Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Умение слушать и значение обратной связи в процессе общения



В процессе человеческого общения со всей наглядностью про­является различие двух близких понятий: «слушать» и «слышать». К сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. Истинное слушание — это слушание без вынесения сужде­ний, замечаний, желания рассказать свою историю. Развить на­выки слушания можно лишь в том случае, если у слушающего есть реальное желание понять и узнать другого человека. Неуме­ние слушать — это наиболее значительная и самая распростра­ненная проблема в общении.

Одна m важнейших задач медицинской сестры — это умение тактично выстроить с пациентом беседу, эффективность которой зависит, в первую очередь, от умения расположить его к себе, вызвать на откровенный разговор. Искусство слушания пациента оказывает влияние не только на своевременную диагностику, но и на формирование конструктивных партнерских отношений меж­ду ним и медицинской сестрой.

Можно говорить об эффективном и неэффективном слуша­нии. Слушание неэффективно, когда не обеспечивает правильною понимания слов и чувств собеседника, создает у говорящего ощу-


щение, что его не слышат, считают его переживания смешными, незначительными. Оно неэффективно и в тех случаях, когда не обеспечивает продвижения собеседников в понимании обсуждае­мой проблемы, не приводит к ее решению или не способствует установлению доверительных отношений.

Можно выделить следующие барьеры, мешающие услышать собеседника:

• недоверие к сообщению в целом, если реципиент считает, что коммуникатор допустил ошибку;

• неприятие другого человека как личности:

• заключение по внешнему виду и/или по манере изложения, стоит ли доверять сообщению;

• влияние собственных предпочтений на слушание сообще­ния;

• ответ до того, как собеседник полностью выскажет свою точ­ку зрения;

• мысленная репетиция своего ответа, вместо того чтобы на­править все свое внимание на то, о чем говорит собеседник;

• слушание ради согласия, а не ради понимания;

• отвлечения;

• желание быть правым, победить, оставить за собой последнее слово;

• фильтрация сообщения через свои суждения о том, как дол­жно или не должно быть;

• захваченность собственными эмоциями;

• нежелание учитывать эмоциональное состояние другого че­ловека, его чувства, переживания.

Эффективное слушание — это сложный волевой акт. требующий от слушающего постоянного внимания, заинтересованности, го­товности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблемы другого. Следует помнить, что активно слушать человек можс! к среднем 15 мин.

Выделяют два вида эффективного слушания, различающихся по ситуации их использования.

1. Нерефлексивное слушание — умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями (исполь­зуется, когда для говорящего важна эмоциональная разрядка или на этапах постановки проблемы, когда она только формулируется говорящим). Это слушание с активным использованием невер­бальных средств — кивков, мимических реакций, контакта глаз, внимательного интереса и т.п.

2. Рефлексивное слушание — объективная обратная связь с го­ворящим, используемая в качестве контроля точности восприя­тия услышанного (используется в ситуациях, когда говорящий нуж­дается в реальной помощи, при решении определенных проблем). В данном случае это слушание с использованием открытых и за-


крытых вопросов, перефразирование слов собеседника, позволя­ющее изложить ту же мысль другими словами, отражение чувств и резюмирование.

Механизмом формирования позитивной среды общения явля­ется предоставление больному психической вентиляции, т.е. воз­можности свободного непрерываемого рассказа о его проблемах. Пациенты, относящиеся к экстравертному типу, открытые для общения, легко идут на контакт с медицинской сестрой и добива­ются психической вентиляции. С пациентами, относящимися к интровертному типу, закрытыми для общения, контакт затруд­нен, несмотря на их большую потребность в психической венти­ляции.

Процесс коммуникации упрощается в случае возможности об­ратной связи — проясняющего и очищающего от помех элемента коммуникации. Она выполняет следующие функции:

• несет говорящему информацию о том, как он воспринят в процессе общения, способствует приобретению собственного «Я»;

• дополняет представление о собеседниках;

• корректирует поведение.

Механизм обратной связи предполагает умение собеседника оценивать собственные действия и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции партнера на сказанные слова.

В общении медицинского работника с пациентом или колле­гой адекватность обратной связи потребностям обоих собеседни­ков — важное и необходимое условие установления доверитель­ных отношений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.