Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Условия эффективного обучения



Для того чтобы обучение пациента или его близких было мак­симально эффективным, медицинской сестре необходимо учиты­вать множество факторов. В первую очередь ей требуется правильно оценить потребность пациента и/или его семьи в обучении, мо­тивировать их, оценить исходный уровень знаний и умений па­циента, учесть факторы, влияющие на способность к обучению. Затем медицинской сестре необходимо разумно организовать обу­чение: продумать его содержание, выбрать место и время обуче-т


ния, создать благоприятную обстановку, использовать разно­образные педагогические приемы и, наконец, оценить качество обучения.

Каждый человек испытывает потребность иметь жизненные ценности (карьера, семья, материальное благополучие). Но по­требности в жизни и здоровье присущи всем людям. Сестринское обучение позволяет во многом удовлетворить их. При обследова­нии медицинская сестра выявляет, что именно пациент знает о своем заболевании, какие повседневные манипуляции он не уме­ет выполнять. Однако чтобы простимулировать пациента или его близких к обучению, его необходимо мотивировать.

Для каждого обучаемого мотивация индивидуальна. Но в каж­дом случае должен присутствовать познавательный интерес, без которого эффективное обучение невозможно. Например, обуче­ние человека, не страдающего сахарным диабетом и не имеющего больных родственников, технике введения инсулина не будет ус­пешным, так как он не испытывает интереса к обучению, ему это просто не нужно. Мотивами к обучению могут быть сохранение и укрепление здоровья, восстановление утраченного здоровья, облегчение состояния (своего или близких), необходимость осу­ществлять самоуход. Для медицинской сестры важно суметь за­интересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений и навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию. Готовность пациента к обучению зависит:

• от состояния здоровья — при тяжелом состояния пациента обучение лучше отложить;

• состояния сознания — обучение должно проводиться только при ясном сознании пациента и совершенно невозможно, если пациент находится без сознания;

• умственных способностей (интеллекта), образования обучае­мого — при низких умственных способностях процесс обучения возможен, но потребует от медицинской сестры значительных физических и эмоциональных затрат;

• возраста —- чем младше пациент, тем меньший объем инфор­мации он может усвоить и овладеть только самыми несложными действиями; преклонный возраст также не способствует эффек­тивному обучению.

Особое значение имеет оценка исходного уровня знаний и уме­ний пациента. Если человек уже имеет представление о своем заболевании, режиме активности, диете, профилактике, рециди­вах, то его обучение будет более успешным. Но в то же время если имеющаяся информация не будет совпадать с той, которую ему сообщает медицинская сестра, то эффективность обучения сни­жается. Важно учитывать мнение пациента о новой информации и его отношение к тому, что нужно изменить в своем поведении.


Например, если пациент всегда был уверен в том, что упитан­ное н. является признаком здоровья, то ему трудно будет принять информацию о разгрузочных диетах.

На усвоение информации влияет и прошлый опыт пациента. Если у человека на фоне приема гипотензивных препаратов часто возникают гипертонические кризы, то ему трудно будет изменить свое отношение к ним, чтобы добиться успеха, и наоборот, если противорецидивнос лечение ранее было успешным, то больного будет легче научить правильно питаться и выполнять адекватную физическую и эмоциональную нагрузку.

Обучение должно удовлетворять нескольким условиям: быть доступным, последовательным, интересным, научным (т.е. отра­жать современные официальные взгляды на изучаемый вопрос). Необходимую информацию медицинская сестра должна давать небольшими блоками от простого к более сложному.

Желательно проводить занятия в отдельной проветренной ком­нате в тишине при достаточном освещении и оптимальной тем­пературе. Задания должны быть понятными и однозначными, на­пример наложить манжетку на плечо, набрать в шприц 12 ЕД инсулина, опереться правой рукой на плечо медицинской сестры.

Темп обучения подбирают индивидуально. Для человека с высокими способностями к обучению и знакомого с изучаемой манипуляцией он будет гораздо выше, чем для человека, совер­шенно несведующего в изучаемых вопросах. В любом случае пе­рехолить к следующему блоку информации медицинская сестра может только после того, как пациент полностью усвоил преды­дущий.

Обучение всегда начинается с более простых повседневных навыков (перемещение в постели, по палате, прием пиши, умы­вание, пользование мочеприемником), затем переходят к более сложным (измерение АД, введение инсулина, пользование ин­дивидуальной коляской). Необходимо избегать сложных медицин­ских терминов. Если их необходимо использовать, термины разъясняют и рекомендуют пациенту записывать в виде слова­рика. Объяснения желательно подкреплять большим количеством примеров.

Можно и желательно использовать в обучении специальную медицинскую литературу, инструменты. Кроме того, медицинская сестра может обучить пациентов вести дневник наблюдения, в ко­тором они будут отражать показатели своего здоровья: пульс, АД, массу тела, количество выпитой и выделенной жидкости. Если пациенту трудно запоминать даты и сроки, его обучают отмечать их в календаре.

Чтобы пациент усвоил необходимую информацию, медицин­ская сестра должна правильно определить продолжительность за­нятия. Процесс обучения не должен наслаиваться на время обхо-60


на, выполнения процедур, приема пищи, посещения родственни­ков. Пациент должен быть отдохнувшим, сытым, его не должны неспокоить чрезмерные неприятные ощущения (боли, рвота, ли-чорадка). Нецелесообразно увеличивать длительность занятий более М) — 25 м и н , так к а к после этого периода внимание обучаемого тачительно ослабевает.

В течение всего процесса обучения медицинская сестра долж­на поощрять активное участие и заинтересованность пациента в обучении, что может выражаться похвалой, одобрением, перспек-швой (например, возможным снижением дозы лекарства при скру­пулезном соблюдении диеты или питьевого режима).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.