Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обучение как функция сестринского дела



Медицинские сестры должны владеть навыками сбора инфор­мации, уметь анализировать полученные данные, планировать свои действия и осуществлять их, учитывать индивидуальные особен­ности пациента, оценивать полученные данные и владеть педаго­гическими приемами. Так как в современном обществе существу­ет потребность в качественной сестринской помощи, необходимо обучать медицинских сестер основам педагогики.

В настоящее время роль среднего медицинского персонала за­ключается в использовании современных технологий, профилак­тике и формировании медицинской активности населения по та­ким важным направлениям, как здоровый образ жизни, профи­лактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и др. Медицинские сестры долж­ны иметь представление о методах проведения профилактиче­ской работы с населением, способах и приемах популяризации здорового образа жизни, а также профессионально проводить сестринскую работу в лечебных учреждениях, школах, в семьях, и т.д.

Обучение в сестринском деле, или сестринская педагогика, включает в себя преподавательскую деятельность медицинских сестер и организацию обучения больных и их родственников, что в настоящее время реализуется через работу школ сестринского обучения. Школы обычно возглавляют медицинские сестры с по­вышенным уровнем образования.

В качестве примера можно привести организацию так называ­емых «диабет-школ», целью которых является не только попол­нение медицинских знаний больного сахарным диабетом, но и прогрессивное изменение представлений больного о своем забо­левании и его лечении, изменение образа жизни и умение управ­лять течением сахарного диабета. С больными проводят занятия по обучению технике выполнения инъекции, расчета дозировки инсулина, дают информацию о заболевании, профилактике ослож­нений, принципах диеты.

Основными задачами школ сестринского обучения являются:

1) развитие сестринского дела в Л П У ;

2) внедрение современных сестринских технологии в практи-ч ее кое зд ра воох ра н е н и е;



\) медицинскоепросвещение населения;

4) представлениемедицинской, психологической и социаль­ной помощи больным и их семьям;

5) изменениестиля общения медицинской сестры и пациента С авторитарного на стиль сотрудничества;

6)повышение престижа профессии медицинской сестры;

7) увеличение роли пациента в решении проблем со здоровьем;

8) повышениеактивности населения по формированию здоро­вого образа жизни.

Новые технологии, современные подходы к лечению дали воз­можность людям, страдающим различными, иногда тяжелыми за­болеваниями, жить долго и вести активный образ жизни. Изме­нилась роль пациента в преодолении своего недуга, больной стал непосредственным участником лечебного процесса. Медицинская сестра должна обучать его новым навыкам. Особое значение приоб­ретает терапевтическое обучение, которое становится важной час­тью ежедневной работы медицинской сестры.

По определению ВОЗ (2001) терапевтическое обучение боль­ных— это комплекс важных действий, призванных помочь больно­му управлять своим лечением, предотвратить или отсрочить разви­тие возможных осложнений. Такие действия дают дополнительный терапевтический эффект наряду с фармакологическим, физио­терапевтическими и другими лечебными мероприятиями. Тера­певтическое обучение приводит к улучшению качества и продол­жительности жизни пациентов с хроническими заболеваниями, повышает качество ухода, снижает расходы на лечение в лечеб­ном учреждении. Терапевтическое обучение больных — это си­стемный, ориентированный на пациента учебный процесс, кото­рый должен учитывать ряд факторов:

• способность пациента справляться с заболеванием, контро­лировать ситуацию;

• представления пациента о здоровье, его социально-культур­ный уровень;

• потребности пациента независимо от того, нарушены они или нет.

Терапевтическое обучение является частью ежедневной жизни пациента, затрагивает его семью, родственников и друзей. Качест­венное терапевтическое обучение должно включать в себя предо­ставление пациенту необходимой информациии обязательную пси­хологическую поддержку самого пациента, его семьи и родственни­ков. Это длительный непрерывныйпроцесс, учитывающий образ жизни пациента и особенности его личности.

Функции медицинской сестры как преподавателя состоят:

1) в выявлении потребности в обучении у пациента или его близких;

2)мотивации обучения; 54


 

3)передаче знаний пациенту;

4) выработке умений у пациента;

5) формировании у пациента устойчивых навыков.

Кроме того, медицинская сестра в процессе обучения должна:

• соотносить свое профессиональное поведение и заболевание пациента;

• учитывать индивидуальные особенности пациента и его семьи;

• проявлять сочувствие к пациенту;

• осознавать потребности пациента;

• учитывать эмоциональное состояние пациента, его представ­ления о заболевании и лечении;

• обучать пациента навыкам управления лечебным процессом;

• помогать пациентам управлять своим образом жизни;

• оценивать процесс обучения и предоставлять необходимую
информацию.

Медицинская сестра обучает пациентов и членов их семей кон­кретным навыкам само- и взаимоухода, уходу за ребенком, при­ему лекарств, правилам подготовки к исследованиям, рациональ­ному питанию, умению выбирать адекватную физическую нагрузку. Она должна стать полноправным членом команды специалистов, объединенной общей целью и ориентированной на нужды паци­ентов, каждый член которой в зависимости от индивидуальной компетенции вносит свой вклад в лечебный процесс. Обучение пациентов должно проводиться специально подготовленным ме­дицинским персоналом с использованием эффективных учебных программ по долговременному ведению хронических больных.

Таким образом, обучение является важной функциейсестрин­ского дела, помогающей пациентам адаптироваться к своему со­стоянию, сохранить максимально возможный комфортный уро­вень жизни.

Медицинская сестра, занимающаяся обучением пациента и его родственников, должна соответствовать довольно высоким требо­ваниям.

1. Ей должны быть присущи лучшие общечеловеческие каче­ства: отзывчивость, сердечность, способность понять проблемы пациента и сопереживать ему, доброта, терпимость.

2. Она должна иметь соответствующий уровень интеллектуаль­ного и культурного развития, т.е. обладать грамотной речью, внут­ренней и внешней культурой, чувством юмора, профессиональ­ными знаниями и умениями, широким кругозором.

3.От медицинской сестры требуется высокая внутренняя дис­циплина, умение работать над собой, что проявляется в умении контролировать свои эмоции, настроить себя на задушевность, конфиденциальность, самостоятельностью в действиях, настой­чивостью, самообладанием, активностью, трудолюбием и ответ­ственностью. 55


4. Медицинская сестра должна обладать педагогическими спо­собностями: умением выбрать оптимальный метод воздействия на пациента, мотивировать обучение, используя жизненные ценно­сти, организовать учебный процесс; иметь педагогический такт.

Педагогический такт — это мера педагогически целесообраз­ного воздействия преподавателя на обучаемого; умение устанав­ливать продуктивное общение (требовательность в сочетании с уважением, душевной теплотой). Он проявляется в уравновешен­ности поведения преподавателя (выдержка, самообладание в со­четании с непосредственностью в общении).

Другими словами, медицинская сестра должна:

• иметь организаторские способности — способность органи­зовать обучающий процесс, быть лидером;

• быть коммуникабельной — уметь налаживать взаимоотноше­ния с пациентом и его близкими, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности;

• быть конструктивной —уметь проектировать развитие обуча­ющего процесса (как преподнести тот или иной материал, в ка­ком объеме и т.д.);

• обладать экспрессивностью — уметь выражать свои мысли, чувства, взгляды или скрывать их.

Таким образом, поведение и внешний вид медицинской сест­ры должны внушать пациенту уверенность в том, что она все зна­ет и умеет, готова передать ему свои знания и умения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.