Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задачи и с ф е р ы обучения в с е с т р и н с к о м деле



Задачами обучения являются пропаганда здорового образа жиз­ни, позволяющего сохранить и укрепить здоровье и подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.

Обучение, как правило, происходит в трех сферах: познаватель­ной, эмоциональной и психомоторной.

П о з н а в а т е л ь н а я с ф е р а подразумевает, что человек по­лучает информацию, узнает новые факты. Эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него, от второсте­пенной. Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, прин­ципах организации здорового образа жизни, рациональном пита­нии, диете, способах закаливании, профилактических мероприя­тиях.

Э м о ц и о н а л ь н а я ( ч у в с т в е н н а я ) с ф е р а заключается в том, что человек, получив информацию, реагирует на это чув­ствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение. На­пример, человек активно слушает и реагирует на новую инфор-56


мацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, за­ниматься физической культурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

П с и х о м о т о р н а я с ф е р а означает, что человек, исполь­зуя умственную и мышечную деятельность, обучается новым ви­дам движений, уверенно выполнит необходимые действия, при­обретает стойкие навыки, например чистит зубы, завязывает шнур­ки, передвигается с помощью костылей, вводит себе инсулин, определяет пульс и т.д.

Сестринское обучение требует от медицинской сестры специ­альных знаний и профессионализма. Она должна владеть метода­ми и приемами обучения.

Методами обучения являются:

1) словесный — информация излагается в устной форме: рас­сказ, беседы, лекции;

2) наглядный (иллюстративный) — используются медицинские атласы, картинки, видеофильмы, показываются предметы ухода, инструментарий и т.д.;

3) практический — проводится отработка практических мани­пуляций: измерения артериального давления (АД), смены повяз­ки, введения инсулина, применения карманного ингалятора.

Выделяют несколько видов учебных занятий:

• л е к ц и я — пациентам даются готовые з н а н и я , н а п р и м е р о симп­
томах заболевания, способах предохранения от беременности;

• проблемная лекция — сообщение пациенту информации, которая заставляет его задуматься и сделать выводы;

• беседа — обучение проводится в форме «вопрос —ответ»;

• ролевые игры — пациент получаст практические навыки, учит­ся вести себя в конкретной ситуации (например, оказанию само-и взаимопомощи).

Важным компонентом обучения являются средства обучения. У ч е б н о - н а г л я д н ы е п о с о б и я дополняют и иллюстри­руют объяснение. Пособиями могут служить;

• натуральные препараты (объекты живой и неживой приро­ды);

• средства обучения, являющиеся предметами профессиональ­ной деятельности (медицинские инструменты, перевязочный ма­териал, приборы и т.д.);

• изобразительные средства (рисунки, плакаты, фотографии,
слайды, таблицы, диаграммы, схемы, графики, планы, карты).

В е р б а л ь н ы е с р е д с т в а включают в себя справочную, учебную и методическую литературу.

Т е х н и ч е с к и е с р е д с т в а обучения являются технически­
ми устройствами. К ним относятся видеофильмы, аудиозаписи,
компьютеры, мультимедийные системы. . . , , > 57


Таким образом, знание разнообразных методов, форм и спосо­бом обучения позволяет медицинской сестре выбрать оптималь­ный способ обучения пациента.

Ф о р м а л ь н о е о б у ч е н и е пациента проводится в ЛПУ или домашней обстановке. Медицинская сестра обучает пациента, при­вивает навыки повседневных действий (введение инсулина, из­мерение АД) или закрепляет навыки, полученные у других специа­листов: инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК), массажиста, диетолога.

Н е ф о р м а л ь н о е о б у ч е н и е проводится, когда медицин­ская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему при­ведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может оказать лекарство и т.д.

Используя формальное и неформальное обучение, медицин­ская сестра может значительно увеличить объем знаний и умений пациента и ею родственников.

Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллек­тивным (групповым). Групповое обучение больных имеет ряд пре­имуществ. Оно создает определенную атмосферу, помогает вос­принять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одино­чества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприя­тию процесса лечения.

Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс целесообразно применять активные методы обучения: анализ кон­кретных ситуаций, решение задач, дискуссии, деловые игры, ко­торые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению. Деловая игра ставит участников в реальные жизненные ситуации, формирует умения и навыки решения конкретных проблем.

Однако групповое обучение не всегда эффективно и напрямую зависит or количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность. Лучше всего проводить обучение индивидуально или небольшой группой (2 — 3 чел.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.