Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗАЧЕМ НУЖНА НАУКА МИРУ И РОССИИ



Проф. Ю.Н. Ефремов

Гос. Астрономический инcтитут им. Штернберга, МГУ

 

По данным разных опросов, только 7-14% опрошенных в России считают, что надо поддерживать фундаментальную науку. Спад интереса к этой области культуры наблюдается и во всем мире. Противостоять этой тенденции - это значит бороться за надежду на наличие у человечества будущего. В перенаселенном мире, при наличии запасов ядерного, химического, бактериологического оружия, движение (не только населения и литераторов, но и политического руководства) к невежеству, к господству мистики, лженауки и слепых верований смертельно опасно. Застой в науке неминуемо приведет сначала к застою, а потом регрессу технологии, и в конце концов к массовому голоду и болезням, если не к более быстрому самоуничтожению. Падение авторитета науки неизбежно ведет к тому, что с ее заключениями и предсказаниями перестают считаться политики. Астрологи уже консультируют и президентов, и министров обороны...

 

* * *

Развитие науки отвечает не только насущным, но и духовным потребностям человечества. Если решены проблемы повседневного существования, встает вопрос - зачем мы живем, откуда появились, куда идем... Наука последовательно открывает все более приближающуюся к истинной картину мира (каждый шаг подтверждается практикой и множеством независимых друг от друга научных результатов) и на повестке дня стоит ныне включение в нее человека и человеческого разума, поиски во Вселенной братьев по разуму. Наша способность понять мир вызывает, конечно, непреходящее удивление; веру в рациональную природу реальности Эйнштейн называл космическим религиозным чувством. Но мы - дети нашей собственной Вселенной и наш мыслительный аппарат и создаваемые им понятия адекватны устройству нашего мира. Наша миссия в мире - познание его.

 

Мы знаем ныне, где проходит граница непознанного. Весьма важно в этом отношении мнение Ж.Леметра, католического аббата и одного из создателей космологии как науки, президента Папской Академии наук. Он писал около 40 лет назад: "Научный прогресс - это открытие все более всеобъемлющей простоты.

 

Предыдущий успех дает нам уверенность в будущем науки: мы все более и более осознаем тот факт, что вселенная познаваема... Вселенная - не за пределами человеческих возможностей... Вселенная не слишком велика для человека; она не превосходит ни возможностей человека, ни способностей человеческого духа".

 

* * *

можно спросить, нельзя ли при нынешнем катастрофическом состоянии экономики отложить заботу о науке, заимствуя знания на Западе и на Востоке. Действительно, Япония долгое время шла по пути использования результатов зарубежной науки, - но ныне фундаментальная наука там ускоренно развивается. На наш взгляд, можно отложить осуществление самых дорогостоящих проектов, но потеря "личного состава" свыше уже близкого предела приведет к практически необратимому исчезновению отечественной науки. Иногда говорят, что опасность этого преувеличена, что имеется много результатов мирового класса. Это верно, ученые, получающие гранты, особенно из-за рубежа, еще могут хорошо работать, но уже сейчас это пожилые люди и иногда аспиранты. Молодежь уходит из отечественной науки, в коммерцию или за рубеж. Надо иметь сверхсильную любовь к науке или же помощь родственников, чтобы оставаться в ней.

 

Надо прежде всего сохранить кадры, восстановить исчезающую на глазах преемственность поколений и поддерживать возможность доступа к научной информации (который все время под угрозой из-за недостаточного финансирования), чтобы сохранить возможность восстановить фундаментальную науку собственными силами. Чужими будет намного дороже.

 

Пропаганда значимости науки для значительной части населения останется не воспринятой по очень простой причине - народ судит о престижности занятий по получаемой зарплате. Если ты такой умный, почему такой бедный... Совсем немного надо денег, чтобы молодежь знала, что способный и трудолюбивый человек, занимающийся наукой, получит со временем достойную зарплату.

 

Все усилия и все проекты будут обречены на неудачу, если в новом поколении окончательно заглохнет интерес к науке. Исчезают не только учебники, но и научно-популярная литература, которую не могут заменить красочные и дорогостоящие энциклопедии. Эмоциональную тягу к знаниям, к исследованиям легче всего заронить в юности, и она сохраняется тогда на всю жизнь, поддерживая человека и в самых трудных обстоятельствах. Поддержка изданий научно-популярных книг и журналов, популяризация науки в средствах массовой информации в перспективе может оказаться тем недорогим, но критически важным воздействием на ход событий, которое спасет страну от деградации.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.