Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Участие России в Семилетней войне



 

В 1756 г. началась так называемая Семилетняя война, деятельное уча­стие в которой приняла Россия.

Летом 1756 г. Фридрих II заставил капитулировать Саксонию. В 1757 г. он нанес поражение австрийским и французским войскам. Казалось бы си­туация для Пруссии складывалась чрезвычайно благоприятно. Однако со вступлением в войну России положение резко изменилось. И это не смотря на то, что в Петербурге в самом скором времени ожидали кончины импе­ратрицы Елизаветы Петровны, наследовать которой должен был Петр III, известный своими пропрусскими настроениями. Именно поэтому, одержи­вая одну победу за другой[63], командующие всячески сдерживали наступа­тельный порыв русских войск. Однако императрица все никак не умирала, и командующие один за другим отстранялись от должности[64]. К 1760 г. по­ражение Пруссии стало очевидно. Франция первая предложила начать мир­ные переговоры. Государства-победители выдвинули свои территориальные претензии: Австрия претендовала на Силезию, Россия — на Восточную Пруссию, которую собиралась передать Польше. Между тем, в 1761 г. скончалась Елизавета Петровна. Ей наследовал Петр III, резко изменивший внешнеполитический курс России: союз с Австрией был разорван; Пруссии возвращены все отвоеванные у нее земли и 24 апреля 1762 г. заключен рус­ско-прусский союзный договор. Мало того, Петр III собирался выделить в помощь Фридриху II солдат для войны против прежних союзников, и толь­ко приход к власти Екатерины II помешал его замыслам.

В царствование Екатерины II три вопроса определяли направленность всей внешней политики России: польский, турецкий и, наконец, с начала 1790-х гг. — французский. Решая эти вопросы, Россия постоянно была вынуждена маневриро­вать между австрийскими и прусскими интересами. Борьба с Османской импери­ей необходимо сближала ее с австрийцами; стремление поддерживать свое влия­ние в Польше приводило к усилению пропрусской ориентации.

Внешнеполитический курс Н.И. Панина.

 

Главой внешнеполитического ведомства при Екатерине II стал Н.И. Панин, сменивший на этом посту М.И. Воронцова. Внешнеполитическая программа Н.И. Панина заключалась в создании так называемой «Северной системы» - союза России, Пруссии, Англии, Дании, Польши и Швеции, на­правленного против Франции и Австрии. На протяжении 1760-х— 1770-х гг. российская внешняя политика придерживалась именно этого курса.

Придя к власти, Екатерина II, к немалому разочарованию Австрии, при­знала мирный договор, заключенный Петром III с Пруссией. Между тем, с внешнеполитической точки зрения такой шаг был вполне объясним — в Польше со дня на день ожидали смерти престарелого Августа III.

Война с Турцией 1768-1774 г.

Первый раздел Польши.

 

В 1764 г. в Санкт-Петербурге Россия и Пруссия подписали союзный дого­вор и Секретную конвенцию, в соответствии с которыми гарантировали евро­пейские владения друг друга; обязались оказывать военную помощь в случае нападения на одну из сторон; выступили гарантами сохранения права «liberum veto» в Речи Посполитой, а также обязались бороться за уравнение прав право­славных и протестантов («диссидентов») с католиками на территории послед­ней. Однако цели, которые преследовали союзники, подписывая это соглаше­ние, существенно отличались друг от друга. Для России было важно сохранить свое господствующее влияние в Польше. Что же касается Пруссии, то она из­начально имела в виду возможность ее территориального раздела.

Опять же в русле Панинской внешнеполитической программы в 1765 и 1766 гг. были заключены соответственно — союзный договор с Данией и торговое соглашение с Англией.

В 1764 г: после кончины Августа III польским королем стал ставленник России Станислав Понятовский. В 1768 г. он, удовлетворяя интересы протежи­ровавшей ему России, разрешил православным и протестантам занимать все должности наравне с католиками. Недовольные этим решением шляхтичи об­разовали Барскую конфедерацию, которая вступила в вооруженные столкнове­ния с русскими войсками, расквартированными в Польше. Османская империя, выражавшая постоянную заинтересованность в польских делах, испытывая к тому же давление со стороны французской дипломатии, подстрекавшей ее к решительным действиям в пользу Барской конфедерации, потребовала вывода русских войск с территории Речи Посполитой, а заодно и отказа от покрови­тельства диссидентам. 25 ноября 1768 г. она объявила войну России.

Военные действия начались в 1769 г. Они велись на территории Молда­вии, Валахии и на Азовском побережье.

В 1770 г. русская армия (ком. П.А. Румянцев) одержала победу над объ­единенными силами турецких и татарских войск при речках Ларга и Кагул (притоки р. Прут) и вышла к Дунаю. Русский флот (ком. А.Г. Орлов, адми­ралы Г.А. Спиридонов и И.С. Грейг) из Петербурга через Гибралтар вошел в Средиземное море и в битве 25-26 июня 1770 г. полностью уничтожил ту­рецкую эскадру в Чесменской бухте (у берегов Малой Азии), блокировав турецкий флот в Черном море (А.Г. Орлов в награду стал именоваться А.Г. Орловым-Чесменским).

В 1771 г. русские войска взяли Крым (ком. рус. армией кн. В.М. Долгоруков, которому в награду была дана фамилия Долгоруков-Крымский).

В этой сложной ситуации Турцию поддержали Австрия (заключила с Турцией союзный договор, обещая всеми средствами (в т.ч. и военными) добиться возвращения османам всех территорий, занятых русскими), Англия (отозвала своих офицеров из русского флота) и Франция (обещала про­дать Турции корабли для восстановления флота, уничтоженного в Чесме).

В создавшемся положении от российской дипломатии требовалось во что бы то ни стало расколоть блок государств, под предлогом защиты Османской импе­рии выступающих с явно агрессивными планами, направленными против России. Не менее важно было сохранить союзнические отношения с Пруссией. В против­ном случае, Россия рисковала оказаться в политической изоляции, что в условиях продолжавшейся русско-турецкой войны грозило самыми печальными последст­виями, — вплоть до угрозы военного союза Османской империи с заинтересо­ванными сторонами. Единственная возможность разом решить обе проблемы за­ключалась в согласии на раздел Речи Посполитой, план которого, начиная с 1768 г. не раз предлагали Екатерине II Австрия и Пруссия. В 1770 г., воспользо­вавшись русско-турецкой войной, они оккупировали часть польской территории. Таким образом, сохранение status quo в польском вопросе былоуже и невозмож­но, и бессмысленно. В 1772 г. была подписана конвенция, юридически оформив­шая первый раздел Речи Посполитой: к Австрии отходила Галиция, к Пруссии — Поморье и часть Великой Польши, к России — часть Восточной Белоруссии.

27 июля 1772 г. в Фокшанах начались мирные переговоры с Османской империей. Русскую сторону представляли A.M. Обресков и Г.Г. Орлов. Од­нако из-за разногласий по вопросу о судьбах Крыма, которому Турция не хотела предоставлять независимость, военные действия возобновились[65].

В 1774 г. русские войска перешли Дунай. Победа русских войск (коман­дующий А.В. Суворов) над армией великого визиря у деревни Козлуджа от­крыла основным силам во главе с П.А. Румянцевым путь на Стамбул. Турция запросила мира. (Позже в награду П.А.Румянцев стал именоваться Румянцев-Задунайский).

10 июля 1774 г. между Россией и Османской империей был заключен Кючук-Кайнарджийский мир (по названию Болгарской деревни; с русской стороны переговоры вел Н.В. Репнин, ориентируясь при этом на условия. выработанные еще в 1772 г. A.M. Обресковым): Россия получала выход к Черному морю, Новороссию (Степное Причерноморье юг Украины), Ени-кале, Кинбурн, Керчь, Кубань, Кабарду, право иметь свой флот на Черном море и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы; Крымское хан­ство становилось независимым от Турции; Турция была обязана выплатить контрибуцию (4 миллиона рублей); Россия получила право выступать в ка­честве защитника христианских народов Османской империи (непосредст­венным результатом принятия этого пункта стал рост национально-освободительной борьбы, установление автономии Молдавии и Валахии, которые фактически находились под протекторатом России).

Значение Кючук-Кайнарджийского договора не исчерпывается одними территориальными приобретениями и завоеванием выхода к Черному мо­рю; по мнению ряда историков именно с этого момента в международных дипломатических отношениях появляется так называемый «Восточный во­прос», и именно в 1774 г. в основном формируется российская программа взаимоотношений с народами юго-восточной Европы,

Что же касается Османской империи, то основной целью ее внешней по­литики на долгие годы становится возвращение Крыма.

В 1775 г. Турция провозгласила крымским ханом своего ставленника Девлет-Гирея. В ответ на это Россия ввела в Крым свои войска и ханом был провозгла­шен русский ставленник Шагин-гирей. Тогда Турция организовала восстание, однако Девлет-Гирей потерпел поражение. (За операцию по присоединению Крыма Г.А. Потемкин стал именоваться князь Потемкин-Таврический).

В конце концов, 8 апреля 1783 г. был обнародован указ Екатерины II о вклю­чении Крыма в состав России. В 1784 г. Турция официально признала это при­соединение, однако напряженность во взаимоотношениях двух стран сохраня­лась. Подписанный в 1783 г. Георгиевский трактат — договор грузинского царя Иераклия II с Россией о протекторате России над Восточной Грузией, — только усилил порожденную условиями Кючук-Кайнарджийского мира конфронтацию.

«Греческий проект».

 

 

Между тем Екатерина II, в свою очередь не удовлетворенная мирным дого­вором с Портой, вынашивала собственный план решения турецкого вопроса — так называемый «Греческий проект» (идею этого проекта приписывают I Г.А. Потемкину), предусматривавший изгнание Османской империи из Европы путем создания из ее европейских владений (Бессарабия, Молдавия, Валахия) буферного государства Дакия во главе с внуком Екатерины Константином. Та­ким образом, Австрия, Россия и Османская империя были бы лишены общих границ. Желание на практике реализовать свой проект заставило Екатерину пе ресмотреть приоритеты, существующие в российской внешней политике: Рос­сия стала постепенно удаляться от Пруссии, все больше сближаясь при этом с Австрией. Выступление в качестве посредницы и гаранта подписываемых до кументов на Тешенском конгрессе в 1779 г., когда в австро-прусской войне за баварское наследство Россия решительно приняла сторону Пруссии, было, по­жалуй, кульминационной точкой русско-прусского сближения. С 1781 г. про­исходит смена союзников. Показательно, что в 1781 же году в бессрочный от­пуск отправляется Н.И. Панин.

Австрия поддержала «Греческий проект», однако сразу же выдвинула собственные территориальные претензии к Османской империи, которые, в конечном счете, похоронили всю идею.

Война с Турцией 1787 - 1791 гг.

 

В 1787 г. Екатерина II и австрийский император Иосиф II предприняли совместную поездку в Крым. Турция восприняла это как политическую де­монстрацию и предъявила России ультиматум с требованием аннуляции Георгиевского трактата, признания грузинского царя вассалом Османской империи, допуска османских консулов в Крым и одновременного отзыва воинственно настроенных русских консулов из Ясс и Бухареста.

Летом 1787, не дождавшись ответа на предъявленный ультиматум, Тур­ция объявила войну России.

Военные действия открылись в 1787 г. нападением турецких войск на Кинбурн, где они потерпели сокрушительное поражение (ком. рус. войска­ми А.В. Суворов).

Европейские державы в очередной раз заняли по отношению к России враждебную позицию: Англия, раздраженная на Россию за провозглашение политики вооруженного нейтралитета[66], запретила заходить в свои порты русской эскадре, которая готовилась к выходу из Балтийского в Средизем­ное море, и вербовать английских офицеров на службу в русский флот. Со­вместными действиями с Пруссией она подтолкнула Швецию к войне с Россией. Со стороны Швеции это была уже вторая попытка (первая — в 1741-1743 гг.) пересмотреть Ништадтский мир. Густав III воспользовался шведско-турецким договором 1739 г. о взаимопомощи и предъявил России требование отказаться от принадлежащих ей частей Финляндии и Карелии в пользу Швеции, а также вернуть Турции Крым. Это было равнозначно объявлению войны. Россия оказалась вынуждена воевать на два фронта. В ре­зультате, не смотря на морские победы[67] и успешное наступление русских войск в Финляндии в 1789 г., начиная с 1790 г. шведы постепенно перехва­тывают инициативу[68]. Становится все более очевидно, что Россия попала в критическую ситуацию, выходом из которой может стать только заключе­ние мирного договора со Швецией. Тем более что и сама Швеция, перед на­чалом компании рассчитывавшая на быструю победу, была утомлена вой­ной и согласна на сохранение status quo в отношениях с Россией. В 1790 г. в финской дер. Вереле был заключен мирный договор, восстанавливающий довоенные границы, однако согласно этому договору Россия должна была отказаться от вмешательства во внутренние дела Швеции и не поддержи­вать русскую партию в среде оппозиционной королю аристократии.

Гораздо успешнее развивались события на южном театре военных дей­ствий, хотя и здесь русско-шведская война в некоторой степени осложнила общую ситуацию — в частности, была сорвана планируемая переброска Балтийского флота в Средиземное море, а соответственно, заброшен свя­занный с ней план организации широкомасштабного антитурецкого восста­ния славянских народов.

В 1788 г. на Днепровско-Бугском лимане (июнь) и у о. Фидониси (3 ию­ля) русский Черноморский флот разгромил османов, лишив их возможности с моря помогать осажденному Очакову, взятому в декабре того же 1788 г. (ком. Г.А. Потемкин).

21 июля 1789 г. при Фокшанах и в сентябре 1789 г. у р. Рымник русские и австрийские войска под ком. А.В. Суворова обратили в бегство многократно превосходящего их по численности противника. (За это дело Суворов полу­чил графский титул и стал именоваться граф Суворов-Рымникский).

11 декабря 1790 г. русские войска одержали решающую победу — был взят Измаил — цитадель владычества Турции на Дунае (ком. А.В. Суворов)[69]. Порта стала заговаривать о мире. Теряла интерес к этой войне и Австрия. Но­вый австрийский император Леопольд II — преемник Иосифа II — основное внимание сосредоточил на европейских делах, вынашивая идею создания коалиции из Австрии, Пруссии, Англии и России против революционной Франции. Восточный вопрос на время потерял свою актуальность и отошел на второй план. Однако почти целый год война еще продолжалась.

31 июля 1791 г. у мыса Калиакрия (близ болгарского г. Варна) был уничто­жен турецкий флот (ком. рус. флотом — Ф.Ф. Ушаков) Порта запросила мира.

29 декабря 1791 г. в Яссах состоялось подписание мирного договора, со­гласно которому: Османская империя отказывалась от своих претензий на Крым; границей между Турцией и Россией становилась р. Днестр; к России отходила территория между реками Буг и Днестр; Турция признавала Рос­сийское покровительство Восточной Грузии (Георгиевский трактат). Оче­видно, что результаты этой войны не соответствовали ни военным успехам России, ни понесенным ею потерям, однако в связи с изменением междуна­родной конъюнктуры, вызванным событиями во Франции, чтобы не остать­ся в изоляции, Россия вынуждена была форсировать переговоры.

Впрочем, по окончании войны не французский, а польский вопрос ока­зался в центре внимания российских политиков.

Второй раздел Польши.

 

Во второй половине XVIII в. Речь Посполитая переживала перманент­ный политический и социально-экономический кризис: разорение крестьян­ских хозяйств, национальный и социальный гнет[70], слабость центральной власти[71] — все это расшатывало и без того слабую польскую государствен­ность, подрывало ее международное положение, ставя в зависимость от хищнических стремлений соседних держав.

3 мая 1791 г. в Польше была принята конституция, которая отменила выборность короля, право либерум-вето, запретила организацию сепарати­стских конфедераций, упразднила деление на королевство Польшу и Вели­кое Княжество Литовское и провозгласила единую Польшу. Наряду с при­нятой конституцией был осуществлен целый ряд реформ, которые по мысли патриотов должны были укрепить польское государство, а в случае надоб­ности защитить его: усилена польская армия; в сейм допущено третье со­словие; введена свобода вероисповедания.

Конечно, ни Россия, ни Пруссия, ни Австрия не были заинтересованы в политическом и экономическом возрождении Польши. Необходим был только повод для вмешательства во внутренние дела этой пока еще суве­ренной страны.

Таким поводом стало обращение к правительствам России и Пруссии конфедерации польских магнатов, созданной в 1792 г. в Торговицах.

Был и другой формальный повод для вмешательства — Польше не раз­решалось изменять конституцию и отменять право либерум-вето.

В Польшу были введены русские и прусские войска, восстановлены ста­рые порядки.

В январе 1793 г. Россия и Пруссия заключили двусторонний договор, оформивший второй раздел Польши: Россия получала Центральную Белоруссию с Минском (образована Минская губерния) и Правобережную Украину; Пруссия — Гданьск, Торунь, Познань и часть земель по рp. Варта и Висла.

Второй раздел Речи Посполитой привел к взрыву национально-освободительной борьбы: в марте 1794 г. в Кракове, а в апреле того же года— в Великом княжестве Литовском началось восстание, во главе которого встал участник войны за независимость Северо-Американских колоний, генерал Та­деуш Костюшко. Однако отсутствие четко выраженной программы, незаинте­ресованность в исходе борьбы основной массы польского населения — кресть­янства[72], а также очевидное превосходство регулярных войск, возглавленных талантливейшим полководцем второй половины XVIII в. — А.В. Суворовым, привели к тому; что уже осенью 1794 г. восстание было подавлено[73].

В октябре 1795 г. состоялся третий раздел Польши: Пруссия получила Центральную Польшу с Варшавой; Австрия — Южную Польшу с Любли­ном; Россия — Литву, Курляндию, Западную Волынь и Западную Белорус­сию. Государство Речь Посполитая перестало существовать. Польский ко­роль отрекся от престола и переехал в Россию (умер в 1798 г).

На землях, вошедших в состав Российской империи, было сохранено польско-литовское феодальное землевладение, — шляхта получила права и привелегии русского дворянства; провозглашена свобода вероисповедания, сохранявшая на территории Речи Посполитой католичество и одновременно способствовавшая возрождению православия.

Окончание войны с Турцией и решение польского вопроса позволили Ека­терине II переориентировать российскую внешнюю политику на запад, где ре­волюционная Франция[74] одна противостояла всей монархической Европе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.