Венгерский психолог И.Харди обратил внимание на особенности различных типов медицинских сестер, с тем чтобы помочь специалистам увидеть себя со стороны.
Сестра-рутинер (робот).Большинство медицинских сестер относятся к этому типу. Наиболее характерной чертой таких сестер является механическое исполнение своих обязанностей. Они выполняют порученные задания с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, ловкостью и умением. Однако действуя строго по инструкции, такие сестры не вкладывают в свою работу душу, работают подобно автомату. Они воспринимают пациента как
необходимое приложение в инструкции по его обслуживанию, их взаимоотношения с больным лишены эмоционального сочувствия и сопереживания. Именно такая медицинская сестра способна разбудить спящего больного, чтобы в назначенное время дать ему снотворное.
Сестра, играющая заученную роль.Поведение такой сестры отличается неестественностью, наигранностью. Она как бы исполняет заученную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Такая сестра начинает играть роль благодетельницы. Ее поведение становится искусственным, показным. Неестественность в общении мешает ей устанавливать контакты с людьми, поэтому такаясестра должна сама пройти курс коррекции неадаптивной формы своего профессионального поведения, четко определить профессиональные цели, выработать адекватный стиль общения с пациентом.
«Нервная» сестра.Эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная сестра склонна к обсуждению личных проблем, что может явиться серьезной помехой в успешной работе с пациентами. Часто можно видеть хмурую с обидой на лице сестру среди ни в чем не повинных пациентов. В лечебном учреждении не должно быть медицинских сестер с таким типом непрофессионального поведения. Это свидетельствует о некачественном профессиональном отборе кадров, огрехах в работе администрации. «Нервная» сестра — это патологическая личность либо человек, страдающий неврозом.
Сестра с мужеподобной, сильной личностью.Больные уже издали узнают ее по походке или зычному голосу, побыстрее стараются привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такую сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестра с такой личностью может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом.
При недостатке культуры, образованности, более низком уровне развития сестра слишком негибка, часто груба и даже агрессивна с пациентами.
Сестра материнского типа.Такая сестра выполняет свою работу с максимальной заботой и сочувствием к пациентам. Работа для таких сестер — неотъемлемое условие жизни. Забота'о пациентах является жизненным призванием. Часто и их личная жизнь пронизана заботой о других, любовью к людям.
Сестра-специалист.Такие сестры благодаря какому-то особому свойству личности проявляют любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности и получают специальное назначение. Иногда это фанатики своей узкой деятельности, не способные ни на что, кроме выполнения этой работы, ничем кроме нее не интересующиеся.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные термины, используемые в сестринском деле.
2. Охарактеризуйте основные типы медицинских сестер.
3. Что является этическим компонентом философии сестринского дела?
4. Дайте характеристику основному принципу философии сестринского дела.
5. Какова историческая необходимость возникновения сестринской философии?
ГЛАВА 4
О Б Щ Е Н И Е В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Сущность общения
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью.
Общение — это многогранный и многоуровневый процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмоционально-психологических отношений, осуществляется взаимное влияние друг на друга, а также взаимное сопереживание и понимание.
В общении выделяют содержание, цель, средства, виды, функции, формы, стороны, барьеры (см. подразд. 4.3).
Содержание общения — это информация, которая передается от одного живого существа к другому в межличностных контактах. Это могут быть сведения об эмоциональном и мотивационном состоянии пациента или медицинского работника, информация о запланированном лечении или профилактике, сигнал об опасности в состоянии здоровья или известие о выздоровлении, восприятие и характеристика окружающего мира.
По содержанию можно выделить общение:
• материальное — обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов:
• когнитивное — обмен знаниями, т.е. общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности (например, обучение пациента элементам самоухода или информирование о правильном приеме лекарственных препаратов):
• деятельное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками, т.е. информация, совершенствующая и развивающая способности субъекта (например, обучение членов семьи пациента умению оказать ему доврачебную помощь при приступе бронхиальной астмы или формирование у пациентки навыка по самообследованию молочной железы);
• кондиционное — обмен психическими или физиологическими состояниями; при данном общении один человек оказывает на другого влияние, рассчитанное на то, чтобы привести его в определенное физическое или психическое состояние и тем самым воздействовать на самочувствие (например, поднять настрое-
ние хорошей информацией или испортить плохим сообщением, успокоить человека или, наоборот, активизировать);
• мотивационное — обмен побуждениями, целями, интереса ми, мотивами, потребностями; в данном случае от одного челове ка к другому передаются определенные установки или готовность к действиям в определенном направлении (например, инструктор настраивает пациента на интенсивные занятия лечебной физи ческой культурой, мотивируя положительными результатами по восстановлению функции пораженной конечности).
Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуального роста, нравственного развития и др. По целям общение делится:
1) на биологическое — необходимое для поддержания, сохранения и развития организма (например, обсуждение системы рационального питания или информация об употреблении необходимого количества жидкости в сутки), т.е. сведения, связанные с удовлетворением основных физиологических потребностей;
2) социальное — направленное на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие отношений между индивидами (например, формирование отношений между медицинским работником и пациентом, между медицинской сестрой и врачом или между сестрой-руководителем и подчиненными).
Средства общения делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические. К терапевтическим средствам общения относятся:
• пристальное внимание;
• терапевтическое прикосновение;
• контакт глаз.
К нетерапевтическим средствам общения относят:
• избирательное или невнимательное выслушивание;
• констатация заключения;
• безличное отношение;
• неоправданное доверие;
• утаивание информации;
• фальшивое успокаивание;
• морализаторство;
• критика, угрозы.
Существуют различные виды общения, основными из которых являются:
• личностное — сосредоточенное вокруг психо.кн ических про блем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, кото рые глубоко затрагивают личность человека (например, обсужде-
ние с пациентом его отношения к тому или иному члену семьи или выяснение у пациента подробностей его интимной жизни);
• инструментальное — не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-либо иную цель, кроме получения удовлетворения от самого процесса общения (например, в силу своих профессиональных обязанностей медицинской сестре иногда приходится общаться с родственниками пациента, очень далекими от его проблемы со здоровьем и не желающими в нее вникать; единственное, что их интересует — это оформление наследства);
• целевое — само по себе служит средством удовлетворения определенной потребности (например, палатная медицинская сестра обсуждает со старшей сестрой отделения график своего повышения квалификации в текущем году);
• деловое — служит средством повышения качества какой-либо совместной деятельности людей, т.е. его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир (например, сестра-организатор обсуждает с подчиненными необходимость и эффективность внедрения сестринских технологий в профессиональную деятельность).
Функции общения определяются в соответствии с его содержанием. Сочетаясь, они придают процессу общения определенную специфику. Различают следующие функции общения:
• инструментальная — характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для выполнения какого-либо действия;
• интегративная — является средством объединения людей;
• самовыражения — определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;
• трансляционная — передает конкретные способы деятельности, оценки и т.д.;
• экспрессивная — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний;
• социального контроля — регламентация поведения и деятельности;
• социализации — формирование навыков взаимодействия в соответствии с принятыми нормами и правилами.
Общение достаточно разнообразно по своим формам. Прямое общение подразумевает естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика, пантомимика) средств, когда информация лично передается от медицинской сестры пациенту. Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения дополнительного участника как посредника, через которого происходит передача информации (например, акушерка передает необходимую информацию по режиму посещения Школы молодых мам супругу беременной женщины).
Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью тела, конечностей, органов: рук, голосовых связок, туловища и т.п. (например, при разговоре с тяжелобольным пациентом важно поглаживать его по рукам, голове). Опосредованное общение рассматривается как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения (например, медицинская сестра оставляет пациенту записку о необходимости прийти на прием к участковому терапевту).
Массовое общение подразумевает множественные непосредственные контакты незнакомых людей (например, консилиум врачей у постели пациента) и коммуникацию, опосредованную средствами массовой информации (например, реклама минеральной воды).
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах, постоянных по составу участников (врач — медицинская сестра — пациент — родственники). Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. Выделяют три типа межличностного общения.
1. Императивное общение — авторитарная, директивная фор ма воздействия на собеседника с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к оп ределенным действиям или решениям (например, использование внутри Л ПУ указаний, приказов, требований, распоряжений, каса ющихся организации сестринской деятельности). Особенностью императивного общения является то, что конечная цель общения — принуждение человека — не завуалирована.
2.Манипулятивное общение предполагает воздействие на парт нера по общению с целью достижения своих скрытых намерений, а также обретение контроля над поведением и мыслями другого человека.
Собеседника не информируют об истинных целях общения: их либо просто скрывают, либо подменяют другими (например, при работе с тяжелобольным или трудноуправляемым пациентом допускается некоторое утаивание информации или ее интерпретация с целью более быстрого получения результатов по улучшению состояния здоровья). Но необходимо понимать, что манипу-лятивное отношение к другому человеку приводит к разрушению доверительных связей между людьми.
3.Диалогическое общение позволяет перейти от фиксирован ной на себе установки к установке на собеседника (например, медицинская сестра обсуждает с пациентом его самочувствие после посещения барокамеры).
Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих правил вза и м о о г н о ш е н и й:
1) психологический настрой на состояние собеседника и собственное психологическое состояние — общение по принципу «здесь и сейчас» с учетом тех чувств, желаний и физического состояния, которые собеседники испытывают в данный момент;
2) безоценочное восприятие личности партнера, доверие к его намерениям;
3) восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение;
4) содержанием общения должны являться не прописные истины, а проблемы и нерешенные вопросы;
5) персонификация общения — разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, представление своих собственных чувств и желаний.
Способность к такому общению — величайшее благо для человека, так как оно по мнению специалистов обладает психотерапевтическими свойствами, приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности и целостности.