В живописи рубежа XVI-XVII вв. сложились два художественных направления: Годуновская школа и Строгановская школа. Большинство произведений первого направления исполнялось по заказу Бориса Годунова. Для них характерны следование монументальным образам Рублева и Дионисия, архаичность и эклектичность. Строгановская школа также получила свое название по имени заказчиков. Художники этого направления — Прокопий Чирин, Никита, Наза-рий, Федор и Истома Савины. Строгановская икона — небольшой по размерам молельный образ, драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства; характерная особенность — очень мелкое письмо, изощренность рисунка, богатство орнаментации, обилие золота и серебра.
Середина XVII в. — время борьбы двух различных эстетических воззрений. Выразителем одного из них стал Симон Ушаков. Свои взгляды на ико-нопйсание он выразил в сочинении «Слово к люботщательному иконного писания». Для него характерен фактический разрыв с древнерусской иконописной традицией, основное внимание направлено на художественную, эстетическую сторону работы. Наиболее известные иконы С.Ушакова — «Спас Нерукотворный», «Троица». Выразителем противоположных взглядов, защитником старой традиции стал протопоп Аввакум.
Происходят значительные изменения и во фресковой .живописи. Изображения мельчают, с большим трудом читаются на расстоянии, жанровые сценки переплетаются с затейливым орнаментом. Отличительная черта — декоративизм, праздничность, постоянный интерес к человеку в его повседневной жизни, акцент в сюжетах Священного писания на красоте природы, труде человека. Примеры фресковой живописи этого периода — Ярославские фрески Гурия Никитина, Силы Савина, Дмитрия Григорьева-Плеханова; фрески церкви Троицы в Никитниках в Москве.
Светские росписи известны только по свидетельствам современников: Коломенский дворец, Грановитая палата (С. Ушаков, дьяк Клементьев).
В конце века появляются Парсуны (сохранились, например, парсуны, изображающие Скопина-Шуйского, Федора Иоанновича, Ивана IV). Это попытка портретного изображения приемами иконописи.
Церковный раскол.
Различные подходы к иконописи и церковной архитектуре явились отражением сложных процессов, происходивших внутри церкви. С одной стороны, государство стремилось уменьшить еще сохраняющуюся самостоятельность церкви и ограничить церковное землевладение. С другой стороны, внутри самой церкви возник определенный конфликт.
Существовали большие разногласия в церковных книгах, составе святых и порядке богослужения[31].
Не хватало грамотных церковнослужителей, к тому же их не слишком высоконравственное поведение стало постоянным предметом сатиры XVII в. Недовольство церковью со стороны прихожан росло, появлялись «беспоповские» ереси; челобитные, подаваемые на имя царя, свидетельствуют о многочисленных столкновениях (драки, избиения и т.д.) между священнослужителями и паствой. Сельское духовенство, испытывающее притеснения от церковных иерархов, нередко оказывалось тут солидарно с крестьянством не только в настроениях, но и в тактике. Иного рода оппозиция нарастала среди городского духовенства — оно пыталось бороться с архиерейским гнетом не «боем», а обличениями. В среде городского духовенства образовались в середине XVII в. кружки «ревнителей благочестия», которые боролись за очищение церкви «от скверны». Влиятельнее всех был московский кружок, организованный царским духовником протопопом Стефаном Вонифатьевым. К нему примкнули будущий патриарх Никон (в тот момент — архимандрит Новоспасского монастыря), И.Неронов, Ф. Ртищев, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и др. Сблизившись с молодым царем Алексеем Михайловичем, они убедили его в необходимости церковных преобразований — было издано несколько указов, исправляющих порядок церковной службы (например, многогласие заменялось на единогласие), но провести эти реформы в масштабах всей страны не удалось.
В 1652 г. Никон становится патриархом и предпринимает реальные шаги к реформированию церкви. К этому моменту его взгляды претерпели некоторое изменение. «Ревнители благочестия» желали по возможности вернуться к старой русской традиции. Усиление же церковно-политических связей с южнославянскими странами, укрепление престижа русской православной церкви требовали унификации обрядов по единым греческим образцам. Для перевода церковных книг и унификации обрядов приглашаются знатоки богословской литературы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий и другие. В 1653 г. земные поклоны заменены поясными, вместо двух пальцев велено креститься тремя; слово «алилуия» произносится не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя стали не «по солнцу», а «против солнца»; внесены изменения в церковную и монашескую одежду; иконы и книги исправляются в соответствии с греческими образцами (при Оружейной палате готовят специальных мастеров-иконописцев, Печатный двор начинает перепечатывать церковные книги) и т.д.. «Ревнители благочестия» попытались протестовать против реформы, но в 1656 г. были осуждены церковным собором, многие арестованы и сосланы.
В 1658 г. Никон, поссорившись с царем, удалился в Новоиерусалимский монастырь и пригрозил оставить патриаршество. Алексей Михайлович, не без оснований видевший в Никоне не просто строптивого и надменного человека, но противника усиления абсолютной власти царя, воспользовался случаем. Но лишь в 1666-1667 гг. церковный собор с участием восточных патриархов низвел Никона с патриаршества (он был отправлен в Ферапонтов монастырь; потом переведен в Кирилло-Белозерскую обитель, где умер в 1681 г). В то же время, Большой московский собор 1666-1667 гг. одобрил реформы патриарха Никона, а всех не принявших реформы предал анафеме и объявил еретиками (они переданы в руки «градских властей», и осуждены по Уложению 1649 г. В 1681 г. Аввакум и другие «ревнители благочестия» были сожжены). В то же время, Собор подтвердил независимость духовной власти от светской. Был упразднен Монастырский приказ и отменена практика суда светского учреждения над духовенством.
Эти постановления на некоторое время восстановили позиции духовенства и замедлили процесс «обмирщения» материальной и духовной жизни общества.