Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Политика в области просвещения. Комитет



По устройству учебных заведений 1826 г.

Школьный устав. Университетский устав.

 

Как и Александр I, большое внимание Николай I уделял вопросу состоя­ния просвещения в России, но подходы их разительно отличались. В начале своего правления Александр заботился о развитии просвещения и смягчении цензуры. Николай же с самого начала стремился ограничить свободу в этом вопросе. Вместе с тем, Николай I значительно лучше понимал роль школы и печати в формировании «нужного» правительству общественного мнения.

Рассматривая события 14 декабря 1825 г. как «пагубное последствие лож­ной системы воспитания», Николай I при вступлении на престол отдал мини­стру народного просвещения А.С. Шишкову распоряжение о пересмотре ус­тавов учебных заведений. В мае 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений, которому вменялось в обязанность проверить все уставы учебных заведений, выработать единые принципы просвещения.

19 августа 1827 г. изданы указ и циркуляр, категорически запрещающие принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты.

8 декабря 1828 г. принят новый школьный устав, по которому сохраня-I лось три ступени школы, но они резко отделялись друг от друга по сослов­ному составу обучающихся.

В 1833г. министром народного просвещения назначен С.С.Уваров, сменив на этом посту К.А. Ливена (1828-1833).

В 1835 г. утверждено новое положение об учебных округах. Права по­печителя расширялись. Учебные заведения округа изъяты из подчинения университетов и переданы в подчинение непосредственно попечителю.

Для наблюдения за частными училищами учреждена особая инспекция.

В том же году, 26 июля, принят новый университетский устав. Универси­теты потеряли значительную часть своей автономии — университетский суд упразднялся, административными и хозяйственными делами теперь ведал не совет университета, а правление; совет сохранял право выбора ректора, дека­нов и профессоров, однако министр получал право не утверждать избранных.

Сокращено число студентов — не более 300 человек для каждого уни­верситета; отменено преподавание государственного права и философии.

В обществе распространились слухи о полном закрытии университетов. Напуганный Уваров в марте 1849 г. инспирировал в «Современнике» ста­тью профессора Петербургского университета И.И. Давыдова «О назначе­нии русских университетов и участии их в общественном образовании». Разразился скандал, и вскоре последовала отставка Уварова. В 1850 г. ми­нистром народного просвещения назначен П.А. Ширинский-Шихматов.

Политика в области цензуры. Цензурный устав.

 

В 1826 г. принят новый цензурный устав («чугунный»), но просущест­вовал он недолго, — в 1828 г. его сменяет новый, несколько смягченный ус­тав. По новому уставу право на цензуру получили Министерство просвеще­ния, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Святейший Синод; создавались местные цензурные комитеты.

Революции в Европе 1848 г. и горячее сочувствие им со стороны русского общества предопределили ужесточение политики самодержавия и в области про­свещения, и в области цензуры. Стремление, с одной стороны, по возможности, «изолировать» Россию от Европы (например, запретив преподавать зарубежное право в университетах, прекратив доступ преподавателям — иностранцам в рус­ские университеты, ограничивая ввоз и публикацию иностранной литературы и периодической печати в Россию и т.д.), с другой стороны — еще больше усилить надзор за литературой, печатью, преподаванием внутри страны.

27 февраля 1849 г. учрежден «временный» секретный комитет под пред­седательством А.С. Меньшикова.

2 апреля он заменен «постоянным» комитетом под председательством Д.П. Бутурлина, уполномоченным просматривать по выходе в свет всю пе­чатную продукцию в масштабах империи, на любом языке и по любому ве­домству. Помимо цензуры литературных произведений, комитет осуществ­лял также тайный контроль над деятельностью самой цензуры.

Но и эти меры не принесли ожидаемого результата.

 

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ во второй

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.