Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

С.С. Уваров, М.П. Погодин, СП. Шевырев



 

В 1833 г. министром просвещения назначен С.С. Уваров, считавший, что единственное спасение и «вернейший залог силы и величия нашего отечества» — во внедрении в умы юношества истинно русских охранительных начал пра­вославия, самодержавия и народности. В этой формуле: самодержавие — глав­ное звено триады, единственно возможная форма государственного управления в России; православие — основа духовной жизни народа, опора самодержавия; народность — отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем. Название «теория официальной народности» дано ис­ториками во II половине XIX в. Пропагандистами этой теории стали: М.М. Погодин — профессор истории в Московском университете, обосновал и развил теорию официальной народности в своих исторических трудах (напри­мер, теория образования государства: на Западе — завоевание, а на Руси — добровольное единение царя с народом); СП. Шевырев — профессор филоло­гии, специалист по русской истории в Московском университете, резко проти­вопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч (издатели газеты «Северная пчела»), О.И. Сенковский (профессор восточных языков, издатель журнала «Библиотека для чтения»).

Противопоставление России и Запада лежало не только в основе уваров-ской теории.

«Философические письма» П.Я. Чаадаева.

 

В 1836 г было опубликовано 1-е письмо из «Философических писем» П.Я. Чаадаева (в журнале Н.И. Надеждина «Телескоп»). Оно вызвало ши­рокий общественный резонанс.

В письме были противопоставлены Россия и Европа, как производные от двух различных религий — православия и католичества. Европа характе­ризовалась, как воплощение прогресса, результат деятельности волевых, ак­тивных людей, воспитанных католичеством; Россия — как символ непод­вижности, застоя, результат излишне аскетичного православия, унаследованного от умирающей Византии; результат обособленности, ото­рванности от общеевропейской цивилизации.

Правительство крайне негативно отреагировало на появление письма: «Телескоп» был закрыт, Н.И. Надеждин отправлен в ссылку, а П.Я. Чаадаев объявлен сумасшедшим.

Следует отметить чрезвычайную плодотворность тех споров о путях развития России, которые были вызваны публикацией письма и ускорили оформление исподволь вызревавших крупных идейных течений в русской общественной мысли.

«Западничество» и «славянофильство».

«Славянофильство» — одно из крупнейших (наряду с «западничеством») идейных, оппозиционных течений в русской общественной мысли. Сам термин «славянофильство» придуман идейными оппонентами славянофилов — запад­никами, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, т.к. считали себя «руссолюбами» или «руссофилами», т.е. подчеркивали, что их ин­тересует преимущественно исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории развития славянофильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славянофильство — до реформы 1861 г., и позднее (пореформенное) славянофильство — примерно до середины 70-х годов XIX в. (ряд особенностей: панславизм и т.д.). Датой появления славянофильства принято считать 1839 г., когда его основоположники А. Хомяков иИ. Киреевский выступили со статьями: первый — «О старом и новом», а вто­рой — «В ответ Хомякову», в которых были сформулированы основные поло­жения славянофильской идеологии (статьи не предназначались для печати, но широко распространялись в списках). Окончательно же славянофильство ело-Вжилось в 1845 г. — ко времени выпуска трех славянофильских книжек журнала

«Москвитянин» (редактор — М.П. Погодин). В эти же годы (1839-1845) складывается славянофильский кружок, в который вошли представители зажиточ­ных дворянских семейств: А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, а позднее — СТ. Аксаков и Ф.В. Чижов. Славянофилы оставили богатое наследство в области философии, лите­ратуры, истории, богословия, экономики (И. Киреевский — в области фи­лософии и истории, А. Хомяков — в богословии и истории, К. Аксаков и Д. Валуев — в истории, Ю. Самарин — в социально — экономической и политической науке, Ф. Чижов — в истории литературы и искусства).

Центральной идеей в концепции славянофилов являлась убежденность в особом пути развития, самобытности России. По их мнению, в России су-

шествовала духовная гармония между различными слоями общества — благодаря православию. Огромное значение придавали славянофилы кре­стьянской общине, пронизанной духом коллективизма. Земские соборы оценивались как органы сотрудничества между народом и царской властью. Резко отрицательно относились славянофилы к реформам Петра 1, заста­вившим Россию свернуть с исконного пути. В этом плане крепостное право и деспотический государственный строй расценивались ими как главный результат петровских реформ. Соответственно, основная задача, стоящая перед Россией — вернуться на исконный путь, для чего необходимо отме­нить крепостное право и возродить земские соборы.

Западники— либеральные (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, В.П. Боткин, позднее — С.М. Соловьев, М.Н. Катков, К.Д. Кавелин и др.) и радикальные (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П.Огарев). Следует отметить, что далеко не все историки считают

В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева западниками, хотя сами эти деятели однозначно причисляли себя к таковым). Западничество возникло на рубеже 30-х-40-х гг. XIX в. Круг западников со­стоял из представителей дворянской и разночинной интеллигенции (многие из них являлись профессорами Московского университета). Основные идеи: бла­годаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с замет­ным отставанием, главные проявления которого — самодержавие и крепостное право; необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых сверху (пози­ция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество; особая позиция была у радикальных за­падников — во-первых, необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наи­более действенным средством для этого являются не реформы, а революция.

Следует отметить близость позитивных программ западников и славя­нофилов.

Кроме относительно либеральных течений общественной мысли во II четверти XIX в. можно выделить и радикальное течение, в основе которого лежали различные варианты социалистической идеи.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.