Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типы медицинских сестер



Венгерский психолог И.Харди обратил внимание на особен­ности различных типов медицинских сестер, с тем чтобы помочь специалистам увидеть себя со стороны.

Сестра-рутинер (робот).Большинство медицинских сестер от­носятся к этому типу. Наиболее характерной чертой таких сестер является механическое исполнение своих обязанностей. Они вы­полняют порученные задания с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, ловкостью и умением. Однако действуя строго по инструкции, такие сестры не вкладывают в свою работу душу, работают подобно автомату. Они воспринимают пациента как


необходимое приложение в инструкции по его обслуживанию, их взаимоотношения с больным лишены эмоционального сочувствия и сопереживания. Именно такая медицинская сестра способна разбудить спящего больного, чтобы в назначенное время дать ему снотворное.

Сестра, играющая заученную роль.Поведение такой сестры от­личается неестественностью, наигранностью. Она как бы испол­няет заученную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Такая сестра начинает играть роль благодетельницы. Ее поведение становится искусственным, показным. Неестественность в общении мешает ей устанавливать контакты с людьми, поэтому такаясестра должна сама пройти курс коррекции неадаптивной формы своего профессионального поведения, четко определить профессиональные цели, выработать адекватный стиль общения с пациентом.

«Нервная» сестра.Эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная сестра склонна к обсуждению личных проблем, что может явиться серьезной помехой в успешной работе с паци­ентами. Часто можно видеть хмурую с обидой на лице сестру сре­ди ни в чем не повинных пациентов. В лечебном учреждении не должно быть медицинских сестер с таким типом непрофессио­нального поведения. Это свидетельствует о некачественном про­фессиональном отборе кадров, огрехах в работе администрации. «Нервная» сестра — это патологическая личность либо человек, страдающий неврозом.

Сестра с мужеподобной, сильной личностью.Больные уже издали узнают ее по походке или зычному голосу, побыстрее стараются привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такую сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестра с такой личностью может стать прекрасным организатором, хоро­шим педагогом.

При недостатке культуры, образованности, более низком уров­не развития сестра слишком негибка, часто груба и даже агрес­сивна с пациентами.

Сестра материнского типа.Такая сестра выполняет свою рабо­ту с максимальной заботой и сочувствием к пациентам. Работа для таких сестер — неотъемлемое условие жизни. Забота'о паци­ентах является жизненным призванием. Часто и их личная жизнь пронизана заботой о других, любовью к людям.

Сестра-специалист.Такие сестры благодаря какому-то особому свойству личности проявляют любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности и получают специальное назначение. Иногда это фанатики своей узкой деятельности, не способные ни на что, кроме выполнения этой работы, ничем кро­ме нее не интересующиеся.


Контрольные вопросы

1. Назовите основные термины, используемые в сестринском деле.

2. Охарактеризуйте основные типы медицинских сестер.

3. Что является этическим компонентом философии сестринского дела?

4. Дайте характеристику основному принципу философии сестрин­ского дела.

5. Какова историческая необходимость возникновения сестринской философии?



ГЛАВА 4

О Б Щ Е Н И Е В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Сущность общения

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, ста­новится осознанным и опосредованным речью.

Общение — это многогранный и многоуровневый процесс взаи­модействия между людьми, в котором происходит обмен инфор­мацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмо­ционально-психологических отношений, осуществляется взаим­ное влияние друг на друга, а также взаимное сопереживание и понимание.

В общении выделяют содержание, цель, средства, виды, функ­ции, формы, стороны, барьеры (см. подразд. 4.3).

Содержание общения — это информация, которая передается от одного живого существа к другому в межличностных контактах. Это могут быть сведения об эмоциональном и мотивационном состоянии пациента или медицинского работника, информация о запланированном лечении или профилактике, сигнал об опасно­сти в состоянии здоровья или известие о выздоровлении, воспри­ятие и характеристика окружающего мира.

По содержанию можно выделить общение:

• материальное — обмен продуктами и предметами деятельно­сти, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов:

• когнитивное — обмен знаниями, т.е. общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности (например, обучение пациента элементам самоухода или инфор­мирование о правильном приеме лекарственных препаратов):

• деятельное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками, т.е. информация, совершенствующая и развивающая способности субъекта (например, обучение членов семьи пациен­та умению оказать ему доврачебную помощь при приступе брон­хиальной астмы или формирование у пациентки навыка по само­обследованию молочной железы);

• кондиционное — обмен психическими или физиологически­ми состояниями; при данном общении один человек оказывает на другого влияние, рассчитанное на то, чтобы привести его в определенное физическое или психическое состояние и тем са­мым воздействовать на самочувствие (например, поднять настрое-


ние хорошей информацией или испортить плохим сообщением, успокоить человека или, наоборот, активизировать);

• мотивационное — обмен побуждениями, целями, интереса­
ми, мотивами, потребностями; в данном случае от одного челове­
ка к другому передаются определенные установки или готовность
к действиям в определенном направлении (например, инструктор
настраивает пациента на интенсивные занятия лечебной физи­
ческой культурой, мотивируя положительными результатами по
восстановлению функции пораженной конечности).

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потреб­ностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворе­ния многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуального рос­та, нравственного развития и др. По целям общение делится:

1) на биологическое — необходимое для поддержания, сохра­нения и развития организма (например, обсуждение системы рационального питания или информация об употреблении необ­ходимого количества жидкости в сутки), т.е. сведения, связанные с удовлетворением основных физиологических потребностей;

2) социальное — направленное на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие отношений между индивидами (например, формирование отношений между ме­дицинским работником и пациентом, между медицинской сестрой и врачом или между сестрой-руководителем и подчиненными).

Средства общения делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические. К терапевтическим средствам общения отно­сятся:

• пристальное внимание;

• терапевтическое прикосновение;

• контакт глаз.

К нетерапевтическим средствам общения относят:

• избирательное или невнимательное выслушивание;

• констатация заключения;

• безличное отношение;

• неоправданное доверие;

• утаивание информации;

• фальшивое успокаивание;

• морализаторство;

• критика, угрозы.

Существуют различные виды общения, основными из которых являются:

• личностное — сосредоточенное вокруг психо.кн ических про­
блем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, кото­
рые глубоко затрагивают личность человека (например, обсужде-


 




ние с пациентом его отношения к тому или иному члену семьи или выяснение у пациента подробностей его интимной жизни);

• инструментальное — не является самоцелью, не стимулиру­ется самостоятельной потребностью, но преследует какую-либо иную цель, кроме получения удовлетворения от самого процесса общения (например, в силу своих профессиональных обязанно­стей медицинской сестре иногда приходится общаться с родствен­никами пациента, очень далекими от его проблемы со здоровьем и не желающими в нее вникать; единственное, что их интересует — это оформление наследства);

• целевое — само по себе служит средством удовлетворения определенной потребности (например, палатная медицинская се­стра обсуждает со старшей сестрой отделения график своего по­вышения квалификации в текущем году);

• деловое — служит средством повышения качества какой-либо совместной деятельности людей, т.е. его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир (например, сестра-организатор обсуждает с под­чиненными необходимость и эффективность внедрения сестрин­ских технологий в профессиональную деятельность).

Функции общения определяются в соответствии с его содержа­нием. Сочетаясь, они придают процессу общения определенную специфику. Различают следующие функции общения:

• инструментальная — характеризует общение как социальный
механизм управления и передачи информации, необходимой для
выполнения какого-либо действия;

• интегративная — является средством объединения людей;

• самовыражения — определяет общение как форму взаимопо­нимания психологического контекста;

• трансляционная — передает конкретные способы деятельно­сти, оценки и т.д.;

• экспрессивная — взаимопонимание переживаний и эмоцио­нальных состояний;

 

• социального контроля — регламентация поведения и дея­тельности;

• социализации — формирование навыков взаимодействия в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Общение достаточно разнообразно по своим формам. Прямое общение подразумевает естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика, пан­томимика) средств, когда информация лично передается от меди­цинской сестры пациенту. Косвенное общение характеризуется вклю­чением в процесс общения дополнительного участника как посред­ника, через которого происходит передача информации (например, акушерка передает необходимую информацию по режиму посеще­ния Школы молодых мам супругу беременной женщины).


Непосредственное общение является исторически первой фор­мой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помо­щью тела, конечностей, органов: рук, голосовых связок, тулови­ща и т.п. (например, при разговоре с тяжелобольным пациентом важно поглаживать его по рукам, голове). Опосредованное обще­ние рассматривается как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения (например, медицинская сестра оставляет пациенту записку о необходимости прийти на прием к участково­му терапевту).

Массовое общение подразумевает множественные непосредствен­ные контакты незнакомых людей (например, консилиум врачей у постели пациента) и коммуникацию, опосредованную средствами массовой информации (например, реклама минеральной воды).

Межличностное общение связано с непосредственными контак­тами людей в группах, постоянных по составу участников (врач — медицинская сестра — пациент — родственники). Оно подразу­мевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопережива­ния, понимания, совместного опыта деятельности. Выделяют три типа межличностного общения.

1. Императивное общение — авторитарная, директивная фор­
ма воздействия на собеседника с целью достижения контроля над
его поведением и внутренними установками, принуждения к оп­
ределенным действиям или решениям (например, использование
внутри Л ПУ указаний, приказов, требований, распоряжений, каса­
ющихся организации сестринской деятельности). Особенностью
императивного общения является то, что конечная цель общения —
принуждение человека — не завуалирована.

2.Манипулятивное общение предполагает воздействие на парт­
нера по общению с целью достижения своих скрытых намерений,
а также обретение контроля над поведением и мыслями другого
человека.

Собеседника не информируют об истинных целях общения: их либо просто скрывают, либо подменяют другими (например, при работе с тяжелобольным или трудноуправляемым пациентом до­пускается некоторое утаивание информации или ее интерпрета­ция с целью более быстрого получения результатов по улучше­нию состояния здоровья). Но необходимо понимать, что манипу-лятивное отношение к другому человеку приводит к разрушению доверительных связей между людьми.

3.Диалогическое общение позволяет перейти от фиксирован­
ной на себе установки к установке на собеседника (например,
медицинская сестра обсуждает с пациентом его самочувствие после
посещения барокамеры).


Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих пра­вил вза и м о о г н о ш е н и й:

1) психологический настрой на состояние собеседника и соб­ственное психологическое состояние — общение по принципу «здесь и сейчас» с учетом тех чувств, желаний и физического со­стояния, которые собеседники испытывают в данный момент;

2) безоценочное восприятие личности партнера, доверие к его намерениям;

3) восприятие партнера как равного, имеющего право на соб­ственное мнение;

4) содержанием общения должны являться не прописные ис­тины, а проблемы и нерешенные вопросы;

5) персонификация общения — разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, представление своих собствен­ных чувств и желаний.

Способность к такому общению — величайшее благо для чело­века, так как оно по мнению специалистов обладает психотера­певтическими свойствами, приближает человека к большему пси­хическому здоровью, уравновешенности и целостности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.