Безусловно, роль принятия христианства в развитии русской культуры очень велика. В частности, некоторые убеждены, что письменность у восточных славян появляется благодаря христианским миссионерам. До сих пор этот вопрос является дискуссионным. Есть отдельные свидетельства о попытках записать славянские слова греческими буквами; о наличии своей системы знаков письменности (черт и рез), о проникновении на Русь глаголического алфавита во II половине IX в. и т.д. И действительно, братья-миссионеры Кирилл и Ме-фодий видели в 60-е годы IX в. Евангелие, написанное славянскими буквами. К середине Х в. относится и первая надпись кириллицей на найденном в 1949 г. во время раскопок в Гнездове (под Смоленском) обломке горшочка.
В 1951 г. в Новгороде обнаружены первые берестяные грамоты, а в 1981 г. была найдена берестяная грамота середины XI в. с азбукой, состоящей из 32 букв.
Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит, который, в свою очередь, был впоследствии переработан в кириллицу. Глаголица имела некоторое хождение для тайнописи, но довольно быстро вышла из обращения.
Литература.
С распространением письменности связано и развитие литературы. От домонгольского времени до нас дошли 150 книг, как переводных, так и принадлежащих русским авторам.
В первую очередь, это религиозные и богословские произведения. Со значительной частью религиозных текстов русский читатель знакомится благодаря миссионерам Кириллу и Мефодию и их последователям. При этом религиозные тексты переписывались как целиком, так и в виде сборников отдельных проповедей. До нас дошло, например, переписанное в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира Евангелие («Остромирово Евангелие»). Помимо религиозных текстов, на Русь проникла некоторая часть сочинений, посвященных толкованию различных церковных догматов. Замечено, что в XI в. на Руси почти не переводили современных византийских авторов, отдавая предпочтение богословам раннего христианства. Появляются и собственные богословские сочинения (например, «Исповедание веры» митрополита Иллариона (1051), «Стя-зание с латиной» митрополита Георгия (1060-е гг.), «Слово о вере христианской и о латинской» игумена Печерского монастыря Феодосия (ок. 1068 г.) и т.д.). Появление такого рода сочинений именно в это время объясняется не только
расхождением между Римом и Константинополем, но и стремлением Киевской митрополии добиться большей независимости от Константинополя. Большой популярностью пользовались также «апокрифы» — не признанные ортодоксальной церковью произведения, трактующие отдельные библейские и евангельские сюжеты (например, «Сказание, как сотворил Бог Адама», «Слово об Адаме и о Христовом воплощении», «Хождение Богородицы по мукам» и т.д.). Влияние апокрифов сильно ощущается и в «Повести временных лет», и в других древнерусских произведениях.
Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали «жития». Одним из первых образцов этого жанра стали сочинения Нестора «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия» (основателя Киево-Пеаерского монастыря).
В XII в. появляется новый жанр — «хождения» (например, «Хождение» игумена Даниила в Палестину, совершенное в 1106-1108 гг. и др.)
Из других жанров можно упомянуть «слова» (в этом жанре объединяются достаточно разнообразные по содержанию произведения, такие, например, как «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (ок. 1049), «Слово» Даниила Заточника князю Ярославу Владимировичу, «Слово о полку Игореве» и т.д.), «поучения» и «послания».
В I половине XI в. сложилось летописание. Летописи представляли собой погодное изложение событий, включая самые разнообразные сведения, рассуждения авторов, проповеди и богословские тексты. Предположительно первый подробный летописный свод был начат при Владимире I в 996 г., однако он не сохранился. Древнейшая из дошедших до нас — «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 г. Известны также Псковская, Новгородская, «Ипатьевская» (названа по месту обнаружения — в Ипатьевском монастыре под Костромой) и «Лаврентьевская» (названная в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя) летописи.