Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ О С Н О В Ы СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА. СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА



ГЛАВА1 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО КАК ПРОФЕССИЯ

Определение сестринского дела.Существует множество опре­делений сестринского дела, на формулировку которых повлияли различные факторы, включая особенности исторической эпохи, уровень социально-экономического развития общества, географи­ческое положение страны, уровень развития системы здравоохра­нения, особенности обязанностей сестринского персонала, отно­шение медицинского персонала и общества к сестринскому делу, особенности национальной культуры, демографические ситуации, потребности населения в медицинской помощи, а также пред­ставления и личное мировоззрение человека, дающего определе­ние сестринской науке. Но несмотря на перечисленные факторы, сестринское дело должно соответствоватьсовременным профес­сиональным стандартам и иметь законодательную основу.

На Конгрессе специалистов сестринского дела Всемирной орга­низации здравоохранения (ВОЗ), прошедшем в I944 г. в Ганнове­ре, было дано следующее определение: сестринское дело — это искусство и наука; оно неликом охватывает тело, разум и духов­ную сферу пациента, поддерживает духовное, умственное и физи­ческое здоровье посредством обучения и примера, акцентирует внимание на сохранении здоровья, а также на оказании помощи больным, включает в себя заботу о социальной и духовной сфере пациента так же, как и о физической, и осуществляет медицин­ское обслуживание семьи, общества и индивида.

Одно из «нестареющих» определений сестринского дела, полу­чившее позже международное признание, дала в 1961 г. американ­ская медицинская сестра В.Хендерсон, выдающийся препода­ватель, просветитель, исследователь и лектор. Она писала, что уникальная функция медицинской сестры заключается в оказании помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая не­обходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость.



Первое определение сестринского дела дала легендарная Ф. Най-тингейл в «Записках об уходе», изданных в 1859 г., определив его как действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению. При этом задача заключа­лась в создании для больного таких условий, при которых приро­да оказала бы свое целительное воздействие. Ф.Найтингейлсчи­тала, что уход за больными и здоровыми — это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровыми — это поддержа­ние у человека такого состояния, при котором болезнь не насту­пает, а уход за больными — это помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворе­ние. Путем наблюдения и сбора информации о больном Ф. Най-тингейл устанавливала связь между состоянием здоровья пациента и факторами окружающей среды. Разработанная Ф.Найтингейл концепция окружающей среды как основного компонента сест­ринского ухода, а также призывы избавить медицинских сестер от необходимости все знать о том, как протекает болезнь, можно рассматривать как попытку провести различия между сестринским делом и врачебной практикой. Она первая отметила, что сестрин­ское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний, организа­ции, практической и научной подготовки. Теории Ф.Найтингейл позволили многим медицинским сестрам понять суть сестринско­го дела и использовать основные принципы на практике, в ис­следованиях и профессиональной подготовке. Ее идеи, взгляды, убеждения, получили широкое признание и распространение во многих странах мира. Современные исследователи рассматрива­ют работы Ф. Найтингейл в качестве первой теории концептуаль­ной модели сестринского дела.

Флоренс Найтингейл родилась 12 мая 1820 г. в аристократической английской семье. Она получила достаточно всестороннее образование, которое тогда получали только мужчины. Современники Ф.Найтингейл отмечали, что она была талантливой личностью и свои способности мог­ла реализовать и самых различных сферах деятельности, но ее выбором стала медицина.

Желанию Флоренс служить в госпитале категорически противилась вся семья. В то время в госпиталях работали опустившиеся женщины, которых не брали ни на какую другую работу. Госпиталь был тем мес­том, где больным становилось хуже, а не лучше.

В 1851 г., несмотря на протест семьи, Флоренс поехала в Германию в общину диакониц, которая имела свою больницу и школу для обучения уходу ui больными. Блестяще слав жзамены. девушка вернулась домой, а в 1853 г. уехала в Париж, чтобы ознакомиться с монашескими больни­цами и пройти подготовку у сестер-монахинь.

После возвращения домой мисс Найтингейл предложили взять на себя руководство учреждением по уходу за больными. Это привело се-6


мейство Найтингейл в ярость, и Флоренс была вынуждена покинуть се­мью и уехать в Англию.

В 33 года Флоренс заняла должность суперинтенданта в учреждении по уходу за больными женщинами из высшего лондонского общества, где в полной мере показала свои организаторские способности и про­фессиональные навыки по уходу.

В октябре 1854 г. в период Крымской войны Флоренс вместе с 38 помощницами отправилась в полевые госпитали сначала в Скутари (Тур­ция), а затем в Крым. Взору сестер милосердия предстала жуткая карти­на: госпиталь был переполнен, завшивленные раненые и больные лежа­ли в коридорах на соломе среди нечистот, по полу бегали крысы, не хватало самого необходимого — лекарств, белья, продовольствия и топ­лива.

Появление в госпитале женщин было воспринято врачами с непри­язнью. Первое время им даже запрещали входить в палаты и поручали самую грязную работу и самых безнадежных больных. Однако Флоренс удалось доказать, что раненые нуждаются в постоянном грамотном ухо­де после медицинских вмешательств. Последовательно проводя в жизнь принципы санитарии и ухода за ранеными, она добилась поразительных результатов. Ф. Найтингейл так организовала работу госпиталя, что смерт­ность в нем снизилась с 49 до 2 %. Именно она увеличила в госпиталях число палат, чтобы ликвидировать скученность раненых, организовала кухни и прачечные. Флоренс считала, что дело сестер милосердия — спасать раненых не только физически, но и духовно: заботиться об их досуге, организовывать читальни и помогать наладить переписку с род­ными. По ночам она обходила раненых со светильником в руке, за что была прозвана Леди с лампой.

По возвращении в Англию в 1856 г. Ф.Найтингейл было поручено реорганизовать армейскую медицинскую службу. При поддержке воен­ного министра Флоренс добилась того, чтобы больницы были оснащены системами вентиляции и канализации; больничный персонал в обяза­тельном порядке проходил необходимую подготовку; в больницах велась строгая статистическая обработка всей информации. Была организована военно-медицинская школа, в армии велась разъяснительная работа о важности профилактики болезней. В своей книге «Записки о госпита­лях» мисс Найтингейл показала связь санитарной науки с организацией госпитального дела. Она решительно выступила против «коридорной системы» содержания больных, отстаивая необходимость внедрения па­вильонной системы.

Именно Ф.Найтингейл создала систему подготовки кадров среднего и младизего медицинского персонала в Великобритании.

Школа, созданная Ф.Найтингейл, стала моделью подготовки управ­ленческого и педагогического звена сестринского персонала. Она настаи­вала на том, чтобы в сестринских школах преподавали профессиональ­ные медицинские сестры, а управление ими в больницах взяли на себя специально обученные дипломированные медицинские сестры. Ф.Най-тингейл считала, что сестринское дело как профессия отличается от вра­чебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний.


В процессе своей деятельности Ф. Найтингейл написала ряд трудов, которые оказали неоценимую услугу для развития сестринского ухода. Книгу «Как нужно ухаживать за больными» врачи того времени ценили очень высоко, считая ее выдающимся учебным пособием. Изучив соци­альные и экономические условия жизни в Индии, Ф. Найтингейл опубли­ковала ряд статей, в которых высказала мысль о том, что профилактика лучше лечения. В работе «Вводные записки о пребывании в учрежде­нии» (1871) мисс Найтингейл сделала вывод, что роды безопаснее в домаш­них условиях, так как в больнице велик риск перекрестных инфекций.

Мисс Флоренс всю свою жизнь отстаивала равные права всех людей па уход и лечение во время болезни и на достойную смерть. Английское правительство по достоинству оценило ее вклад в развитие медицинской помощи и в 1883 г. наградило Королевским Красным крестом. В 1907 г. Ф. Найтингейл была награждена одним из высших британских орденов «За заслуги».

Ф. Найтингейл умерла 13 августа 1910 г.

В 1912 г. Лига Международного Красного креста и Красного полуме­сяца учредила медаль имени Флоренс Найтингейл, до сих пор самую почетную и высшую награду для сестер милосердия во всем мире.

В 1907 г. в США впервые в мире медицинская сестра Колум­бийского университета А. Нуттинг получила ученое звание про­фессора сестринского дела. Именно с этого события при активном участии кафедр университета начался новый период развития и научного обоснования сестринского дела. В своей работе А. Нут-тинг отмечала, что сестринское дело связано с избавлением от стра­даний, уходом за больными и защитой здоровья людей. У боль­шинства людей нет возможности получать лечение в больнице, поэтому им необходимо обеспечить помощь на дому. И каждой медицинской сестре нужно помнить, что не существует двух аб­солютно одинаковых пациентов или абсолютно одинаковых по­требностей у разных пациентов. Следовательно, не может быть и одинакового ухода за двумя разными людьми.

Постепенно сестринская практика трансформировалась в са­мостоятельную профессиональную деятельность, базирующуюся па теоретических знаниях, практическом опыте, научных суждени­ях и клиническом мышлении. Сестринское дело не конкурирова­ло с врачебной деятельностью, оно преимущественно занимало те ниши, которые не представляли области интересов врачей, но тре­бовали профессионального сестринского участия. К ним, в пер­вую очередь, относились дома сестринского ухода, где велось на­блюдение и осуществлялся уход за стариками, больными с хро­ническими заболеваниями и инвалидами. Медицинские сестры взяли на себя ответственность за предоставление этой категории пациентов необходимого уровня помощи и поддержание опти­мального качества их жизни и благополучия. Организация домов и отделений сестринского ухода, а также помощь на дому и созда-N


ние служб консультативной помощи матерям и детям из числа малоимущих слоев населения обеспечили большую доступность медицинской помоши для населения, чем и заслужили признание со стороны правительственных кругов и общественности.

По мнению Д.Орэм, сестринское дело — это забота о другом ради его блага. Однако что в нем особенного по сравнению с вра­чебной деятельностью, которая также согласуется с принципами благорасположенности к больному? Врач стремится принести пользу больному путем активного воздействия на его болезнь. Эти воздействия чаще всего заключаются в назначении лечебных средств или ограничиваются во времени определенной техноло­гией, процедурами и т.п. В промежутках между этими эпизодами или после них у пациента может возникнуть ощущение неблаго­получия, дискомфорта, но врач этими проблемами, как правило, не занимается. В связи с тем, что проблемы пациента возникают независимо от того, какой характер носит его заболевание (хи­рургическое, терапевтическое, онкологическое и т.д.), возникают специализации сестринского дела в хирургии, педиатрии, реаби­литации, геронтологии и т.п.

По мере изменения роли медицинской сестры ведущие специа­листы в этой области стремились закрепить статус сестринского дела как профессии. В 1945 г. группа экспертов разработала кри­терии ухода за больными, используя критерии Д.Флекснера для определения профессии, подготовленные комиссией по стандарти­зации в медицинских учебных заведениях в 1915 г. Эти критерии включали не только применение специальных знаний, приобре­тенных в учебных заведениях, но и автономность в выработке политики и контроля профессиональной деятельности. Амери­канская ассоциация медицинских сестер занималась вопросами становления сестринского дела как профессии, разрабатывая и уточняя политику, стандарты и нормы, регулирующие профессио­нальную деятельность. В «Кодексе медсестер» (1950, 1976 и 1985 гг.) представлены нормы профессиональной этики. В работе «Уход за больными» изложена социальная политика (1981 и 1995 гг.), опре­деляются социальный контекст ухода за больными, характер и рамки этой деятельности, а также практическая специализация. В «Стан­дартах ухода за больными» (1973 и 1991 гг.) описаны функции, которые должна выполнять медицинская сестра.

В 1960-е гг. Сестринская школа Йельского университета выд­винула новое толкование сестринского дела. Предлагалось рас­сматривать сестринское дело как процесс, а не конечный резуль­тат, как взаимодействие, а не содержание, как взаимоотношения между двумя конкретными индивидами, а не связи между абст­рактными медицинской сестрой и пациентом. В основу процесса был положен системный подход к оказанию сестринской помо-ши. ориентированной на потребности пациента. Тогда же Коми-9


TCIэкспертов ВОЗ определил сестринское дело как практику че­ловеческих взаимоотношений.Медицинская сестра согласно это­му ОПрС 1с гениюдолжна уметь распознать потребности больных, ко тикающие всвязи с болезнью, рассматривая больных как ин­дивидуальные личности.

В России до недавнего времени не предпринималось попыток дать четкое определение сестринского дела. Традиционно сфор­мировавшееся в прошлом представление о медицинской сестре лишь как о вспомогательном техническом помощнике врача, рабо­тающем по его указаниям и под его наблюдением, не претерпело inачительных изменений, что привело к значительному отстава­нию сферы сестринской деятельности общественного здравоохра­нения от уровня развития науки, современных медицинских тех­нологий и негативно сказалось на качестве сестринской помощи населению, статусе медицинской сестры и престиже профессии.

Понятие «сестринское дело» сравнительно недавно вошло в профессиональный язык российских медиков. Впервые это поня­тие было официально введено в 1988 г. В номенклатуре образова­ния специальностей в сфере здравоохранения место специально­сти «Медицинская сестра» заняла специальность «Сестринское дело». В связи с этим в базовую подготовку медицинских сестер вошла новая учебная дисциплина «Основы сестринского дела».

Впервые сравнила сестринское дело в России и за рубежом Г.М.Перфильева в 1994-1995 гг. Она считает, что сестринское дело - важнейшая составная часть системы здравоохранения, рас­полагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребно­стей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи. В настоящее время лидеры сестринского дела берут за аксиому положение о том, что оно отделилось от медицины как особая сфера профессиональной деятельности и базируется на собствен­ной науке. О высокой профессиональной культуре этой группы свидетельствует многоуровневое сестринское образование, науч­ные исследования в области сестринских наук, звание доктора наук у многих зарубежных медицинских сестер. Все выявленные пока­затели сестринского дела в развитых странах позволяют уверенно говорить о сформированной институциональной культуре сестрин­скою дела.

В чем же состоит отличие сестринского дела как профессии от деятельности врача? Все знания и практические действия врача направлены на определение и лечение конкретной болезни у кон­кретного человека. Большинство видов врачебной деятельности, будь то лечение, преподавание или исследовательская работа, на­правлены на различные аспекты патологических состояний кон­кретных болезней. Сестринское дело ориентировано в большей мере на человека или группу людей (семья, коллектив, общество).

К)


чем на болезнь. Оно направлено на решение проблем и нужд лю­дей, их семей и общества в целом, которые возникли и могут возникнуть в связи с изменениями в здоровье.

Таким образом, сестринское дело — это самостоятельная про­фессия, обладающая достаточным потенциалом, чтобы стать та­кой же важной, как и лечебное дело. Функции медицинской сес­тры значительно шире, чем простое выполнение указаний врача На нее возложены основные обязанности по уходу за пациента­ми: профилактика заболеваний, сохранение здоровья, реабилита­ция и облегчение страданий. Сестра должна быть прекрасным ру­ководителем (на любом уровне), обладающим задатками лидера, менеджера, педагога и психолога.

На совещании национальных представителей Международно­го совета медицинских сестер, прошедшем в 1987 г. в Новой Зе­ландии, было единогласно принято следующее определение сест­ринского дела: сестринское дело является составной частью си­стемы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреп­лению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению пси­хосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возраст­ных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где в ней есть потребность.

Миссия медицинской сестры.Миссия медицинской сестры за­ключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и груп­пам людей в достижении ими физического, умственного и соци­ального здоровья в условиях окружающей их среды.

В последнее время меняется взгляд на функции медицинской сестры. Если раньше акцент делался на уход за больными людьми, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специали­стами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреж­дении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями. В развитых странах считается предпочтительным уход за больны­ми и их лечение в условиях муниципальной (амбулаторно-поли-клинической) медицины.

Функции медицинской сестры.Функции медицинской сестры определены Европейским региональным бюро ВОЗ по сестрин­скому делу, и об этом свидетельствует международный проект Европейского регионального бюро ВОЗ — LEMON. Данный про­ект предусматривает сотрудничество разных стран (в том числе и России) в рамках вопросов сестринского дела и акушерства, пре­доставляет информацию о нуждах, достижениях и потенциаль­ных проектах в странах — членах международного сообщества.

Первой функцией является осуществление сестринского ухода, например профилактические меры, сестринские вмешательства.


связанные с реабилитацией, психологической поддержкой чело-пека или его семьи. Эта функция наиболее эффективна, если осу­ществляется в рамках сестринского процесса. Осуществление се­стринского ухода включает в себя:

• оценку потребностей человека и его семьи;

• выявление потребностей, которые могут быть наиболее эф­фективно удовлетворены благодаря сестринскому вмешатель­ству;

• определение первоочередных проблем со здоровьем, кото­рые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому вмеша­тельству;

• планирование и осуществление необходимого сестринского ухода; привлечение пациента, а при необходимости членов его семьи, друзей к уходу;

• использование принятых профессиональных стандартов.
Вторая функция — обучение пациентов и сестринского персо­
нала — включает:

• оценку знаний и навыков человека, относящихся к сохране­нию и восстановлению здоровья;

• подготовку и предоставление нужной информации на соот­ветствующем уровне;

• помощь другим медицинским сестрам, пациентам и другому персоналу в получении новых знаний и навыков.

Третья функция — исполнение медицинской сестрой зависи­мой и независимой роли в составе бригады медицинских работ­ников, обслуживающих пациента, — в России только начинает вводиться. Однако без нее сестринское дело не сможет занять долж­ного места в системе здравоохранения. Компонентом этой функ­ции является сотрудничество с пациентом, его семьей, медицин­скими работниками в планировании и организации ухода за боль­ным.

Четвертая функция — развитие сестринской практики с помо­щью исследовательской деятельности — также только начинает реал изовы ваться.

Основными целями сестринского дела являются:

• объяснение населению и администрации лечебно-профилак­тического учреждения (ЛПУ) важности и приоритетности сест­ринского дела в настоящее время;

• развитие и эффективное использование сестринского потен­циала путем расширения профессиональных обязанностей и пре­доставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребностям населения;

• обеспечение и проведение учебного процесса для подготовки высококвалифицированных медицинских сестер и менеджеров сестринского дела, а также проведение последипломной подго­товки специалистов среднего и высшего сестринского звена;


• выработка у медицинских сестер определенного стиля мыш­ления.

Сестринское дело решает следующие задачи:

1) развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;

2) консолидирование профессиональных и ведомственных уси­лий по медицинскому обслуживанию населения;

3) ведение работы по обеспечению повышения квалификации и профессиональных навыков персонала;

4) разработка и внедрение новых технологий в сфере сестрин­ской помощи;

5) осуществление консультативной сестринской помощи;

6) обеспечение высокого уровня медицинской информации:

 

7) ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;

8) проведение научно-исследовательских работ в области сест­ринского дела;

9) создание стандартов качества сестринской помощи.

Приоритетное развитие сестринского дела обеспечит качествен­но новый уровень медицинской помощи населению путем эф­фективного использования медицинских сестер, расширения их профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребности населения.

Таким образом, стратегия сестринской практики должна соот­ветствовать меняющимся потребностям системы здравоохранения; иметь научное обоснование; быть социально приемлемой; обес­печивать общедоступность медицинской помощи (особенно тем группам населения, которые испытывают наибольшую потребность в ней); предоставлять помощь в стенах лечебного учреждения, дома и на уровне семьи; гарантировать высокое качество помощи.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные требования, предъявляемые к сестринскому делу.

2. Кто впервые дал научное определение сестринского дела?

3. Как изменялась роль медицинской сестры?

 

4. Какие существуют подходы к толкованию термина «сестринское дело»?

5. В чем заключается отличие сестринского дела как профессии от деятельности врача?

6. Назовите основные функции медицинской сестры.

7. Каковы главные цели сестринского дела?

8. Какие задачи решает сестринское дело?

9. Сформулируйте стратегию сестринской практики.



ГЛАВА 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.