ВНИМАНИЕ. В файле для пакета КВАЗАР не должно быть текста.
4. Запуск КВАЗАРА и ввод данных в КВАЗАР
Запись данных в пакет KVAZAR выполняется для все лаб работ 1,2,3
Теперь после окончания подготовительного этапа запустим программу KVAZAR
КVAZAR\Kvazar.exe
Ø На экране появится рабочее окно Кvazar .
Ø Сообщите пароль: isit >> нажмите клавишу enter
Ø Дайте имя предстоящему сеансу работы с пакетом КВАЗАР: >>
Введите имя сеанса : 1111 >> нажмите клавишу enter
Ø Надо ли формировать выходной листинг-файл?
Выбираем : ДА >> нажмите клавишу enter
Ø Задайте имя листинга-файла:
Нажимаем F9. Записываем в отчет полное имя файла: listings\1111/lst .
>> нажмите клавишу enter
Ø Cобщите имя файла, содержащего массив обрабатываемых данных:
Нажимаем F9. Высвечивается пример. По образцу вводите полное имя файла с ВАШИМИ данными >> нажмите клавишу enter
Ø Представление данных в файле : символьное внутреннее
Выбираем символьное >> нажмите клавишу enter
Ø Число векторов в массиве?
Введите число записей (строк) в вашем файле, содержащего массив обрабатываемых данных >> нажмите клавишу enter
Ø Число признаков?
Введите 16 >> нажмите клавишу enter.
(для всех лабораторных работ число признаков всегда 16. )
Ø Есть ли у векторов имена?
ДА >> нажмите клавишу enter
Ø Время задержки кадра при выдаче результатов на экран ( в сек.):
5 >> нажмите клавишу enter
Рис. 3. Пример окна KVAZAR
Подготовленные ваши данные анализируются средствами пакета. Если в данных обнаружены будут ошибки в этом случае будут выданы соответствующие диагностические сообщения, например:
В СТРОКЕ N НЕРАЗРЕШЕННЫЙ СИМВОЛ X,
k-Й ВВОДИМЫЙ ВЕКТОР СОДЕРЖИТ ЧИСЕЛ ВМЕСТО
В СТРОКЕ ДЕСЯТИЧНАЯ ТОЧКА НЕ НА МЕСТЕ,
В СТРОКЕ ЧИСЛО НЕ СОДЕРЖИТ ДЕСЯТИЧНОЙ ТОЧКИ,
И т.д.
Необходимо записать сообщения и выйти из КВАЗАРА >> нажмите клавишу ESC.
Устранив ошибки, выявленные программой ввода, можно повторно обратиться к пакету с тем же заданием. Поскольку программа ввода осуществляет лишь самый простой контроль. состоящий в основном в выявлении синтаксических ошибок и проверки длины векторов рекомендуется перед работой с пакетом еще раз проверить входные данные.
Вернуться на п1- ввод данных КВАЗАР.
Если у вас нет ошибок в файле с данными, то выйдет сообщение
Ø Массив данных может быть записан в новый файл во внутреннем представлении. Сделать это?
НЕТ >> нажмите клавишу enter
Ø Выйдет главное меню пакета
Ошибок в ваших данных КВАЗАР не нашел.
Поэтому мы готовы, чтобы начать выполнять наши лабораторные работы.
Для выполнения задачи обучения без учителя (лаб раб 1) необходимо выполнить пункты 4 и 5 в Главном меню, т.е. таксономию (кластер- анализ) векторов и таксоно мию (кластер- анализ) признаков. Смотри опыт 2. (стр 10)
Для выполнения задачи информативности признаков (лаб раб 2) и задачи обучения с учителем (лаб раб 3) необходимо выбрать пункт 6 (дискриминантный анализ). Смотри опыт 3. (стр 10)
Опыт 2. Задача обучения без учителя.
Задача таксономии
Таксономический анализ или задача обучения без учителя может быть, полезен на стадии проверки и предварительной обработки данных, и провести его имеет смысл, даже если задача таксономии как таковая не была поставлена.
В частности, такой анализ позволяет выявить наличие одинаковых векторов, указать наиболее типичные, а так же, наоборот, уникальные, не похожие на все остальные векторы и т.д. Иногда при рассмотрении результатов таксономии выявляются интересные, требующие внимательного изучения и объяснения ситуации, когда в один таксон оказываются включенными векторы, соответствующие непохожим, по мнению специалистов, реальным объектам и наоборот.
Для выполнения задачи обучения без учителя необходимо последовательно выполнить пункты 4 и 5 в Главном меню, т.е. таксономию (кластер- анализ) векторов и таксономию (кластер- анализ) признаков.
выбираем 4п – ТАКСОНОМИЯ ВЕКТОРОВ >> нажмите клавишу enter
Ø
Ø НА ВСЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕМ ДА >> нажмите клавишу enter
На экране выделены (посвечены ) Ваши ответы. После каждого ответа нажмите клавишу enter.
Ø Нажимаем ENTER пока не выйдем на ГЛАВНОЕ МЕНЮ.
Если ВЫ проскочили ГЛАВНОГО МЕНЮ, то необходимо нажимать ESC до появления ГЛАВНОГО МЕНЮ.
Аналогично выполняете 5п - ТАКСОНОМИЯ ПРИЗНАКОВ
После того, как вы выполнили п4 и п5 необходимо:
1. записать в отчете ИМЯ сеанса;
2. найти файл результатов KVAZAR\LISTING\Имя Сеанса.lst;
3. рекомендуется сохранить файл данных и файл результатов на своей флешке (KVAZAR\LISTING\Имя Сеанса.lst и
KVAZAR\DATA\Имя cеанса.dat )
Перейти к анализу результатов задачи таксономии. Смотри опыт 5.
Лабораторные работы № 2-3.
Задача выделения информативных признаков и задача обучения с учителем распознавания рукописных букв
Данные лабораторные работы обычно выполняются вместе друг с другом.
Ø Выбрать п6 Дискриминантный анализ в Главном меню пакета нажмите клавишу enter.
Ø 1. Решение задачи обучения по прецедентам нажмите клавишу enter.
Ø Задайте количество классов: 2 нажмите клавишу enter.
Ø Укажите номера векторов 1-го класса:
Ø 1-xxx. нажмите клавишу enter.
Число ххх – последняя запись 1-го образа,берем из отчета. Точка в конце обязательна. Например, первый образ расположен с 1 записи по 16 запись, включительно.
Ø Укажите номера векторов 2-го класса:
Ø XXX1 – YYY. нажмите клавишу enter.
Число ххх1 – это первая запись 2-го класса (образа), берем из отчета. Число YYY – это последняя запись 2-го класса (образа), берем из отчета. Точка в конце обязательна. Например, второй образ расположен с 17 записи по 29 запись, включительно
Указываем расположение записей контрольной выборки.
Ø Есть ли необходимость выполнения рабочего распознавания с помощью полученных решающих правил?
· ДА нажмите клавишу enter.
ВНИМАНИЕ. Если вы ответите НЕТ, то Лабораторную работу 3 приидется ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ.
Ø Укажите номера векторов, которые должны распознаваться:
· YYY+1 – ttt. нажмите клавишу enter.
Число YYY+1 – это первая запись контрольной выборки , берем из отчета. Число ttt – это последняя запись контрольной выборки, берем из отчета. Точка в конце обязательна. Например, контрольная выборка расположена с 30 записи по 40 запись, включительно.
Начинаем выполнять лабораторную работу № 3 . Задача поиска информативных (существенных) признаков.
Ø Вы будете работать со всеми признаками?
· ДА нажмите клавишу enter.
Ø Есть ли необходимость в анализе информативности признаков?
· ДА нажмите клавишу enter.
Ø Сколько лучших признаков Вы предполагаете оставить для обучения?
Максимальное число лучших информативных признаков определяем из следствия теоремы Вапника.
RR = < Объем обучающей выборки/3 – целое число.
ВНИМАНИЕ. Необходимо выбрать целое число меньше Максим. число инфор. признаков . Результаты вычислений и выбора записать в отчет.
ВНИМАНИЕ. Если этот критерий Вапника не выполняется, то могут быть любые результаты. Лабораторные работы 2 и 3 переделываются.
· RR нажмите клавишу enter.
Ø Обучение будем производить с контролем на проверочной выборке?
· ДА нажмите клавишу enter.
Ø Разбиение множества векторов на обучающую и проверочную выборки будет производиться:
· а) по результатам таксономии нажмите клавишу enter.
Ø Сколько процентов векторов Вы хотите включить в проверочную выборку?
· 10 нажмите клавишу enter.
Ø Выберите метод решения задачи обучения:
Необходимо последовательно выполнить все 4 метода. Начинаем выполнение с 4п Метод потенциальных функций и подымаемся вверх 3,2,1п.
Метод потенциальных функций
· 4п Метод потенциальных функций нажмите клавишу enter.
· На экране подсвечены (выделены) ваши ответы. После каждого ответа нажимать клавишу enter.
Обучение методом потенциалов начало выполняться. Вам выдается информация,которая одновременно пишется в выходной файл ( листинг). Подождите. пока не выйдет ГЛАВНОЕ МЕНЮ.
· На экране подсвечены (выделены) ваши ответы. После каждого ответа нажимать клавишу enter.
· На экране подсвечены (выделены) ваши ответы. После каждого ответа нажимать клавишу enter.
· На экране подсвечены (выделены) ваши ответы. После каждого ответа нажимать клавишу enter.
Обычно, реальные задачи РО редко линейно разделяются.
Завершение работы с пакетом
Анализ листингов 1-3
Лабораторная работа 1
Таксономия векторов
В отчеты вы должны:
1. предоставить файл результатов (листинг);
2. построить для выбранного R0 структуру таксонов;
3. выделить существенные вектора;
4. оценить по шкале Оценки Интеллектуальных задач результаты данной работы.