Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль фруктозы в появлении ожирения



В то время, как для обыкновенного человека, разговаривающего на английском, японском или венгерском языках, слово «фруктоза» не говорит ничего, для нас, украинцев и россиян, это слово ассоциируется с фруктами и непременно принимает привлекательную окраску в нашем воображении. Промышленность, занимающаяся производством сладостей, особенно выпечкой и сладкими напитками, спекулирует на этом впечатлении, убеждая, что фруктоза — это что-то необыкновенно полезное, укрепляющее наше здоровье и что фруктозу можно употреблять без каких-либо опасений и ограничений. И большинство совершенно не чувствует необходимости искать подтверждение этому мнению.

Углеводы или сахар являются самым важным источником энергии для жителей всей планеты. Они в больших количествах находятся в продуктах растительного происхождения. Название «глюциды, углеводы» происходит от греческого слова glichis, что означает «сладко». Большинство веществ, принадлежащих к этому классу, имеет сладкий вкус, либо потому что содержит в себе сладкие вещества, либо образует их при гидролизе. Большинство углеводов содержит водород и кислород в пропорциях, похожих на воду, и поэтому они называются «углеводы». Но название «углеводы» не является собственным именем этих веществ: не все вещества, содержащие водород и кислород в пропорции, равной воде, являются углеводами, например, уксусная или молочная кислота. В 1927 году Интернациональная Комиссия по Реформированию Химической Номенклатуры заменила слово «углеводы» (гидраты углерода) на слово «глюциды» (glucide), но это изменение не было принято англосаксонской литературой.

Углеводы — это целые кладовые солнечной энергии, которые поддерживают жизнь на всей планете. Они формируются в процессе фотосинтеза, во время которого вода, двуокись углерода и зеленый пигмент, называемый хлорофиллом, объединяются для того, чтобы преобразовать солнечную энергию. В результате получается молекула с шестью атомами углерода, которая и знакома нам под названием глюкоза. При изменении молекулы глюкозы растения производят и другие виды сахаров: фруктозу и галактозу. Сахар, которым мы пользуемся во время приготовления еды (сахароза), состоит из молекул глюкозы и фруктозы. Когда связываются от трех до девяти молекул глюкозы, то мы говорим об олигосахаридах, которыми являются рафиноза и стакиоза. Когда связываются десятки, сотни или тысячи молекул глюкозы, то мы говорим о полисахаридах, примером которых является крахмал. Еще существуют и некрахмальные полисахариды, известные нам под названием клетчатка, а именно: целлюлоза, гемицеллюлоза и пектин.

Углеводы — это поставщики энергии, необходимой нашему телу. Другими возможными источниками энергии могут быть белки, жиры и алкоголь. Для того чтобы организм мог их использовать как ресурс энергии, белки должны пройти предварительную обработку в почках и печени. Жиры напрямую могут быть использованы как горючее, но они не подходят для питания мозга и нервной системы. А алкоголь нельзя считать подходящим источником энергии, поскольку он токсичен для нашего организма.

Фруктоза — это моносахарид, который можно найти в природе вместе с глюкозой. Будучи более сладкой, чем глюкоза, фруктоза часто используется для подслащивания продуктов питания (сухие завтраки, выпечка долгого хранения, десерты, приготовленные фабрично, сладкие напитки, желе, мармелад, конфеты и «диетические» продукты для диабетиков). В производстве используется и фруктоза, как таковая, и кукурузный сироп, в котором содержится 60—90% фруктозы.

Метаболизм фруктозы в печени отличается от метаболизма глюкозы. Энзим фруктокиназа фосфорилирует фруктозу в фруктозо-1-фосфат. Деятельность этого энзима не зависит от инсулина, как в случае с гексокиназой, которая катализирует фосфорилирование глюкозы. Относительная скорость абсорбции из кишечника у фруктозы меньше, чем у глюкозы, что способствует установлению низкого уровня гликемии. Кроме того, фруктоза стимулирует абсорбцию железа в кишечнике. Как раз потому, что метаболизм фруктозы не требовал присутствия инсулина, в прошлом ее часто рекомендовали всем, а также диабетикам. Но это мнение необходимо пересматривать!

Имеет ли фруктоза хоть какое-то отношение к появлению ожирения и синдрома устойчивости к инсулину? В Соединенных Штатах употребление фруктозы в 1997 году было 81 грамм/день на одного жителя. И там же, в Соединенных Штатах, с 1965 по 1996 годы употребление сладких напитков подростками выросло на 287% среди мальчиков и на 224% — среди девочек.

В то время, как внимание большинства населения направлено на решение проблемы серьезного (смертельного) ожирения, мимо их внимания проходит тот факт, что у большинства населения есть лишние килограммы. И аномалии, вызванные этими лишними килограммами, влияют на появление метаболических хронических отклонений, представленных синдромом устойчивости к инсулину, характеризуемого гиперинсулинемией, дислипидемией с высоким уровнем триглицеридов, повышенным артериальным давлением, снижением количества липопротеинов высокой плотности (HDL), ростом количества мочевой кислоты, наличием маленьких, плотных частиц липопротеинов низкой плотности (LDL) и ожирением центрального характера. В индустриальных странах устойчивость к инсулину встречается у 25% людей среднего возраста, и исследователи уверены в том, что увеличенное потребление жиров, находящихся в молочных продуктах, яйцах и молоке, приводит к увеличению веса, развитию устойчивости к инсулину и гиперлипидемии.

В конце 2002 года Шерон Эллиот (Sharon S. Elliott) и его сотрудники из Калифорнийского университета и университета Пенсильвании опубликовали обширную статью в журнале American Journal of Clinical Nutrition 2002; 76:911-922, в которой показали, что потребление большого количества фруктозы увеличивает количество триглицеридов в крови и способствует формированию адипозной ткани в размерах больших, нежели это делает глюкоза. Фруктоза также вызывает устойчивость к инсулину, неприятию глюкозы и увеличивает общее количество холестерина в крови и особенно количество липопротеинов низкой плотности (LDL), которые ассоциируются с «плохим» холестерином.

Принято считать, что в индустриальных странах среднее употребление фруктозы на одного человека составляет 80 г/день (что равно около 320 калорий). Если добавить еще 15-16 г/день фруктозы, потребляемой вместе с продуктами питания, то получим в общей сложности 96 г/день фруктозы. А вот только одна порция сладкого (350 мл) напитка содержит в себе 50 г фруктозы, т.е. 200 калорий. Это больше, чем 10% всей необходимой энергии для женщины среднего телосложения с нормальным весом. При этом не учтены другие пищевые источники фруктозы.

Употребление фруктозы, получаемой из сладких напитков или меда, в больших количествах увеличивает выработку триглицеридов печенью. На формирование жиров в человеческом организме фруктоза оказывает влияние большее, чем глюкоза. Этот эффект усиливается у людей, страдающих ожирением, с повышенным содержанием триглицеридов, имеющих устойчивость к инсулину или диабет 2-го типа. Если добавить еще и тот факт, что фруктоза не способствует выработке инсулина и лептина, гормонов, принимающих участие в энергетическом гомеостазе (то есть поддержании физиологического равновесия), тогда мы сможем понять, что потребление большого количества фруктозы через определенное время может оказывать негативное влияние на регулирование поступления энергии и адипозную ткань организма.

Известно, что сигналы, посылаемые инсулином в нервные центры, способствуют снижению количества потребляемых продуктов питания. Но потому, что инсулин стимулирует синтез жиров и способствует отложению жировой ткани, широко распространено мнение, что инсулин несет ответственность за набирание веса и ожирение. Это ошибочное мнение способствовало тому, что людям, желающим похудеть, стали рекомендовать отказаться от потребления продуктов, способствующих секреции инсулина, т.е. углеводов. Но те, кто давал подобные советы, не различают нормальную реакцию инсулина на поступление продуктов (при котором концентрация инсулина растет, когда поступили продукты питания, и быстро возвращается к нормальным показателям) и хроническую гиперинсулинемию, которая возникает благодаря адаптации бета-клеток поджелудочной железы к устойчивости к инсулину. Если происходит повышение уровня инсулина в ответ на поступление продуктов питания, то это не приводит к увеличению веса или ожирению.

Продукты питания, богатые углеводами, например, неочищенные зерновые, наряду с началом секреции инсулина стимулируют производство лептина и снижают уровень желудочного гормона грелина, который увеличивает аппетит. Инсулин и лептин воздействуют на центральную нервную систему, способствуя снижению количества потребляемых продуктов, а снижение грелина будет давать такой же результат. Наоборот, употребление фруктозы совсем немного увеличивает секрецию инсулина, не увеличивает количество лептина в крови и не снижает уровень гормона грелина, что способствует получению большего количества энергии, а значит и набиранию лишних килограммов, ожирению и метаболическим отклонениям.

Исследования, проведенные на грызунах, показали, что фруктоза способствует росту концентрации жиров в крови, т.е. вызывает гиперлипидемию. У людей, которые потребляют нормальное количество калорий из глюкозы, формируется небольшое количество жиров в организме. А вот после употребления фруктозы, наоборот, синтез жиров увеличивается в 3—15 раз. Считается, что фруктоза является именно тем компонентом, который несет ответственность за все влияние этого дисахарида (сахарозы) на триглицериды.

Многочисленные исследования показывают, что фруктоза увеличивает артериальное давление. Еще не совсем ясно, каким именно образом происходит изменение артериального давления под воздействием фруктозы, но в этом задействована мочевая кислота, гиперинсулинемия, формирование альдегидов и изменение реактивности сосудов.

В прошлом фруктозу считали самым лучшим лекарством при заболевании диабетом и устойчивости к инсулину, потому что она меньше, чем глюкоза и сложные углеводы, увеличивает гликемию и инсулинемию. Но сегодня уже известно, что потребление фруктозы приводит к меньшей выработке инсулина и лептина, что, в свою очередь, способствует уменьшению сигналов, направляемых нервной системой для поддержания энергетического гомеостаза и предотвращения ожирения, которые осуществляются с помощью этих двух гормонов.

В упомянутой публикации авторы рекомендуют употребление углеводов в форме крахмалов и ограничение потребления фруктозы, не считая только того количества, которое находиться во фруктах. Этот совет особо важен для тех людей, у кого повышено количество жиров в крови.

Желание сладкого нужно удовлетворять не с помощью сладких напитков, выпечки и шоколада, а фруктами, потому что в них фруктоза находится в приемлемых количествах и сопровождается достаточным количеством клетчатки, микроэлементов и антиоксидантов.

Источник: - К.: Джерело життя, 2006, 60с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.