных учащихся.

ü Личность классного руководителя. Его образованность, общая культура, организаторские способности, знания психологии школьников их интересов, общий стиль руководства и его влияние на класс: и т. д.; отношение класса к классному руководителю, его авторитет среди учеников.

  1. Общие выводы.Уровень (стадии) развития коллектива. Характер общего эмоционального климата в классе: бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т. д. Дисциплинированность. Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ

Цель: Выявление отношений учеников друг к другу в различных аспектах их взаимодействия, как осознают учащиеся свое положение в системе личностных взаимоотношений в классе. С помощью этой методики педагог может определить кто в коллективе пользуется наибольшим авторитетом и влиянием, является популярным, к кому относятся равнодушно, кем пренебрегают и оставляют фактически вне коллектива.

Процедура: Данная методика проводится со всем составом класса. Ученикам предлагается на листе бумаги написать свою фамилию и, подумав, ответить на три вопроса:

- Кого из членов вашего класса ты хотел бы видеть в первую очередь в составе вновь организованной группы? (Указать фамилию)

- Кого бы ты выбрал во вторую очередь в составе новой группы? (Указать фамилию)

- Кого бы ты выбрал в третью очередь? (Указать фамилию)

Обработка:Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, представляются в форме матрицы, социограмм. Составление социоматрицы: по вертикали и горизонтали в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Нижние строки являются итоговыми (табл.1). Заполнение матрицы начинается с внесения в нее выборов, сделанных каждым человеком. Для этого в клетках пересечения строки соответствующего испытуемого со столбцами тех, кого он выбрал, проставляются соответственно цифры 1,2,3. Цифра 1 ставиться в столбец того члена группы, который рассматриваемым оказался выбранным в первую очередь; цифра 2 - в столбце того члена группы, который был выбран вторым и т. д. В нижние строки матрицы заносятся результаты о количестве полученных выборов.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его "социометрический статус". Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют "лидерами" "звездами". Обычно к группе "звезд" по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории "предпочитаемых", если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории "пренебрегаемых", если не получил ни одного выбора, то к категории "изолированных", если получил только отклонения - то к категории "отвергаемых".

 

ФИО 1(Иванов) 2(Петров)
1. Иванов            
2. Петров            
3. Сидоров            
Число выборов            

 

Пользуясь только социометрической матрицей, трудно в деталях представить картину взаимоотношений, сложившихся в группе. Для получения более наглядного их описания прибегают к социограмам.

Они бывают двух типов: групповые - изображающие картину взаимоотношений в группе в целом, и индивидуальные - изображающие систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.

Социграмма состоит из 4х кругов В центральный круг "круг лидера" вписываются фамилии получившие наибольшее число выборов. Во второй круг "круг предпочитаемых" вписываются приближенный к лидерству (получившие не менее 3-х выборов). В третий круг "круг пренебрегаемых" вписываются учащиеся, получившие от 1до 2 выборов. В четвертый круг "круг отвергнутых" вписываются учащиеся которых не выбрали ни один раз.

 

 
 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.