Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

·

Ефремов О.Ю.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА


В настоящее время в педагогике существует тенденция усиления внимания к пробле-мам педагогической диагностики, различным аспектам оценки достижений и компетентно-сти обучающихся, выявления и учёта их индивидуальности, личностных и групповых осо-бенностей в целях повышения эффективности образовательного процесса, достижения его целей, реализации его гуманистической и компетентностной направленности. Об этом сви-детельствуют научные дискуссии, исследования и публикации, практика учебных заведений. В то же время, динамичные процессы в развитии образования, в частности, связанные с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов, компетентностного подхода, положений Болонского процесса, современных образовательных и информационных технологий обусловливают необходимость определения подходов и осуществления дальнейших исследований сущности, содержания, функций, технологий и особенностей педагогической диагностики, развития её теории и практики в современном образовании.
Как показывают выполненные исследования, для обеспечения целостности диагно-стической деятельности педагога, эффективного осуществления педагогической диагностики в учебном заведении, её следует рассматривать и проводить, используя системный подход, как систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов [2].
Соответственно, на наш взгляд, под педагогической диагностикой следует понимать познавательно-преобразовательную деятельность педагога по распознаванию и учёту инди-видуальных и групповых особенностей, состояний и свойств участников образовательного процесса и его компонентов, направленную на обеспечение результативности данного про-цесса и достижение педагогических целей.
Педагогическая диагностика проводится на всех этапах образовательного процесса и предполагает получение и использование в педагогических целях достоверной информации об участниках, условиях, содержании и результативности данного процесса.
В рамках предложенной концепции [2], основу методологии исследования педагоги-ческой диагностики составил подход Н.В.Кузьминой к определению сущности педагогиче-ских систем [3], а также содержательно-функциональная концепция анализа педагогических явлений А.В.Барабанщикова.
Педагогической диагностике на различных уровнях образования присущи свои особенности, который обусловлены, прежде всего, следующими факторами: уровнем образования, спецификой учебного заведения, формой обучения, содержанием образования, особенностями организации, средств, условий, функций и задач образовательного процесса.
Педагогическая диагностика отличается от традиционных процедур проверки, контроля и оценки. Эти отличия заключены в содержательной, организационной и методической целостности диагностической деятельности, комплексности её компонентов, относительной самостоятельности в рамках образовательного процесса, большими возможностями воздействия на результаты образовательного процесса.
Педагогическая диагностика как отрасль знаний и сфера практической деятельности тесно связана с педагогической прогностикой и психодиагностикой. В то же время между ними есть различия. Если психодиагностика стремится выявить особенности психики человека, его личностные качества, социально-психологические явления, то педагогическая диагностика направлена на результаты обучения и воспитания, формирования и развития личности - воспитанность, обученность, подготовленность к деятельности, компетентность, на выявление педагогических условий достижения этих результатов и характеристику целостной педагогической системы. Педагогическая диагностика отличается от педагогической прогностики, помогая педагогу решать задачи на основе характеристики не будущего (как в прогностике), а актуального состояния явлений педагогической практики.
В системе педагогической диагностики следует выделить:
в группе структурных компонентов: цель, педагогический диагноз, методы, объекты, субъекты педагогической диагностики;-
в группе функциональных компонентов: задачи, функции, виды и направления педагогической диагностики.-
Первый структурный компонент - цель педагогической диагностики. В качестве цели педагогической диагностики следует рассматривать обеспечение, на основе распознавания и использования педагогически значимой информации, условий для всестороннего развития личности, достижения целей обучения, воспитания и профессиональной подготовки.
Второй структурный компонент – педагогический диагноз, который представляет со-бой заключение об основных педагогически значимых характеристиках изучавшихся участ-никах, явлениях педагогического процесса. При формулировке диагноза следует учитывать мнение Л.С.Выготского о том, что серьезной ошибкой является попытка подходить к диа-гнозу как установлению ряда симптомов или фактических данных [1]. То есть, при формули-ровании педагогического диагноза мы должны учитывать не только наличие симптомов, но и вызывающие их причины. Важно заметить, что педагогический диагноз должен ставиться педагогом в соответствии с его профессиональной компетенцией. При этом желательно, чтобы формулировка диагноза содержала и прогноз – профессионально обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития объекта диагностики. Серьёзным аспектом работы с педагогическим диагнозом является тщательное определение того, кому и в какой форме следует сообщать о диагнозе и прогнозе развития объекта диагностики. Не менее важно, знакомя с диагнозом заинтересованных в нем людей, перевести формулировки диагноза на понятный этим людям язык, используя (по возможности, и не выхолащивая смысл диагноза) доступную для них терминологию.
Третий структурный компонент системы педагогической диагностики – методы педа-гогической диагностики, как способы достижения целей. В зависимости от назначения (за-дач) методы диагностики целесообразно систематизировать в следующие группы:
1. методы сбора диагностической информации - наблюдение, опрос (устный - беседа, ин-тервью и письменный - анкетирование, тестирование), эксперимент (лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий), контент-анализ, анализ результатов деятельности. Использование этих методов позволяет решать задачи: распознавание диа-гностируемых явлений и процессов педагогической практики, измерение их развития;
2. методы оценивания диагностической информации: методы шкалирования, методы статистики (многомерной группировки, корреляционного и регрессивного анализа), методы рейтингового оценивания, методы обработки диагностической информации и т.д.;
3. методы представления и накопления результатов диагностики. Обобщённые данные пе-дагогической диагностики представляются в виде диагноза, т.е. заключения о состоянии исследуемого явления;
4. методы использования результатов диагностики: непосредственное педагогическое воздействие, опосредованное педагогическое воздействие, координация и планирование педагогических действий, прогнозирование, рекомендации, пожелания, требования, приказы, распоряжения и т.д.;
5. методы оценки достоверности результатов: экспертный метод, анализ результатов деятельности, контрольные мероприятия, наблюдение, статистический анализ и т.д.
В практике педагогической диагностики перечисленные методы реализуются в своей совокупности, неразрывно друг от друга, их осуществление конкретизируется в частных методиках диагностики.
Четвертый структурный компонент – объекты педагогической диагностики. Это те люди, предметы, процессы и явления окружающего мира, на познание и преобразование которых направлена диагностическая деятельность. Объекты педагогической диагностики, на наш взгляд, следует подразделить на две группы: процессуального и личностного плана.
К объектам процессуального плана необходимо отнести: образовательный процесс в целом; его составные части – обучение, воспитание, развитие, психологическая подготовка; используемые формы, методы, виды, способы, приемы обучения, воспитания, развития и психологической подготовки; а также условия протекания образовательного процесса.
К объектам личностного плана следует отнести участников образовательного процесса: учебные и педагогические коллективы, обучающихся, их характеристики – педагогические, социально-демографические, социально-психологические, психологические, образовательные и профессиональные, морально-нравственные и поведенческие.
Особо необходимо подчеркнуть, что при всей сложности и многогранности объектов педагогической диагностики, система диагностика должна иметь гуманистическую направленность – обращенность в первую очередь к человеку, со всей сложностью его личностного мира. Конкретного обучающегося необходимо рассматривать как главную ценность в системе диагностики. Это означает, с одной стороны (со стороны учебного заведения), что проведение диагностической деятельности должно основываться на уважительном отношении к человеку, искреннем внимании к нему, заботой о нем, стремлении узнать и познать человека с соблюдением такта и этических норм. С другой стороны (со стороны обучающегося), гуманистическая направленность диагностики означает, что её проведение должно способствовать личностному развитию и самоутверждению человека, его профессиональному самоопределению, формированию компетентности, социально-значимых и профессионально-важных качеств.
Пятый структурный компонент - субъекты педагогической диагностики. Под субъектами педагогической диагностики мы понимаем людей, занимающихся активной познавательной деятельностью в отношении объектов диагностики в педагогических целях. В качестве субъектов педагогической диагностики следует выделить профессорско-преподавательский состав, администрацию, методистов вузов и специалистов служб психолого-педагогического сопровождения, осуществляющих познавательную деятельность с педагогическими целями в отношении участников и компонентов образовательного процесса.
Выделенные структурные компоненты системы педагогической диагностики, взаимодействуя между собой в деятельности участников образовательного процесса, образуют функциональные компоненты системы педагогической диагностики. В группу функциональных компонентов необходимо включить следующие основные компоненты: задачи, действия и операции, функции и виды педагогической диагностики.
Цель педагогической диагностики находит свою конкретизацию в задачах как функ-циональном компоненте системы педагогической диагностики. Основные задачи системы педагогической диагностики – познавательные и преобразовательные.
К познавательным задачам диагностики можно отнести: определение уровня обучен-ности, воспитанности, развития, подготовки обучающихся, определение результативности и эффективности образовательного процесса и его компонентов в учебном заведении и его подразделениях, определение на основе анализа и оценки выявленной информации (педаго-гического диагноза) целесообразных педагогических воздействий.
К преобразовательным задачам педагогической диагностики следует отнести: повы-шение эффективности процессов обучения, воспитания, развития, подготовки; повышение эффективности образовательного процесса в результате осуществления педагогических воз-действий (преобразований) на основе распознанной информации об участниках образова-тельного процесса.
Познавательные и преобразовательные задачи системы педагогической диагностики носят общий характер и предполагают дальнейшее уточнение в задачах более частного ха-рактера, которые непосредственно определяют практическое проведение диагностической деятельности.
Можно выделить следующие группы частных задач педагогической диагностики: вы-явления и сбора педагогически значимой информации, характеризующей образовательный процесс, его элементы и участников; обработки и анализа собранной информации; использования диагностической информации; оценки достоверности диагностической информации, результативности диагностики; накопления и хранения диагностической информации.
Следующими функциональным компонентом системы педагогической диагностики являются действия и операции. Действия и операции выделяются в соответствии с решаемыми в ходе их осуществления задачами. Практика показывает, что грани между выделенными действиями и операциями во многом подвижны.
Достижение намеченных результатов в процессе решения задач обеспечивает реали-зацию функций системы диагностики. Основными функциями педагогической диагностики являются: анализирующая; контрольно-оценивающая; объясняющая; информационная; инте-грирующая; прогностическая; предписывающая; формирующая; обратной связи; побуждения к самосовершенствованию.
Важным функциональным компонентом системы педагогической диагностики явля-ются виды педагогической диагностики, такие как: предварительная; оперативная; контрольная; повседневная (текущая); итоговая; исследовательская.
Таким образом, системный подход к познавательно-преобразовательной деятельности педагога позволяет рассматривать систему педагогической диагностики как целостную совокупность структурных (цель, педагогический диагноз, методы, объекты, субъекты диагностики) и функциональных (задачи, действия и операции, виды и функции) компонентов педагогической диагностики, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии между собой для обеспечения достижения педагогических целей и результативности образовательного процесса на основе распознавания и учета индивидуальных и групповых особенностей, состояний и свойств участников данного процесса и его компонентов.
Литература
1. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. М.,1983. Т.5.
2. Ефремов О.Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России: Авторферат дис. … докт. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.
3. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой Л., 1980.

 

Положение о деятельности методических служб

 

197 КБ

 

cvets.ru›Doc-s/MetodServiceOU.pdf

 

Методическая служба профессиональных образовательных организаций создается в целях комплексного управления методическойработой...

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.