Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Западнославянская группа



Поляки (94 тыс. чел.) на территории Российской Фе­дерации имеют в основном иммигрантское происхожде­ние. Большая часть их проживает в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Томской, Омской и Иркутской об­ластях, в Алтайском крае. Среди других западнославян­ских народов можно выделить чехов (4,4 тыс. чел.) и словаков (0,7 тыс. чел.).


Народы мира в зеркале геополитики

Южнославянская группа

На территории Российской Федерации эта группа включает такие народы, как болгары (32,8 тыс. чел.;

проживают в основном в российских городах, а также в Московской, Тюменской и Кемеровской областях, в Рес­публике Коми), сербы (1,6 тыс. чел.; говорятна штокав-ском диалекте сербохорватского языка) и хорваты (0,5 тыс. чел.).

Немцы

Самой старой немецкой общиной в пределах Рос­сийской империи можно считать балтийских немцев — потомков средневековых тевтонских рыцарей, воинов и купцов. Они оказались в России в начале XVIII в., после завершения Северной войны. Привилегии немецкого дворянства и городских классов, подтвержденные поль­скими и шведскими хартиями, постепенно размывались и после Октябрьской революции ]917 г., когда в Прибал­тике образовались независимые государства, были пол­ностью отменены. В 1940-1941 гг., когда в Советский Союз была включена Прибалтика, балтийские немцы, согласно советско-германскому пакту о ненападении, были репатриированы в Германию. Другая, меньшая по численности, группа российских немцев включала по­томков тех, кто приехал в Россию в разное время на во­енную службу, в качестве преподавателей, ремесленни­ков или торговцев. Но большую часть российских нем­цев составляли потомки фермеров-иммигрантов, селив­шихся в Нижнем Поволжье, около Саратова и в Ново-россии.


Раздел 6

Политика привлечения немецких колонистов, нача­тая Екатериной II в 1762 г., была пересмотрена в 1870-е годы, когда были отменены некоторые из привилегий, в первую очередь право по религиозным причинам не служить в армии. Это вызвало активную эмиграцию ино­странных колонистов в Америку.

После 1917 г. немцы Поволжья стали первым совет­ским этническим меньшинством, которое получило свою национальную территорию— Трудовую Коммуну нем­цев Поволжья (1918 г.), трансформировавшуюся позднее в АССР немцев Поволжья. После начала войны с Герма­нией около 700 тыс. немцев было депортировано на вос­ток, а АССР немцев Поволжья была упразднена. Депор­тация украинских немцев была сорвана стремительным наступлением германской армии, но в 1944-1945 гг. мно­гие из советских немцев, эвакуированных в 1941 г. на территорию Польши и Германии, были возвращены в Советский Союз. Указами 1955 и 1964 гг. немцы Повол­жья были реабилигированы, но вернуться на прежнее место жительства им не удалось, и, несмогря на откры­тие школ с преподаванием на немецком языке и разре­шение совершать лютеранское богослужение, все попыт­ки российских немцев восстановить свою национальную территорию оканчивались неудачей. Это вызвало массо­вую эмиграцию в ФРГ, значительно сократившую долю немцев в населении страны.

В России немцев (самоназвание дойче) 842,3 тыс. чел. Проживают они в Омской области (134,2 тыс. чел.), Алтайском крае (127,7 тыс. чел.). Новосибирской облас­ти (61,5 тыс. чел.), Красноярском крае (54,3 тыс. чел.), в Кемеровской (48,0 тыс. чел.), Оренбургской (47,6 тыс. чел.). Челябинской (39,2 тыс. чел.) областях. Краснодар­ском крае (31,8 тыс. чел.), а также в Свердловской


Народы мира в зеркалегеополитики

(31,5 тыс. чел.). Тюменской (29,6 тыс. чел.), Волгоград­ской (28,0 тыс. чел.), Саратовской (17,1 тыс. чел.). Перм­ской (15,3 тыс. чел.) областях, Ставропольском крае (13,2 тыс. чел.) и Самарской области (10,6 тыс. чел.). В республиках России наибольшее число немцев в Коми (12,9 тыс. чел.), Хакасии (11,3 тыс. чел.), Башкирии (11,0 тыс. чел.), Кабардино-Балкарии (8,6 тыс. чел.). Из республик бывшего СССР больше всего немецкого насе­ления сосредоточено в Казахстане (957,5 тыс. чел.). К 1989 г. численность немцев в СССР достигала 2038,6 тыс. чел., но сейчас их стало меньше в связи с эмиграцией в Германию. По переписи 1989 г. лишь 48,7% всех немцев России считали немецкий язык родным, тогда как 50,6% из них считали родным русский язык. Общая численность немецкого населения достигает 86 млн. чел.

Евреи

По переписи 1989 г. в Советском Союзе насчитывалось 1 млн. 378 тыс. евреев. На протяжении всего XX в. число евреев уменьшалось: их было 5 млн. в 1897 г., 2,7 млн. в 1926 г. и 2,2 млн. в 1959 г. Более 2,5 млн. советских евре­ев погибло во время Великой Отечественной войны.

Около 90% советских евреев составляют западные евреи — ашкенази, говорящие на идиш (вариант средне­векового немецкого). Восточные евреи — сефарды про­живают в Средней Азии и на Северном Кавказе. В 1989 г. около 9 тыс. евреев проживало в Еврейской авто­номной области, что равнялось лишь 4% от общей чис­ленности населения.

Евреи — преимущественно городской народ. В го­родах сосредоточено 98% всех евреев, около 1/4 из


Раздел 6

них— в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве. Они тради­ционно имеют высокий уровень образования. Например, в 1975 г. евреи, доля которых в населении страны не пре­вышала тогда 0,8%, составляли 4,1% лиц с высшим обра­зованием. Среди советских евреев всегда было много адвокатов, врачей, ученых, работников культуры и ис­кусства, писателей и журналистов. Но их крайне мало было в партийном аппарате, органах государственной безопасности и на дипломатической работе — ситуация, обратная той, которая наблюдалась в первые два десяти­летия после революции 1917 г., когда они были «локомо­тивом» революционных преобразований.

Доля евреев падала не только из-за эмиграции в Из­раиль, но также из-за низкой рождаемости в еврейских семьях и активной ассимиляции. В 1989 г. из 537 тыс. евреев России 91% считали русский язык родным, хотя в 1926 г. более 70% евреев называли своим родным язы­ком идиш.

Территории, заселенные западными евреями, вошли в состав Российской империи после трех разделов Поль­ши при Екатерине II. В царское время они подвергались сильной дискриминации и понесли большие потери из-за массовых погромов, а после революции — и граждан­ской войны. Советская власть предоставила им равные права с другими народами, при этом были запрещены еврейские националистические партии, ограничено офи­циальное употребление идиш.

Романская группа

Эта группа включает такие народы, как молдаване (172,6 тыс. чел.) и румыны (6 тыс. чел.).


Народы мира в зеркале геополитики

Балтийская группа

В эту группу входят литовцы (70,4 тыс. чел.; прожи­вают в основном в Москве и в Калининградской, Иркут­ской, Пермской областях), а также латыши (46,8 тыс. чел.; живут по преимуществу в Москве, Омской области, Башкирии).

Литовцы и латыши, заселяющие восточные берега Балтики, получили официальное признание после рево­люции 1917 г. Языки латышей и литовцев принадлежат к балтийской группе индоевропейских языков, и хотя ла­тыши и литовцы не похожи друг на друга, оба языка имеют общую лексическую структуру. Культура и языки прибалтийских народов обязаны своим расцветом подъ­ему национальных движений в последней четверти XIX в. и шедшему параллельно процессу этнокультурно­го возрождения. Лютеранство, распространенное в Лат­вии, повлияло на уровень грамотности среди местного крестьянства и вместе с литовским католицизмом удер­живало эти народы в стороне от их восточнославянских соседей.

Армянская группа

Включает всего один народ — армян (самоназвание хай; численность в пределах РФ достигает 532,4 тыс. чел.). Армяне — основное население Республики Арме­ния (3083,6 тыс. чел.), компактно расселены в Нагорном Карабахе (145,6 тыс. чел.), Грузии (437,2 тыс. чел.). Они живут также свыше чем в 70 странах мира и больше все­го их в США (650 тыс. чел.). Общая численность армян мира превышает 6,5 млн. чел. Армянский язык имеет


Раздел 6

множество диалектов и говоров, а также два варианта литературного языка— восточноармянский и западно-армянский. Верующие армяне — главным образом хри-стиане-монофиситы, но небольшая часть — армяно-ка-толики, католики и протестанты. Самые крупные на тер­ритории России анклавы армянского населения — в Мо­скве (44 тыс. чел.), Санкт-Петербурге, Майкопе, Красно­даре и Краснодарском крае, Адыгее, Ростовской области. В Армавире и его окрестностях проживает этнографиче­ская группа армян — черкесские армяне (или черкесо-гаи), ранее жившие среди западных адыгов и переселив­шиеся с территории Северо-Западного Кавказа под на­тиском ислама, который распространяли крымские ханы.

Греческая группа

Включает всего один язык и один народ — греков (на территории РФ— 91,7 тыс. чел.). Однако греческий язык имеет множество наречий, подчас взаимонепони-маемых. Российские греки живут главным образом в сельской местности Северного Кавказа — в Краснодар­ском крае. Северной Осетии, Адыгее. На территории Грузии и в Приазовье сохранилась особая этнолингви­стическая группа греческого народа — греки-тюркофоны (урумы).

Индоарийская группа

Представлена в России всего одним народом — цы­ганами (152,9 тыс. чел.). Цыгане делятся на многочис­ленные этнографические группы, а цыганский язык име-


Народы мира в зеркале геополитики

ет несколько диалектов. Самая крупная группа— рус­ская рома, а среди других этнографических групп цыган можно назвать ловари, еэлдэлари, синт, кишиневцев и др. Цыганское население живет дисперсно в северо­западных, северных, центральных и восточных областях Европейской России, а также в Сибири, на Алтае.

Согласно переписи населения 1989 г., в Советском Союзе проживало 262 тыс. цыган, но действительная цифра ближе к 600 тыс. Эта разница возникла из-за того, что многие цыгане до сих пор ведут кочевой образ жиз­ни, затрудняющий точную оценку их численности; кроме того, родители часто регистрируют своих детей не как цыган. Согласно переписям, численность цыган за по­следние полвека более чем утроилась, несмотря на ги­бель многих тысяч на территориях, занятых немцами во время второй мировой войны, поскольку по немецкой расовой классификации кочевые цыгане относились к евреям.

Большинство цыган бывшего СССР сейчас прожива­ет в России, Белоруссии, на Украине и в Прибалтике. Они мигрировали сюда двумя волнами. Первая волна двигалась с юга через Балканы в XV-XVI вв., вторая — через Германию и Польшу в XV1-XVII вв. Цыганский язык произошел от индоарийской ветви индоевропей­ской языковой семьи, хотя диалекты цыганского языка несут на себе отпечаток языка страны проживания. Из-за того что большая часть цыган прошла через Византию, их язык, «ром», несет на себе следы сильного балканско­го влияния. Хотя цыгане живут в общинах и широко рас­сеяны по многим странам мира, они повсюду успешно сопротивляются языковой ассимиляции.

Перед революцией цыгане в основном занимались торговлей лошадьми (мужчины) и гаданием на картах


Разделе

(женщины), а также были кузнецами, пастухами, лесору­бами. Большинство цыган кочевали, но те из них, кото­рые регулярно посещали крестьянские рынки и праздни­ки, жили в столицах, где выступали как певцы, скрипачи и танцовщики.

Из-за того что у цыган нет рабочих традиций, для советских властей оказалось большой проблемой вклю­чить их в экономику. Все чисто цыганские колхозы, об­разованные в ходе коллективизации, вскоре распались, и даже в тех хозяйствах, где цыгане были смешаны с пред­ставителями других национальностей, их не удавалось удержать на одном месте. Тем не менее многие из них работают, отдают детей в школы, пользуются медицин­ской помощью и держат свои вклады в банках. Но боль­шинство цыган многие десятилетия упорно сопротивля­ются попыткам устроить их на постоянную работу. И хотя указ Верховного Совета 1956 г. квалифицировал кочевую жизнь цыган как преступление, за которое они наказывались исправительно-трудовыми работами, даже эта мера не оказала значительного воздействия на их об­раз жизни.

Наиболее заметно цыганское влияние в российской музыкальной культуре. Мода на цыганские песни нача­лась в конце XV11I в., когда фаворит Екатерины II Григо­рий Орлов привез цыганский хор из Молдавии для вы­ступления перед императрицей, и в течение следующего XIX в. цыганские певцы, танцовщицы и музыканты оста­вались наиболее популярными исполнителями в дворян­ских домах и столичных ресторанах. Но на самом деле цыганский романс, наиболее известный жанр цыганской песни, — русское изобретение, не имеющее корней в на­родной традиции. После революции цыганские труппы стали критиковать как искусственное порождение старой


Народы мира в зеркале геополитики

аристократической культуры, но с конца 1920-х годов цыгане получили возможность развивать свою собствен­ную культуру— выпускать журналы и школьные учеб­ники на цыганском языке. Впрочем, это разрешение дей­ствовало недолго, и с конца войны вплоть до 1970-х го­дов публикации на цыганском языке не появлялись.

Тюркская группа

Около 90% тюркских народов бывшего СССР при­надлежат к исламской вере. Большая их часть населяет Казахстан и Среднюю Азию. Остальные мусульмане-тюрки живут в Поволжье и на Кавказе. Из тюркских на­родов не были затронуты исламом только гагаузы и чу­ваши, живущие в Европе, а также якуты и тувинцы, жи­вущие в Азии. Общих физических особенностей у тюр­ков нет, и объединяет их только язык.

Поволжские тюрки — татары, чуваши, башкиры — находились под длительным влиянием славянских пере­селенцев, и сейчас их этнические районы не имеют чет­ких границ. Туркмены и узбеки испытали на себе влия­ние персидской культуры, а киргизы — длительное воз­действие монголов. Некоторые кочевые тюркские наро­ды понесли значительные потери в период коллективи­зации, насильственно прикрепившей их к земле.

В Российской Федерации народы этой языковой группы составляют второй по численности «блок». Все тюркские языки весьма близки между собой, хотя обыч­но в их составе выделяется несколько ветвей: кыпчак-ская, огузская, булгарская, карлукская и т. д.

Татары (5522 тыс. чел.) сосредоточены в основном в Татарии (1765,4 тыс. чел.), Башкирии (1120,7 тыс. чел.),


Раздел 6

Удмуртии (110,5 тыс. чел.), Мордовии (47,3 тыс. чел.), Чувашии (35,7 тыс. чел.), Марий-Эл (43,8 тыс. чел.), од­нако дисперсно проживают во всех регионах Европей­ской России, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Татарское население делится на три основные этнотер-риториальные группы: волго-уральских, сибирских и ас­траханских татар. Татарский литературный язык сфор­мировался на основе среднего, но при заметном участии западного диалекта. Выделяется особая группа крымских татар (21,3 тыс. чел.; на Украине, в основном в Крыму, около 270 тыс. чел.), говорящих на особом, крымско-татарском, языке.

Башкиры (1345,3 тыс. чел.) проживают в Башкирии, а также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Сверд­ловской, Курганской, Тюменской областях и в Средней Азии. Вне Башкирии в РФ живет 40,4% башкирского на­селения, а в самой Башкирии этот титульный народ со­ставляет третью по численности, после татар и русских, этническую группу.

Чуваши (1773,6 тыс. чел.) в языковом отношении представляют особую, булгарскую, ветвь тюркских язы­ков. В Чувашии численность титульного населения со­ставляет 907 тыс. чел., в Татарии— 134,2 тыс. чел., в Башкирии— 118,6 тыс. чел., в Самарской области— 117,8 тыс. чел., в Ульяновской области — 116,5 тыс. чел. Однако в настоящее время чувашский народ обладает относительно высокой степенью консолидации.

Казахи (636 тыс. чел., общая численность в мире бо­лее 9 млн. чел.) делились на три территориальных коче­вых объединения: Семиречье — Старший Жуз (улы жуз), Центральный Казахстан — Средний Жуз (орта жуз), За­падный Казахстан — Младший Жуз (киши жуз). Жузо-вая структура казахов сохранилась до сих пор.


Народы мира в зеркале геополитики

Азербайджанцы (в РФ 335,9тыс. чел., в Азербай­джане 5805 тыс. чел., в Иране около 10 млн. чел., всего в мире около 17 млн. чел.) говорят на языке огузской ветви тюркских языков. Азербайджанский язык делится на восточную, западную, северную и южную диалектные группы. По большей части азербайджанцы исповедуют ислам шиитского толка, и лишь на севере Азербайджана распространен суннизм.

Гагаузы (в РФ 10,1 тыс. чел.) проживают в Тюмен­ской области, Хабаровском крае, Москве, С.-Петербурге;

большинство гагаузов живут в Молдавии (153,5 тыс. чел.) и на Украине (31,9 тыс. чел.); отдельные группы — в Болгарии, Румынии, Турции, Канаде и Бразилии. Гага­узский язык относится к огузской ветви тюркских язы­ков. Считают родным гагаузский язык 87,4% гагаузов. По вероисповеданию гагаузы православные.

Турки-месхетинцы (9,9 тыс. чел. в РФ) живут также в Узбекистане (106 тыс. чел.), Казахстане (49,6 тыс. чел.), Киргизии (21,3 тыс. чел.), Азербайджане (17,7 тыс. чел.). Общая численность в бывшем СССР — 207,5 тыс. чел., говорят на турецком языке.

Хакасы (78,5 тыс. чел.)— коренное население Рес­публики Хакасия (62,9 тыс. чел.), живут такжев Туве(2,3 тыс. чел.), Красноярском крае (5,2 тыс. чел.).

Тувинцы (206,2 тыс. чел., из них в Туве 198,4 тыс. чел.). Проживают также в Монголии (25 тыс. чел.), Китае (3 тыс. чел.). Общая численность тувинцев— 235 тыс. чел. Они делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы) и восточных, или тувинцев-тоджинцев (горно-таежная часть северо-вос­точной и юго-восточной Тувы).

Алтайцы (самоназвание алтай-кижи) — коренное на­селение Республики Алтай. В РФ проживает 69,4 тыс.


Раздел 6

чел., в том числе в Республике Алтай — 59,1 тыс. чел. Их общая численность— 70,8 тыс. чел. Существуют этно­графические группы северных и южных алтайцев. Ал­тайский язык распадается на северные (туба, кумандин-ский, ческанский) и южные (алтай-кижи, теленгит) диа­лекты. Большая часть верующих алтайцев— православ­ные, есть баптисты и др. В начале XX в. среди южных алтайцев распространился бурханизм — разновидность ламаизма с элементами шаманизма. При проведении пе­реписи 1989 г. 89,3% алтайцев назвали свой язык род­ным, а 77,7% указали на свободное владение русским языком.

Телеуты в настоящее время выделяются в отдельный народ. Они говорят на одном из южных диалектов алтай­ского языка. Их численность составляет 3 тыс. чел., при­чем большинство (около 2,5 тыс. чел.) живут в сельской местности и городах Кемеровской области. Основная часть верующих телеутов — православные, но среди них распространены и традиционные религиозные представ­ления.

Чулымцы (чулымские тюрки) проживают в Томской области и Красноярском крае в бассейне р. Чулым и ее притоков Яи и Кии. Численность — 0,75 тыс. чел. Ве­рующие чулымцы — православные христиане.

Узбеки (126,9 тыс. чел.) живут диаспоризованно в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и в областях Сибири. Общая численность узбеков в мире достигает 18,5 млн. чел.

Киргизы (в РФ около 41,7 тыс. чел.) — основное на­селение Киргизии (2229,7 тыс. чел.). Живут также в Уз­бекистане, Таджикистане, Казахстане, Синьцзяне (КНР), Монголии. Общая численность киргизского населения мира превышает 2,5 млн. чел.


Народы мира в зеркале геополитики

Каракалпаки (6,2 тыс. чел.) в Российской Федерации живут главным образом в городах (73,7%), хотя в Сред­ней Азии они составляют преимущественно сельское на­селение. Общая численность каракалпаков превышает 423,5 тыс. чел., из них в Узбекистане проживают 411,9 тыс. чел.

Карачаевцы (150,3 тыс. чел.)— коренное население Карачая (в Карачаево-Черкесии), где проживает большая их часть (свыше 129,4 тыс. чел.). Карачаевцы живут так­же в Казахстане, Средней Азии, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево-балкарском языке.

Балкарцы (78,3 тыс. чел.) — коренное население Ка­бардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также в Казах­стане и Киргизии. Общая их численность достигает 85,1 тыс. чел. Балкарцы и родственные им карачаевцы — мусул ьмане-сун ниты.

Кумыки (277,2 тыс. чел., из них в Дагестане — 231,8 тыс. чел., в Чечено-Ингушетии— 9,9 тыс. чел., в Северной Осетии — 9,5 тыс. чел.; общая численность— 282,2 тыс. чел.)— коренное население Кумыкской рав­нины и предгорий Дагестана. В большинстве своем (на 97,4%) сохранили родной язык — кумыкский.

Ногайцы (73,7 тыс. чел.) расселены в пределах Даге­стана (28,3 тыс. чел.), Чечни (6,9 тыс. чел.) и Ставро­польского края. Живут также в Турции, Румынии и неко­торых других странах. Ногайский язык распадается на караногайский и кубанский диалекты. Верующие ногай­цы — мусульмане-сунниты.

Шорцы (самоназвание шор) достигают численности 15,7 тыс. чел. Шорцы— коренное население Кемеров­ской области (Горной Шории), живут также в Хакасии и Республике Алтай. Верующие шорцы — православные христиане.


Раздел 6

Иранская группа

Иранские народы распространились с территории Кавказа в Среднюю Азию; 3/4 их составляют таджики, имеющие близкие родственные народы в Северном Ира­не. Вторым по численности иранским народом являются осетины, находящиеся под более сильным влиянием рус­ских, чем другие горские народы. Тюрки-азербайджанцы по своей культуре ближе к иранцам.

Осетины (402 тыс. чел.) — основное население Се­верной Осетии (около 335 тыс. чел.), живут также в Ка­бардино-Балкарии, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии. Делятся на две субэтнические группы: ирон-цев и дигорцев (последние сосредоточены главным обра­зом на северо-западе Осетии). Иронский диалект был положен в основу осетинского литературного языка.

Курды (4,7 тыс. чел.) живут преимущественно в Краснодарском крае. В бывшем СССР численность курд­ского населения достигала 152,7 тыс. чел. (Кавказ и Средняя Азия). Курды являются автономным населением Курдистана — части Ирана (5,5 млн. чел.), Турции (6,5 млн. чел.), Ирака (4 млн. чел.), Сирии (720 тыс. чел.). Общая численность курдов превышает 17 млн. чел. Ве­рующие курды — мусульмане-сунниты, хотя среди них есть мусульмане-шииты и христиане.

Таты (19,4 тыс. чел.) живут в южных районах Даге­стана (12 тыс. чел.) и небольшими группами в других республиках Северного Кавказа. В Азербайджане про­живает около 10 тыс. татского населения. Все таты де­лятся по религиозному признаку на три группы: таты-мусульмане (шииты), таты-иудаисты (горские евреи) и таты-христиане (монофиситы).


Народы мира в зеркале геополитики

Горские евреи (самоназвание джухур)— этнолин­гвистическая группа в составе евреев, а также этнокон-фессиональная группа в составе татов (11,3 тыс. чел. в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии). Го­ворят на татском языке, имеющем махачкалинско-нальчикский, дербентский, кубанский говоры.

К числу проживающих в РФ народов, говорящих на языках иранской группы индоевропейской языковой се­мьи, относятся также таджики (38,2 тыс. чел.), средне­азиатские (бухарские) евреи (этнолингвистическая груп­па евреев, 1,4 тыс. чел., говорят на северотаджикском диалекте), талыши (0,2 тыс. чел.), белуджи (0,3 тыс. чел.), ирани (персы) (2,6 тыс. чел.), афганцы (пуштуны) (0,9 тыс. чел.).

Монгольская группа

Все монгольские народы принято подразделять на несколько больших подгрупп, самыми крупными из ко­торых являются буряты и калмыки. Хотя многие народы Азии, например тувинцы, алтайцы и эвенки, испытали на себе сильное влияние монгольской культуры, их языки не относятся к монгольской группе и их следует рас­сматривать отдельно. Только очень небольшая доля тех, кто принадлежит к монгольским народам, считает рус­ский язык родным.

В XVII в. буряты вели кочевой образ жизни, многие из них платили дань монголам, но после того как была установлена граница между Монголией и Россией, большая их часть решила остаться на российской терри­тории. Они сохраняли старинные традиции и находились под косвенным, а не прямым управлением царского пра-


Раздел 6

вительства. Калмыки, как и буряты, говорят на одном из диалектов монгольского языка. Первоначально они жили на территории Западной Монголии (в Джунгарии), а в начале XVII в. мигрировали в Нижнее Поволжье, спаса­ясь от феодальных войн. К началу XVIII в. они перешли от шаманизма к буддизму и их культурные связи с Мон­голией сохранились. Позднее, под давлением царского правительства, часть калмыков вернулась в Китай, а ос­тавшиеся 13 тыс. поселились на юго-западе Астрахан­ской губернии. Как и буряты, калмыки имели своих пле­менных правителей. После революции кочевое скотовод­ство стало для калмыков менее важным, и в 1930-е годы, после насильственной коллективизации и прикрепления к земле, оно почти полностью исчезло.

Буряты (421 тыс. чел.)— коренное население Буря­тии (249,5 тыс. чел.), Усть-Ордынского автономного округа Иркутской области (49,3 тыс. чел.), Агинского Бурятского автономного округа Читинской области (42,4 тыс. чел.). Небольшие группы бурят проживают в Монголии и на северо-востоке Китая. Их общая чис­ленность в мире достигает 500 тыс. чел. Несмотря на христианизацию, западные буряты оставались шамани­стами, а верующие буряты Забайкалья — буддисты-ламаисты.

Калмыки (самоназвание хальмг) достигают числен­ности 165,8 тыс. чел., составляют основное население Калмыкии (146,3 тыс. чел.), но живут также в Астрахан­ской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской облас­тях, Ставропольском крае и в Сибири. Верующие калмы­ки — буддисты (ламаизм, школа гелугпа), но частьизних — православные христиане.

Халха-монголы (2,1 тыс. чел.) живут в крупных го­родах, в основном в Москве. Подавляющая часть халха-


Народы мира в зеркале геополитики

монголов живет в Китае (Внутренняя Монголия) и в Монголии. Верующие — буддисты-ламаисты.

Корейская группа

Эту языковую группу составляет один народ— ко­рейцы (107,1 тыс. чел.; всего в мире 69,8 млн. чел.). Большая часть корейцев живет в двух государствах Ко­рейского полуострова, но заметные их группы есть также в Китае (1,92 млн. чел.), Японии (670 тыс. чел.), США (500 тыс. чел.) и в среднеазиатских республиках бывшего СССР (438,7 тыс. чел.). В России наиболее компактные группы корейцев проживают на Сахалине (35,2 тыс. чел.), в Приморском крае (8,5 тыс. чел.). Ростовской об­ласти (7,1 тыс. чел.). Краснодарском крае (1,8 тыс. чел.), Ставропольском крае (4,6 тыс. чел.), Кабардино-Балкарии (5 тыс. чел.) и Северной Осетии (3 тыс. чел.). Большая часть корейцев России владеет русским языком. Верующие российские корейцы придерживаются тради­ционных верований, составляющих сложное переплете­ние буддийских, конфуцианских, даосистских представ­лений с элементами христианства (которое в форме пра­вославия распространилось среди корейцев России в конце XIX в.) и мощным пластом древних шаманских культов.

Народы Севера

Коренное население Российского Севера гораздо бо­лее разнообразно и многочисленно, чем население арк­тической и субарктической Америки. Советские этно-


Раздел 6

графы использовали понятие «малые народы Севера» для общего обозначения 26 народов, принадлежащих к алтай­ской и уральско-юкагирской семьям и палеоазиатским народам, но исключили при этом две большие по числен­ности национальные северные группы — коми и якутов. Наряду с мордвой, удмуртами и марийцами они были причислены к финно-угорским народам. С другой сторо­ны, эстонцы и карелы, хотя и принадлежащие к финно-уграм, были отнесены к группе балтийских народов.

Численность некоторых народов Севера при царском режиме сокращалась, но вряд ли можно говорить об из­менении этой ситуации после революции: численность их, например, с 1926 по 1970 г. возросла менее чем на 10%. Правда, частично это объясняется ассимиляцией народов Севера с русскими мигрантами, которую не смогло предотвратить широко разрекламированное изо­бретение письменности почти всеми малыми народами, численностью более 30-40 тыс. чел. В результате мигра­ции русских все народы Севера, уже в первые десятиле­тия советской эпохи, за исключением коми-пермяков, стали меньшинствами на собственных территориях, но­сивших их имя.

Якуты (самоназвание саха) в РФ достигают числен­ности 380,2 тыс. чел., в Якутии — 365,2 тыс. чел. Основ­ные территориальные группы якутов — амгинско-лен-ские, вилюйские, олекминские, северные якуты-олене­воды. Якутский язык входит в карлукскую ветвь тюрк­ских языков.

Долганы (6,6 тыс. чел.) живут в Таймырском (Долга-но-Ненецком) автономном округе, главным образом в Хатангском районе, а также в Якутии. Говорят на дол-ганском диалекте якутскогоязыка. По вероисповеданию православные.


Народы мира в зеркале геопол ити ки

Эвенки (29,9 тыс. чел.) живут от побережья Охотско­го моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и р. Амур на юге, а также на северо-востоке Китая (20 тыс. чел.). Верующие эвенки — православные, при сохранении мощного пласта дохристианских верова­ний.

Эвены (устаревшее название ламуты) достигают численности 17,2 тыс. чел. Они населяют территорию Охотского побережья и прилегающих к нему районов Верхнеколымского бассейна, а также побережья Гижи-гинской и Пенжинской губ. Распространенная религия — православное христианство, но сохранились и дохристи­анские религиозные представления.

Нанайцы (12 тыс. чел.) живут в основном в Хабаров­ском крае на Амуре (районы Хабаровский, Нанайский, Комсомольский), а также в Приморском крае, на Саха­лине. Часть нанайцев (4,2 тыс. чел.) расселена в Мань­чжурии (КНР). Формально к XIX в. нанайцы были обра­щены в православие, однако сохранили традиционные верования — анимизм, шаманизм.

Ульчи (3,2 тыс. чел.) живут в Ульчском районе Ха­баровского края (2,7 тыс. чел.) и некоторых других ре­гионах Приамурья. Верующие ульчи — православные.

Удэгейцы (1,9 тыс. чел.)— один из народов Хаба­ровского и Приморского краев (живут в районах Нанай­ском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноар­мейском, Тернейском и др.). Язык удэгейцев беспись­менный. Среди удэгейцев преобладают традиционные верования — шаманизм, анимизм.

Орочи (915 чел.) живут в Хабаровском крае дис­персно, преимущественно на р. Тумнин близ г. Советская (в прошлом Императорская) Гавань, а такжена Амуре.


Раздел 6

Язык орочей бесписьменный. Современные орочи дву­язычны, но молодое поколение владеет только русским. Почти 80% орочей считает родным русский язык.

Негидальцы (622 чел.) преимущественно живут в Хабаровском краена реках Амур и Амгунь. Традицион­ные верования негидальцев — анимизм, шаманизм. В XIX в. они были формально крещены в православие.

Ороки (179 чел.) проживают в Сахалинской области. Орокский язык относится к числу бесписьменных. Ве­рующие ороки исповедуют православие.

Селькупы (остяки-самоеды, остяки; 3,6 тыс. чел.) живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и в других районах Тюменской об­ласти (1632 чел.), в Каргасокском, Парабельском, Верх-некетском, Колпашевском районах Томской области (1347 чел.), а небольшая их группа— в Туруханском районе Красноярского края. В составе селькупов разли­чаются две территориальные изолированные группы:

северные и южные селькупы. В 1989 г. русский язык в качестве родного назвали 50,6% селькупов. Для тради­ционной религии селькупов характерны анимистические представления.

Нганасаны (самоеды-тавгийцы; 1,3 тыс. чел.) рассе­лены в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе (849 чел.). Разделяются на две группы: западные (авамские нганасаны, с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка) и восточные (вадеевские нганасаны, с цен­тром в пос. Новая). Различаются авамский и вадеевский говоры. Вадеевские нганасаны владеют также долган-ским языком. Сам нганасанский язык бесписьменный. По религиозным воззрениям нганасаны — шаманисты.

Энцы (198 чел.; по данным этнографических опро­сов, 340 чел.) — коренное население Таймырского (Дол-207


Народы мира в зеркале геополитики

гано-Ненецкого) автономного округа (103 чел.). Живут в Усть-Енисейском и Дудинском районах. Энецкий язык имеет диалекты. Верующие.энцы — православные.

Юкагирская группа

Юкагиры (самоназвание одул, вадул; устаревшее русское наименование омоки) достигают численности 1,1 тыс. чел., живут в Нижнеколымском районе (тунд-ренные юкагиры, или одул). Юкагирский язык имеет тундренный и таежный диалекты. Распространены также якутский, эвенский и чукотские языки. С XVIII в. среди юкагиров внедрялось православие, однако они сохрани­ли и дохристианские верования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.