Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Негласный комитет и «молодые друзья» императора



 

В апреле-мае Александр собирает вокруг себя друзей юности, еще до его восшествия на престол мечтавших с ним вместе о «преобразовании» России[80]. Для выработки плана этих преобразований летом 1801 г. составляется Не­гласный комитет. В него вошли: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, АЛ. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев. Первое заседание комитета состоя­лось 24 июня 1801 г. На этом заседании было признано необходимым прежде всего узнать действительное положение дел, затем реформировать правитель­ственный механизм и, наконец, обеспечить существование и независимость обновленных государственных учреждений конституцией, созданной само­державной властью и соответствующей духу русского народа.

Обсуждая крестьянский вопрос, Комитет отверг идею немедленной отме­ны крепостного права, так как освобождение «непросвещенных» крестьян могло привести к «буйству». Обсуждались проекты общего характера: о вы­купе государством дворовых, о запрещении продавать крестьян без земли.

20 февраля 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах. Он предусмат­ривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семьями по обоюдному согласию с помещиком. Если же выкуп не будет уплачен полностью и вовремя, то крестьянин с семь­ей или целое селение возвращаются во владение помещику. Практические ре­зультаты этого указа были не велики: за 1801-1825 гг. было заключено 160 сделок, по которым выкупились на волю 47 тыс. д.м.п. крестьян.

Министерская реформа.

 

С июня 1801 г. по май 1802 г. Комитет собирался 35 раз, но в 1803 г., проведя всего 4 заседания, он был закрыт.

Реальным единственным результатом деятельности Негласного

Комитета стала разработка проекта министерской реформы.

Манифестом 8 сентября 1802 г. было введено 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, финансов, народного просве­щения, юстиции, коммерции.

Реформа Сената.

 

Одновременно с учреждением министерств была проведена и реформа Сената.

Указом 5 июня 1801 г. Александр предоставил Сенату право самому оп­ределить свое место в системе органов власти. Проекты сенатской реформы готовили П.В. Завадовский, Г.Ф. Державин, А.Р. Воронцов, П.А. Зубов, Н.С. Мордвинов и др. По их предложениям, Сенат должен был стать выс­шим административным, судебным и контролирующим органом. Будучи подчинен императору, сенат вместе с тем должен был пользоваться значи­тельной долей независимости. Вводился принцип несменяемости сенаторов (только по суду самого Сената) и безапелляционности его решений. Сенату предоставлялось право назначения на все административные должности, кроме высших должностей (министра, губернатора). На утверждение царю могли идти решения Сената, только принятые единогласно. Предлагалось также избрание части сенаторов губернскими дворянскими собраниями.

В 1802 г. был издан указ о правах Сената. Разумеется, большинство пред­ложений «сенатской партии» было отвергнуто. Тем не менее, Сенат признавал­ся верховным органом в империи — средоточием административной, судебной и контролирующей власти. Он получал право делать представления царю на противоречия в законах; устанавливалась отчетность министров перед Сена­том. Сенаторы лишь однажды попытались воспользоваться своим правом и сделать представление царю по поводу указа о 12-летней службе дворян, не достигших офицерского чина. По мнению Сената, этот указ противоречил Жа­лованной грамоте дворянству. Но сенаторы получили в ответ довольно резкое «разъяснение», что Сенат может делать представления только по поводу ранее изданных указов, а не настоящих и будущих. Что касается контроля за деятель­ностью министерств, то реальных возможностей для проверки министерских отчетов у Сената не было, и практического значения такая проверка не могла иметь, так как министры подчинялись непосредственно императору.

Александр I, по случаю восхождения на престол, обещал в манифесте установить законность в управлении и справедливость в суде. Этим он по­пытался решить вопрос, поставленный Екатериной II — выработать новое законодательство. 5 июня 1801 г. «под собственным ведением» императора и под непосредственным руководством П.В. Завадовского учреждена была «Комиссия о составлении законов» (она проработает 25 лет, но так и не добьется конкретных результатов.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.