Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика эксперимента и порядок выполнения работы



Опыт 1. Определение величины рН в зависимости от концентрации ионов водорода в растворе.

Налейте в пробирку примерно на одну треть ее высоты 2,0 н раствор соляной кислоты HCl, в другую пробирку - такое же количество 2,0 н раствора гидроксида натрия NaOH и в третью - дистиллированной воды. Слегка наклонив пробирку с кислотой, опустите в нее на несколько секунд полоску универсальной индикаторной бумаги. Смочив бумагу, выньте ее и сразу же сравните окраску сырой бумаги с цветовой индикаторной шкалой, на которой указаны значения рН. Определив значение рН, укажите реакцию среды.

Аналогично проделайте опыт с 2,0 н раствором NaOH, а затем с водой. По индикаторной шкале также определите значения рН жидкостей в этих пробирках и сделайте заключение о реакции среды.

Опыт 2. Сильные и слабые электролиты.

1. Налейте в одну пробирку примерно на треть ее высоты раствор соляной кислоты HCl, в другую - столько же раствора уксусной кислоты СН3СООН. Для сравнения силы кислот берутся растворы одинаковой концентрации (2 н). В обе пробирки бросьте по кусочку цинка ( по возможности одинакового размера). Какой газ выделяется в пробирках? Напишите уравнения протекающих реакций в молекулярном и ионном виде. В какой пробирке процесс идет более энергично? От концентрации каких ионов в растворе зависит скорость выделения данного газа? В растворе какой кислоты концентрация этих ионов выше, то есть какая кислота сильнее? Сравните ваши выводы с табличными данными, характеризующими степень диссоциации соляной и уксусной кислот.

2. Аналогично проверьте силу гидроксидов. С этой целью в две пробирки налейте по равному объему раствора хлористого кальция CaCl2. Затем в одну из них добавить немного 2 н раствора гироксида натрия NaOH, в другую - столько же 2 н раствора гидроксида аммония NH4OH. Что наблюдается? Запишите свои наблюдения и сделайте вывод о силе этих электролитов. Свой вывод сравните с данными таблицы.

Опыт 3. Получение гидроксидов металлов и изучение их свойств.

Для получения гидроксидов металлов налейте в одну пробирку (на треть ее высоты или менее) раствора FeSO4 , в другую Al2(SO4)3 и добавьте в каждую из них небольшое количество раствора гироксида натрия NaOH до получения осадка (пипеткой не пользоваться).Если в одной из пробирок осадок не получился - значит, взято избыточное количество NaOH, с целью получения осадка опыт повторите. Затем каждый осадок разделите на две пробирки и изучите их свойства, их отношение к кислоте и к щелочи.

Для этого подействуйте на одну часть осадка избыточным количеством раствора серной кислоты (или соляной), на другую часть - раствором гидроксида натрия, также взятом в избытке. Что наблюдается? Какой из полученных гидроксидов растворяется только в кислоте, а какой - и в гидроксиде натрия? Назовите гидроксид, обладающий амфотерными свойствами.

 

Опыт 4. Различие между двойной и комплексной солями.

В пробирку к небольшому количеству хлорида железа FeCl3 добавьте немного раствора роданида калия KCNS. Что наблюдается? Напишите молекулярное и ионное уравнения реакций. Суть данной реакции сводится к взаимодействию ионов Fe3+ и CNS- , в результате чего образуется слабодиссоциирующая растворимая соль Fe(CNS)3 , обладающая характерной окраской. Следовательно, ион CNS- является характерным ионом на ион Fe3+.

Используя это, предлагается определить, какая из солей NH4Fe(SO4)2 или K3[Fe(CN)6] является двойной и какая комплексной. Для этого в одну пробирку налейте раствор NH4Fe(SO4)2, а в другую - K3[Fe(CN)6] и в каждую из них прилейте раствор KCNS. Что наблюдается в этих пробирках? Напишите молекулярные и ионные уравнения этих реакций. В каком соединении обнаруживается ион Fe3+? В каком соединении этот ион связан в виде комплексного иона?

 

Опыт 5. Направление протекания реакций в растворах электролитов

а) Образование труднорастворимых веществ.

В три пробирки внесите небольшое количества: в одну - раствор хлорида железа FeCl3 , в другую нитрата свинца Pb(NO3)2, в третью - сульфата меди. Добавьте в первую пробирку немного раствора гидроксида натрия NaOH, во вторую - раствора KI и в третью - гексацианоферрата(П) калия K4[Fe(CN)6].

Наблюдайте образование осадков, отметьте их цвет. Напишите молекулярные и ионные уравнения этих реакций. В каком направлении протекают эти реакции?

б) Образование газообразных веществ.

В пробирку налейте примерно на одну четверть ее высоты раствора хлорида аммония NH4Cl, добавьте раствор NaOH. Определите по запаху выделение аммиака.

Напишите уравнения реакций между взятыми электролитами, а также уравнение разложения NH4OH на аммиак и воду.

 

Опыт 6. Смещение равновесия диссоциации слабого электролита при введении одноименного иона.

В пробирку примерно на половину ее высоты налейте 2н раствор гидроксида аммония NH4OH, добавьте 1-2 капли фенолфталеина. Как окрашивается фенолфталеин под влиянием гидроксидионов ОН-, имеющихся в растворе.

Содержимое пробирки разлейте на две части, одну пробирку с раствором NH4OH оставьте в качестве контрольной, в другую добавьте небольшое количество кристаллического хлорида аммония NH4Cl. Перемешайте раствор стеклянной палочкой и сравните цвет полученного раствора с окраской раствора в контрольной пробирке. На увеличение или уменьшение концентрации ионов ОН- указывает изменение окраски раствора?

Напишите уравнение диссоциации NH4OH и NH4Cl.

На основании принципа Ле Шателье объясните смещение равновесия диссоциации NH4OH при добавлении к нему хлорида аммония.

Увеличилась или уменьшилась при этом диссоциация?

Опыт 7. Зависимость степени электролитический диссоциации от концентрации электролита.

В данном опыте используется концентрированная H2SO4 , которая хранится в небольшой склянке в вытяжном шкафу.

Налейте в сухую пробирку, не пользуясь пипеткой, на высоту 1 см концентрированной H2SO4 , бросьте в нее кусочек цинка. Что наблюдается? Концентрированная H2SO4 является слабым электролитом, то есть диссоциация ее с отщеплением ионов Н+ протекает незначительно, поэтому реакция кислоты с цинком протекает в малой степени. Далее необходимо проверить, как реагирует с цинком разбавленная кислота. Для этого содержимое пробирки осторожно перенесите в другую пробирку, заполненную примерно на одну треть ее высоты водой (нельзя лить воду в кислоту!Почему?) Что наблюдается? Сделайте вывод о зависимости электролитической диссоциации от концентрации электролита в растворе.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Работа оформляется в виде письменного отчета, который заносится в лабораторный журнал. В отчете указывается общее название работы, дается краткое теоретическое обоснование ее. Обязательно нужно записать название каждого опыта и привести уравнения всех проделанных реакций в молекулярном и ионном виде, отметить результаты наблюдений и сделать необходимые выводы (ответить на все поставленные вопросы).

Время, отведенное на лабораторную работу

Подготовка к работе 1,5 акад. ч.
Выполнение работы 1,0 акад. ч.
Обработка результатов эксперимента и оформление отчета 0,5 акад. ч.
Итого: 3,0 акад. ч.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций между веществами: CH3COOH и NaOH, Mg(OH)2 и H2SO4, Al(OH)3 и NaOH, FeSO4 и H2S.

2. Подберите молекулярные уравнения, которые соответствовали бы следующим ионным:

NH+4 + OH- = NH4OH,

HCO-3 + 2H+ = CO2 + H2O,

CaCO3 + 2H+ = Ca2+ + CO2 + H2O,

ZnOH+ + 2H+ = Zn2+ + H2O.

3. Запишите уравнения электролитической диссоциации угольной кислоты и карбоната натрия. Объясните, в каком случае диссоциация протекает: а) обратимо; б) ступенчато.

 

литература

 

1. Глинка Н.Л. Общая химия.-Л.: Химия, 1987.

2. Курс общей химии/ Коровин Н.В., Масленникова Г.Н. и др. - М.: Высшая школа, 1990.

3. Лучинский Г.П. Курс химии. -М.: Высшая школа, 1985.

4. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. - Л.:Химия, 1987.

5. Лабораторные работы по химии: Учебн. пособие для вузов / под ред. Н.В.Коровина - М: Высшая школа, 2001.

 

 

Приложение 1

Константы диссоциации некоторых кислот

Название кислоты Формула Константа диссоциации
Азотистая НNO2 4×10-4
Марганцовистая H2MnO4 ~10-1
Серная H2SO4 K2=1,2×10-2
Сернистая H2SO3 K1=1,7×10-2 ; K2=6,3×10-8
Сероводородная H2S K1=1,1×10-7 ; K2=1,0×10-14
Синильная HCN 7,9×10-10
Угольная H2CO3 K1=4,45×10-7 ; K2=4,8×10-11
Уксусная CH3COOH 1,75×10-5
Фосфорная (орто) H3PO4 K1=7,5×10-2; K2=6,3×10-8; K3=1,3×10-12
Фтористоводородная HF 6,61×10-4
Хлористая HClO2 1,1×10-2
Хлорноватистая HclO 5,0×10-8

 

Приложение 2

Константы нестойкости некоторых комплексных ионов

Комплекс Константа Комплекс Константа
[Ag(CN)2]- 1,4×10-20 [Cu(NH3)4]2+ 9,3×10-13
[Ag(NH3)2]+ 5,9×10-8 [Fe(NH3)4] 2+ 2,0×10-4
[Ag(SiO2)2] - 1,5×10-9 [Ni(NH3)4] 2+ 3,4×10-8
[HgI4]2- 1,5×10-3 [Zn(NH3)2] 2+ 2,0×10-9

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.