Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Абхазо-адыгская группа 1 страница



Адыги— этническая общность, включающая в на­стоящее время адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шап­сугов. Численность адыгского населения РФ— 559,7 тыс. чел. Адыги живут, кроме того, во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где их обычно называют черкесами. Здесь адыгские народы расселены компактно и включают таюке абхазов, абазин, осетин и других выходцев с Северного Кавказа. Общая численность адыгов свыше 1 млн. чел. По вероисповеда­нию все они мусульмане-сунниты. Языки — адыгейский и кабардино-черкесский. По другим классификациям выделяется один адыгский язык, включающий западно-адыгскую диалектную группу (адыгейский язык с диа­лектами) и восточноадыгскую группу (диалекты кабар-дино-черкесского языка).

Кабардинцы (самоназвание адыгэ; 386,1 тыс. чел.) проживают в Кабардино-Балкарии (363,5 тыс. чел.), а также в Краснодарском и Ставропольском краях и Се­верной Осетии. Общая численность в пределах бывшего СССР около 391 тыс. чел. Кабардинский язык делится на диалекты: Большой Кабарды (его баксанский говор лег в


г

Раздел 6

основу литературного кабардино-черкесского языка), моздокский, бесленеевский и кубанский (диалект кабар­динцев, живущих в Адыгее); выделяется также малока­бардинский говор в составе диалекта Большой Кабарды. Кабардинцы — мусульмане-сунниты, но моздокская группа народа— в основном христиане-православные.

Адыгейцы (самоназвание адыгэ; 122,9 тыс. чел.) жи­вут в Адыгее (95,4 тыс.), а также в соседних районах Краснодарского края (20,8 тыс. чел.). Часть адыгейцев живет в Турции и других странах Ближнего Востока. До начала XX в. существовали следующие субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, еге-рухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоев-цы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. Западноадыгская диа­лектная группа включает четыре диалекта: тимиргоев-ский (положенный в основу адыгейского литературного языка), абадзехский, бжедугский и, наиболее своеобраз­ный, шапсугский.

Черкесы (самоназвание адыгэ; 50,8 тыс. чел.) прожи­вают в 17 аулах Карачаево-Черкесии (40,2 тыс. чел.), а также в странах Юго-Западной Азии и Северной Афри­ки, куда переселились во второй половине XIX в. Черке­сы имеют единый литературный язык с кабардинцами.

Шапсуги в настоящее время выделяются как само­стоятельный народ. В 1992 г. было принято решение о создании Шапсугского национального района. Совре­менная численность шапсугов около 10 тыс. чел. Они живут в Туапсипском и Лазаревском районах Краснодар­ского края и небольшими группами в Адыгее.

Абхазы (самоназвание апсуа; 7,3 тыс. чел.) — корен­ное население Абхазии (93,3 тыс. чел.). Живут также в Турции, Сирии, Иордании и в некоторых странах Запад­ной Европы, США. Диалекты абхазского языка— аб-


Народы мира в зеркале геополитики

жуйский и бзыбский. Верующие абхазы — христиане-православные и мусульмане-сунниты.

Абазины (самоназвание абаза; 33 тыс. чел.) расселе­ны в Карачаево-Черкесии (27,5 тыс.). Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (около 10 тыс. чел.). Общая численность около 44 тыс. чел. Язык, близкород­ственный абхазскому, имеет два диалекта (соответст­вующих двум субэтническим группам): тапантский (ле­жит в основе литературного языка) и ашхарский. Тапант­ский диалект занимает особое место в абхазо-абазинской языковой общности, ашхарский же близок к абхазскому языку. Распространен также кабардино-черкесский язык.

Некоторые исследователи говорят о едином абхазо-абазинском языке и его диалектах. Промежуточное по­ложение между адыгским и абхазо-абазинским языками занимает ныне почти мертвый убыхский язык. Его пом­нят лишь несколько человек — потомки убыхских ма-хаджиров, проживающие в Западной Турции. Оставшие­ся сегодня убыхи полностью ассимилированы либо абха­зами, либо адыгейцами-шапсугами.

Картвельская группа

Из представителей этой языковой семьи в РФ про­живают по преимуществу грузины (самоназвание карт-вели; 130,7 тыс. чел.). Грузины— основное население Грузии (3787,4 тыс. чел.); в пределах России живут в Москве, Санкт-Петербурге, Северной Осетии (12,3 тыс. чел.). Краснодарском крае (12,8 тыс.). Ставропольском крае (6 тыс.), Чечне (1 тыс.), Дагестане (0,9 тыс. чел.). Грузинский язык имеет многочисленные диалекты. Свои языки имеют субэтнические группы в составе грузин — мегрелы, сваны (Западная Грузия), лазы (в основном


Раздел 6

Турция). Сохраняются локально-этнические группы гру­зинского народа— картлийцы, кахетинцы, имеретины, тушины, хевсуры, пшавы, мтиулы, мохевцы, рачинцы, лечхумцы, гурийцы, аджарцы, месхи, джавахи, ингилой-цы (в Азербайджане). Большинство грузин — христиане-православные. Аджарцы, грузинские месхи и ингилой-цы — мусульмане-сунниты. Есть небольшие группы гру­зин-католиков.

Грузинские евреи (самоназвание эбраэли) — этно­лингвистическая группа евреев. В РФ их 1,2 тыс. чел., в Грузии— 14,31 тыс. чел. Говорят на грузинском языке. Используют его также в качестве письменного языка. Верующие— иудаисты. В 1970 г. 43 тыс. грузинских евреев называли родным грузинский язык; 70%из них кконцу 1970-х годов выехало в Израиль.

Финно-угорские народы

Финская группа

Народы финской группы уральско-юкагирской язы­ковой семьи составляют несколько ветвей: прибалто-финскую, поволжско-финскую и пермскую.

Мордва (998 тыс. чел.)— коренное население Мор­довии (313,4 тыс.). Живут также в Башкирии (31,9 тыс.), Татарии (28,9 тыс.), Чувашии (18,7 тыс.), Самарской (116,5 тыс.), Пензенской (86,4 тыс.), Оренбургской (68 тыс.). Ульяновской (61,6 тыс.). Нижегородской (36,7 тыс.). Саратовской областях (23,4 тыс.), в Сибири и на Дальнем Востоке (более 80 тыс.), а кроме того, в Ка­захстане (30 тыс.), на Украине (19,3 тыс.), в Узбекистане (11,9 тыс. чел.). Мордовский народ состоит из двух су-


Народы мира в зеркале геополитики

бэтносов — эрзя и мокша, имеющих свои языки. В Мор­довии группа мокша расселена преимущественно в за­падных и южных районах, а эрзя — на востоке респуб­лики. Выделяются и небольшие этнографические груп­пы: теньгушевская мокша, именуемая иногда «шокшей» (проживают в основном в Теньгушевском районе Мор­довии), и каратайская мордва, именуемая иногда «кара-таями» (проживают в Камско-Устьинском районе Татар­стана). Еще в первой половине XX столетия существова­ла особая этнографическая группа — терюшевская морд­ва (терюшане, или терюхане). Полностью перейдя на русский язык, они продолжали считать себя мордвой и сохраняли мордовские (эрзянские) черты в материальной и духовной культуре. Эрзянский язык включает пять диалектов, а мокшанский — три диалекта. Верующие представители мордовского народа — православные, их крещение было завершено уже в середине XVIII столе­тия.

Марийцы, или черемисы (643,7 тыс. чел.), — корен­ное население Республики Марий-Эл (324,4 тыс. чел.). Компактно живут также в Башкирии (105,7 тыс.), Тата­рии (19,5 тыс.), Удмуртии (9,5 тыс.). Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях. Делятся на три основные субэтнические группы: горных (право­бережье Волги), луговых (Ветлужско-Вятское междуре­чье) и восточных (к востоку от р. Вятки, главным обра­зом на территории Башкирии) марийцев. В марийском языке выделяются следующие наречия: горное, луговое, восточное и северо-западное. Верующие марийцы пре­имущественно православные и приверженцы «марийской веры» («марла вера»), сочетающие православие с тради­ционными верованиями, но восточные марийцы сохра­нили дохристианские культы.


Раздел 6

Удмурты, или вотяки (714,8 тыс. чел.), — коренное население Удмуртии (496,5 тыс.). Они живут также в Татарии (24,8 тыс.), Башкирии (23,7 тыс.), Марий-Эл (2,5 тыс.); в Пермской (32,8 тыс.). Кировской (2 тыс.), Тюменской (7,1 тыс.). Свердловской (23,6 тыс.) облас­тях; в Казахстане (15,8 тыс.), на Украине (8,6 тыс.), в Узбекистане (2,7 тыс.), Белоруссии (1,2 тыс. чел.). Уд­муртский язык имеет несколько диалектов— северный, южный, бесермянский — и срединные говоры. Большая часть верующих — православные, но некоторые при­держиваются дохристианских верований. У южных уд­муртов ощущается тюркское влияние, у северных — русское. В настоящее время лишь 69,6% удмуртов Рос­сии считают удмуртский язык родным. Однако в преде­лах своей республики удмуртский язык считают род­ным 75,7% удмуртов. Выделяется этнографическая группа бесермян, которые проживают на северо-западе Удмуртии в бассейне р. Чупцы (приток р. Вятки), а также в сопредельных районах Кировской области. Их численность по переписи 1926 г. составляла 10 тыс. чел., но в последующих переписях они включались в число удмуртов. В языке бесермян ощутимо тюркское

влияние.

Коми (коми-зыряне; 336,3 тыс. чел.), составляя ти­тульный народ Республики Коми (291,5 тыс. чел.), живут также в Архангельской, Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской областях. Ненецком, Ямало-Ненец­ком и Ханты-Мансийском автономных округах. Основ­ные этнографические группы коми — верхневычегодцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удор-цы. Язык народа коми имеет следующие диалекты: верх­невычегодский, верхнесысольский, вымский, ижемский, лузско-летский, нижневычегодский, печорский, присык-


Народы мира в зеркале геополитики

тывкарский, среднесысольский, удорский. Большая часть верующих — православные, но есть и старообрядцы.

Коми-пермяки (147,3 тыс. чел.)— коренное населе­ние Коми-Пермяцкого автономного округа (95,4 тыс. чел.) и части Пермской области. Общая численность ко­ми-пермяков в СССР была 152,1 тыс. чел. В пределах одноименного автономного округа они составляют 60% населения. За его пределами исторически сложились две компактные группы коми-пермяков — язьвинские и зюз-динские. Язьвинские коми-пермяки живут в Пермской области в бассейне р. Язьвы (приток Вишеры) и насчи­тывают около 2 тыс. чел. Зюздинские коми-пермяки жи­вут в бывшем Зюздинском (ныне Афанасьевском) районе Кировской области (в 1950-х годах их было около 7 тыс. чел.). В настоящее время зюздинские коми-пермяки как этнографическая группа находятся на грани исчезнове­ния. В последних переписях их записывали русскими, хотя часть ич них сохранила и национальное самосозна­ние и родной язык. Коми-пермяцкий язык, близкородст­венный коми-зырянскому и удмуртскому, имеет четыре наречия: северное (косинско-камское), южное (иньвен-ское), верхнекамское и коми-язьвинское. Большая часть верующих коми-пермяков— православные христиане, среди которых есть и старообрядцы.

Карелы (124,9 тыс. чел.) проживают в Республике Карелия (78,9 тыс.), а также в Тверской области — твер­ские, или верхневолжские, карелы (23,2 тыс.), в Ленин­градской. Мурманской, Архангельской, Московской, Ке­меровской областях. Основные диалекты карельского языка — собственно карельский (средняя и северная часть Карелии), ливвиковский (Приладожье), людиков-ский (Прионежье). Распространен также финский язык. Верующие карелы — православные.


Раздел 6

Финны (47,1 тыс. чел.) живут в Карелии (18,4 тыс.), Ленинградской области (11,8 тыс.), Санкт-Петербурге (5,5 тыс.). Их численность в Финляндии 4,6 млн. чел. Самая многочисленная группа в РФ — финны-ингер-манландцы, старожильческое население современной Ленинградской области. Традиционно финны исповеду­ют лютеранство.

Эстонцы (46,4 тыс. чел.) — основное население Эс­тонии, где они составляют 963,3 тыс. чел. Общая чис­ленность эстонцев в мире 1,1 млн. чел. Диалекты эстон­ского языка объединяются в группы — северную, юж­ную и северо-восточную прибрежную. Верующие эстон­цы — лютеране, однако есть православная этноконфес-сиональная группа эстонцев — сету.

Вепсы (дореволюционное русское название «чудь») живут группами на юге Республики Карелия, в северо­восточных районах Ленинградской и в северо-западных районах Вологодской области. Общая численность веп­сов в РФ 12,5 тыс. чел., из них 49,6% проживает в Каре­лии. Вепсский язык делится на три диалекта: северный, средний и южный. Среди вепсов распространено право­славие.

Ижорцы (449 чел.) говорят на ижорском языке, кото­рый имеет четыре диалекта: сойкинский; нижнелужский, характеризующийся наличием водского субстрата; вос­точный (или хеваский), и оредежский, на котором, в от­личие от остальных, не сказалось воздействие финского языка. Ижорцы живут преимущественно в северо­западной части Ленинградской области и в Эстонии. Общая их численность в пределах бывшего СССР 820 чел.

Водь (самоназвание вадьялайе) — крошечный при-балто-финский народ, насчитывающий в настоящее вре-


Народы мира в зеркале геополитики

мя менее 100 чел. (в середине XIX в. численность води достигала 5 тыс. чел.). Живут чересполосно с ижорцами и русскими. По большей части утратили родной язык. По вероисповеданию православные христиане.

Саамы (лопари; 1,8 тыс. чел.) живут на Кольском по­луострове (главным образом в Ловозерском районе Мурманской области с центром в с. Ловозеро). В отличие от саамов Скандинавии и Финляндии, называются Коль­скими саамами. Язык Кольских саамов имеет четыре диалекта: иокангский, кильдинский, нотозерский и ба-бенский, а также ряд говоров. Верующие саамы — пра­вославные.

Угорская группа

Ханты (остяки; 22,3 тыс. чел.) — коренное население Западной Сибири. Сосредоточены в Ханты-Мансийском (11,9 тыс.), Ямало-Ненецком (7,2 тыс.) автономных окру­гах и Томской области (804 чел.). Выделяются три этно­графические группы хантов: северные, южные и восточ­ные. Они различаются диалектами, самоназваниями, хо­зяйственными и культурными особенностями. Внутри каждой из них выделяются также территориальные груп­пы (васюганские, салымские, казымские и др.) по назва­ниям обских и иртышских притоков, где живут эти груп­пы хантов. Верующие ханты — православные, сохрани­лись и дохристианские верования.

Манси (вогулы; 8,3 тыс. чел.) — коренное население Ханты-Мансийского автономного округа (6,6 тыс. чел.). Живут на левых притоках Оби. Небольшая группа есть на северо-востоке Свердловской области. Объединяются с хантами под названием «обские угры». Родной язык сохранили лишь 3,1 тыс. манси. Среди них выделяются


Раздел 6

этнографические группы: северная с сосьвинским и верхнелозьвинским диалектами; южная (или тавдин-ская); восточная с кондинским диалектом; западная с пе-лымским, вагильским, среднелозьвинским и нижнелозь-винским диалектами. Язык и традиционная культура со­хранились лишь у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинских) манси. Манси были крещены, но сохранили пережитки дохристианских верований.

Венгры (5,7 тыс. чел.; живут также на Украине— 161,1 тыс.). Общая численность в мире— 14,5 млн. чел., в том числе в Венгрии — 10,6 млн. чел. В России венгры проживают дисперсно в крупных городах. Верующие в основном католики, но есть кальвинисты и незначитель­ное число лютеран.

Самодийская группа

Ненцы (самоеды, юраки; 34,2 тыс. чел.) — коренное население Европейского Севера и северной части Запад­ной Сибири. Живут в Ненецком автономном округе (6,4 тыс. чел.), Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской области (0,8 тыс.), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (20,9 тыс.) и Ханты-Мансийском автономных округах Тюменской об­ласти, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края (2,4 тыс. чел.). Выделяются две этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающиеся по фамильно-родовому составу, диалектам, особенностям культуры. Лесные ненцы на­считывают около 2 тыс.чел.


РАЗДЕЛ 7

ДИНАМИКА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ РОССИИ


7.1. Этнодемографические процессы

Знакомство с этнической структурой населения Рос­сии и расселением ее народов дает возможность лучше понять направленность и темпы характерных для нее в последней трети XX в. демографических, миграционных да и социальных процессов.

Численность всего населения России за 30-летие ме­жду переписями 1959 и 1989 гг. увеличилась в 1,25 раза (с 117,5 млн. до 147,0 млн. чел.), однако динамика роста численности разных народов страны была весьма раз­личной. По темпам прироста все народы можно поделить на две основные группы: имеющие прирост более высо­кий, чем средний показатель по России, и имеющие при­рост ниже среднего показателя [15].

Прирост русских за 30-летие был немного ниже сред­него по России — их численность увеличилась в 1,2 раза, что привело к уменьшению доли основного народа стра­ны в общем населении России с 83,3 до 81,5%. Близ-


___________________________Раздел 7

кий к русским прирост (примерно в 1,2 раза) имели чу­ваши, удмурты, коми. Немного выше среднего (в 1,3 ра­за) прирост в данный период был у украинцев, марийцев, манси, нивхов. Прирост в 1,4 раза имели татары, башки­ры, белорусы, хакасы, удэгейцы, коряки, чукчи. Почти вдвое возросла численность греков и ногайцев. Еще больше увеличилась численность чеченцев и ингушей (более чем в 3 раза), узбеков и азербайджанцев (более чем в 4 раза!).

Исключительно высокий прирост характерен для большинства этносов Северного Кавказа вследствие вы­сокой рождаемости (правда, более чем трехкратное уве­личение чеченцев и ингушей связано с другой причи­ной — возвращением на родину некоторых, до того не вернувшихся семей, депортированных в Казахстан и дру­гие республики СССР). Что же касается более чем четы­рехкратного увеличения численности в России узбеков и азербайджанцев, то оно обусловлено миграцией предста­вителей этих народов в российские города.

Уменьшение численности характерно прежде всего для народов, которые выделяются дисперсным расселе­нием. Невысокий прирост, помимо русских и других восточнославянских народов, был свойствен также наро­дам Поволжья. У большей части народов Сибири и Дальнего Востока, вопреки бытующим представлениям об их вымирании, по данным переписи наблюдался не очень высокий, но достаточно стабильный прирост.

Сильно влияли и продолжают влиять на изменение этнического состава населения РФ этнические процессы, хотя действительная глубина этого влияния несколько затушевывается существующей фиксацией этнической принадлежности в паспорте. Активно идущая конверса-ция русскими части живущих в России украинцев и бе-


Народымира в зеркале геополитики

лорусов, а также ассимиляция мордвы, карел и предста­вителей некоторых других народов, вместе с начавшимся возвращением русских из ближнего зарубежья, несколь­ко сглаживают существующую тенденцию к снижению доли русских в населении РФ.

Как известно, на динамику численности воздейству­ют демографические, миграционные и этнические про­цессы.

Демографическая ситуация в России в конце XIX в. отличалась очень высокой рождаемостью (около 50%о), высокой смертностью (более 30%о) и большим по срав­нению со странами Европы естественным приростом (около 20%о). Очень высокая рождаемость была обуслов­лена повсеместно распространенными ранними браками и почти полным отсутствием планирования размеров се­мьи. Заметной дифференциации рождаемости по этниче­скому признаку не было. Уровень же смертности у раз­ных народов заметно варьировал, и эти различия в пер­вую очередь были вызваны сильной дифференциацией показателей младенческой смертности. Повышенная младенческая смертность, наблюдавшаяся у русских, была связана с распространенным на селе обычаем да­вать ребенку едва ли не с рождения, наряду с материн­ским молоком, жеваный хлеб, кашу и другую пищу, что оборачивалось частыми желудочными заболеваниями. У мусульманских народов новорожденного ребенка корми­ли только грудью, причем период грудного вскармлива­ния был довольно большим, что определяло более низ­кий уровень младенческой смертности.

В первое десятилетие XX в. рождаемость несколько снизилась (в 1913 г. до 45%о в Европейской части России). Немного понизился и уровень смертности (до 27%о), что частично объясняется уменьшением рождаемости и свя-


Раздел 7

занным с ним некоторым уменьшением доли младенче­ской смертности, а также успехами в борьбе с эпидемиями.

В дальнейшем большое снижение рождаемости (до 25%о) было обусловлено первой мировой войной, причем одновременно резко возросла смертность. Эта тенденция продолжалась и в последующие годы. Так, огромные людские потери были связаны с гражданской войной, вспыхнувшими эпидемиями тифа и испанки, засухой. С октября 1917 г. до начала 1923 г. численность населения страны непрерывно падала, кроме того, из-за эмиграции. В 20-30-е годы рост смертности был связан с гибелью людей во время коллективизации, не учитывавшей воз­можности страны форсированной индустриализации и катастрофической засухи 1932-1933 гг. По некоторым данным, в 1933 г. уровень смертности в России стал са­мым высоким в мире. Рост смертности сопровождался и снижением рождаемости. В результате резко упал есте­ственный прирост.

Снижение рождаемости было особенно характерно для русских, живших в промышленно развитых районах страны, несколько в меньшей степени — для украинцев. У народов Поволжья, слабее охваченных индустриализа­цией и урбанизацией, снижение уровня рождаемости бы­ло менее значительным. Довольно высокая рождаемость сохранялась также на Северном Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке. На Северном Кавказе это было связано со стойко державшимися традициями ранних браков и многодетности. В Сибири и на Дальнем Востоке высокая рождаемость может быть объяснена относительно моло­дым составом населения, что, в свою очередь, обуслов­ливалось постоянным притоком мигрантов.

Огромные потери населению России нанесла вторая мировая война. Только прямые потери составили 16 млн.


Народы мира в зеркале геополитики

чел., вместе же с косвенными (резким уменьшением уровня рождаемости и увеличением уровня смертности гражданского населения) общие потери от войны дос­тигли 45 млн.чел.

В первые послевоенные годы в России,как и повсю­ду в воевавших странах, происходило компенсационное повышение рождаемости, захватившее и начало 50-х го­дов. Одновременно наблюдалось еще более заметное снижение смертности, что привело к существенному увеличению естественного прироста. Наибольшимонбыл в Азиатской части РФ, наименьшим — в сильнее всего затронутых войной западных и центральных облас­тях Европейской части.

Однако со второй половины 50-х годов уровень рож­даемости начал постепенно снижаться. Особенно суще­ственным это снижение стало в 60-е годы. Одновременно появилась тенденция к стабилизации и даже к некоторо­му повышению уровня смертности. Все это привело к уменьшению естественного прироста. Снижение рож­даемости в 60-е годы объясняется тем, что в этот период в брачный возраст вступили поколения военных лет (1942—1945 гг.), которые по численности сильно уступа­ли предыдущим. Сказалось также все более практикую­щееся внутрисемейное планирование детности.

В последующие десятилетия основные демографиче­ские тенденции в целом сохранились. Некоторое же уве­личение рождаемости в начале 80-х годов было обуслов­лено прежде всего тем обстоятельством, что в это время в репродуктивный период вступили когорты женщин 50-х годов рождения, отличавшиеся многочисленностью. Но с конца 80-х годов вновь начинается заметный спад рождаемости, продолжающийся и поныне. На падение уровня рождаемости влияет как неблагоприятная возрас-


Раздел 7

тная структура населения, так и тяжелое экономическое положение. В 1993 г. коэффициент смертности (14,3%о) даже превысил коэффициент рождаемости (9,0%о), что свидетельствует о начале депопуляции. Причем уровень рождаемости у основного народа России — русских — ниже, чем этот показатель у большинства других наро­дов страны. Например, в 1989 г. русские, составляя 81,5% населения республики, давали лишь 75% всех ро­ждений. Печальна в РФ и ситуация с показателем мла­денческой смертности: 24 умерших в возрасте до одного года на тысячу родившихся, что в 3-4 раза выше, чем в странах Западной Европы.

Тревожит и такой демографический показатель, как средняя продолжительность жизни, обнаруживающий тенденцию к снижению. Впервые проявившись в конце 60-х годов (у мужчин средняя продолжительность жизни начала сокращаться с 1966 г., у женщин — с 1968 г.), эта тенденция развивается до сих пор. Достигнув очень низ­кой отметки к концу 70-х годов (61,5 года у мужчин и 73,2 года у женщин), этот показатель в середине 80-х го­дов, в период проведения антиалкогольной кампании, несколько повысился. Однако затем вновь продолжалось его снижение. В 1993 г. средняя продолжительность жиз­ни россиян едва превышала 66 лет, что на 5—10 лет ниже, чем в развитых странах Запада. Неприятной демографи­ческой особенностью России является то, что для нее ха­рактерен один из самых высоких в мире разрывов между средней продолжительностью жизни у мужчин и жен­щин. Жизнь мужчин в нашей стране в среднем на 10-14 лет короче, чем жизнь женщин, тогда по миру в целом этот разрыв составляет 3 года. И еще одна, весьма специ­фическая особенность России: в отличие от большинства других стран мира в ней средняя продолжительность


Народы мира в зеркале геополитики

жизни в городах выше, чем в сельской местности, что связано с тяжелыми условиями труда и быта в деревне.

В то же время показатели средней продолжительно­сти жизни варьируют у разных народов. Так, средняя продолжительность жизни русских ниже, чем средняя продолжительность жизни в целом по России. Показате­ли средней продолжительности жизни татар и немцев идентичны соответствующему показателю у русских. Одной из основных причин высокой смертности и низко­го показателя продолжительности жизни у некоторых северных народов является алкоголизм.

Снижение показателей средней продолжительности жизни у большинства народов России вызвано «омоло­жением» смертности (впрочем, одновременно с этим за счет сильного сокращения рождаемости наблюдается увеличение доли лиц пожилого возраста). Возрастные же характеристики смертности зависят прежде всего от ка­чества жизни населения. При этом продолжительность жизни больше у людей с более высоким культурным и образовательным уровнем, так как они более рациональ­но относятся к своему здоровью. Симптоматично, на­пример, что смертность детей у матерей с высшим обра­зованием в два раза ниже, чем соответствующий показа­тель по России. На здоровье населения и на продолжи­тельность жизни непосредственное влияние оказывает также экологическая обстановка в местах обитания. В частности, в сильно загрязненных индустриальных рай­онах на юге Сибири состояние здоровья населения очень плохое. На продолжительности жизни сказывается и то, насколько тот или иной народ приспособлен к жизни в данных природных условиях. Например, интенсивные миграции русских привели к тому, что некоторые из пе­реселенцев оказались расселенными в районах, сильно


Раздел 7

отличающихся по природно-климатическим условиям от исходных мест обитания, что отразилось на показателе смертности: смертность русских в Сибири выше, чем в европейских областях.

Как известно, основными причинами смертей ныне являются сердечно-сосудистые и онкологические забо­левания, которые в последнее время все более «молоде­ют». Повышает смертность и учащающийся производст­венный и бытовой травматизм, тесно связанный с рас­пространением алкоголизма, плохим состоянием техники безопасности и др. Для этнодемографического анализа наибольший интерес представляет «этническая избира­тельность» болезней, обусловленная в основном особен­ностями питания. Так, у тюркских народов самый высо­кий в России уровень заболеваемости раком пищевода; у якутов, например, широкое распространение рака пище­вода связано с постоянным употреблением в пищу замо­роженной рыбы, политой уксусом и посыпанной перцем.

Для структуры населения России характерна дис­пропорция полов. В 1991 г. мужчины составляли лишь 47% населения РФ. Это еще дающие о себе знать послед­ствия войны (естественно, что мужчин погибло во время войны значительно больше, чем женщин) и результат большей продолжительности жизни женщин. Поэтому диспропорция полов характерна только для старших воз­растов; в возрастных группах до 35 лет численность мужчин и женщин примерно равна. Однако у разных на­родов соотношение мужчин и женщин неодинаково. У большинства этносов России женщины численно преоб­ладают над мужчинами. Мужчин больше, чем женщин, у живущих в России азербайджанцев, узбеков, таджиков, туркмен, каракалпаков, уйгуров, турок-месхетинцев, курдов, лезгин, ингушей, ассирийцев, энцев. Преимуще-


Народы мира в зеркале геополитики

ственно это мусульманские народы, и многие из них не являются коренными жителями РФ, а хорошо известно, что для исламских стран и народов очень характерно преобладание мужчин.

Согласно большинству прогнозных оценок, сделан­ных разными исследовательскими группами, числен­ность населения России будет сокращаться в течение ближайших 10-15 лет. Убыль населения должна сме­ниться некоторым ростом при условии достаточно бла­гоприятного развития процессов рождаемости и смерт­ности, с одной стороны, и довольно значительного ми­грационного притока населения — с другой. Как уже го­ворилось, процессы рождаемости, смертности и мигра­ции населения составляют главные компоненты демо­графической динамики, причем определяющую роль обычно играют процессы рождаемости и смертности.

Уровень рождаемости в России в основном опреде­ляют брачные рождения, хотя в последние годы растет доля детей, рожденных вне брака: с 1980 по 1994 г. она увеличилась в 1,8 раза и приблизилась к 20%. Современ­ная российская семья характеризуется устойчивой мало-детностью. По оценкам демографов, в России почти 100% женщин контролируют рождаемость, причем не только число рождений, но и сроки появления детей на свет. В значительной мере контроль рождаемости осуще­ствляется посредством искусственных абортов. Однако соотношение родов и абортов с 1980 по 1993 г. почтинеизменилось: 204,6 аборта на 100 родов в 1980 г. и 235,2—в 1993г.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.