Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изобразительное искусство



 

В живописи рубежа XVI-XVII вв. сложились два художественных направ­ления: Годуновская школа и Строгановская школа. Большинство произведений первого направления исполнялось по заказу Бориса Годунова. Для них харак­терны следование монументальным образам Рублева и Дионисия, архаичность и эклектичность. Строгановская школа также получила свое название по имени заказчиков. Художники этого направления — Прокопий Чирин, Никита, Наза-рий, Федор и Истома Савины. Строгановская икона — небольшой по размерам молельный образ, драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусст­ва; характерная особенность — очень мелкое письмо, изощренность рисунка, богатство орнаментации, обилие золота и серебра.

Середина XVII в. — время борьбы двух различных эстетических воззре­ний. Выразителем одного из них стал Симон Ушаков. Свои взгляды на ико-нопйсание он выразил в сочинении «Слово к люботщательному иконного писания». Для него характерен фактический разрыв с древнерусской иконо­писной традицией, основное внимание направлено на художественную, эс­тетическую сторону работы. Наиболее известные иконы С.Ушакова — «Спас Нерукотворный», «Троица». Выразителем противоположных взгля­дов, защитником старой традиции стал протопоп Аввакум.

Происходят значительные изменения и во фресковой .живописи. Изо­бражения мельчают, с большим трудом читаются на расстоянии, жанровые сценки переплетаются с затейливым орнаментом. Отличительная черта — декоративизм, праздничность, постоянный интерес к человеку в его повсе­дневной жизни, акцент в сюжетах Священного писания на красоте природы, труде человека. Примеры фресковой живописи этого периода — Ярослав­ские фрески Гурия Никитина, Силы Савина, Дмитрия Григорьева-Плеханова; фрески церкви Троицы в Никитниках в Москве.

Светские росписи известны только по свидетельствам современников: Коломенский дворец, Грановитая палата (С. Ушаков, дьяк Клементьев).

В конце века появляются Парсуны (сохранились, например, парсуны, изображающие Скопина-Шуйского, Федора Иоанновича, Ивана IV). Это попытка портретного изображения приемами иконописи.

Церковный раскол.

 

Различные подходы к иконописи и церковной архитектуре явились от­ражением сложных процессов, происходивших внутри церкви. С одной сто­роны, государство стремилось уменьшить еще сохраняющуюся самостоя­тельность церкви и ограничить церковное землевладение. С другой стороны, внутри самой церкви возник определенный конфликт.

Существовали большие разногласия в церковных книгах, составе святых и порядке богослужения[31].

Не хватало грамотных церковнослужителей, к тому же их не слишком вы­соконравственное поведение стало постоянным предметом сатиры XVII в. Не­довольство церковью со стороны прихожан росло, появлялись «беспоповские» ереси; челобитные, подаваемые на имя царя, свидетельствуют о многочислен­ных столкновениях (драки, избиения и т.д.) между священнослужителями и па­ствой. Сельское духовенство, испытывающее притеснения от церковных ие­рархов, нередко оказывалось тут солидарно с крестьянством не только в настроениях, но и в тактике. Иного рода оппозиция нарастала среди городского духовенства — оно пыталось бороться с архиерейским гнетом не «боем», а об­личениями. В среде городского духовенства образовались в середине XVII в. кружки «ревнителей благочестия», которые боролись за очищение церкви «от скверны». Влиятельнее всех был московский кружок, организованный царским духовником протопопом Стефаном Вонифатьевым. К нему примкнули буду­щий патриарх Никон (в тот момент — архимандрит Новоспасского монастыря), И.Неронов, Ф. Ртищев, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и др. Сбли­зившись с молодым царем Алексеем Михайловичем, они убедили его в необхо­димости церковных преобразований — было издано несколько указов, исправ­ляющих порядок церковной службы (например, многогласие заменялось на единогласие), но провести эти реформы в масштабах всей страны не удалось.

В 1652 г. Никон становится патриархом и предпринимает реальные шаги к реформированию церкви. К этому моменту его взгляды претерпели некоторое изменение. «Ревнители благочестия» желали по возможности вернуться к старой русской традиции. Усиление же церковно-политических связей с южнославян­скими странами, укрепление престижа русской православной церкви требовали унификации обрядов по единым греческим образцам. Для перевода церковных книг и унификации обрядов приглашаются знатоки богословской литературы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий и другие. В 1653 г. земные поклоны заменены поясными, вместо двух пальцев велено кре­ститься тремя; слово «алилуия» произносится не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя стали не «по солнцу», а «против солнца»; внесены изменения в церковную и монашескую одежду; иконы и книги исправляются в соответствии с греческими образцами (при Оружейной палате готовят специальных мастеров-иконописцев, Печатный двор начинает перепечатывать церковные книги) и т.д.. «Ревнители благочестия» попытались протестовать против реформы, но в 1656 г. были осуждены церковным собором, многие арестованы и сосланы.

В 1658 г. Никон, поссорившись с царем, удалился в Новоиерусалимский монастырь и пригрозил оставить патриаршество. Алексей Михайлович, не без оснований видевший в Никоне не просто строптивого и надменного че­ловека, но противника усиления абсолютной власти царя, воспользовался случаем. Но лишь в 1666-1667 гг. церковный собор с участием восточных патриархов низвел Никона с патриаршества (он был отправлен в Ферапон­тов монастырь; потом переведен в Кирилло-Белозерскую обитель, где умер в 1681 г). В то же время, Большой московский собор 1666-1667 гг. одобрил реформы патриарха Никона, а всех не принявших реформы предал анафеме и объявил еретиками (они переданы в руки «градских властей», и осуждены по Уложению 1649 г. В 1681 г. Аввакум и другие «ревнители благочестия» были сожжены). В то же время, Собор подтвердил независимость духовной власти от светской. Был упразднен Монастырский приказ и отменена прак­тика суда светского учреждения над духовенством.

Эти постановления на некоторое время восстановили позиции духовен­ства и замедлили процесс «обмирщения» материальной и духовной жизни общества.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.