Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕГИИ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ



Формирование коллегии присяжных заседателей проходит в закрытом судебном заседании с участием явившихся кандидатов и состоит из нескольких этапов.

1. Доведение председательствующим до сведения кандидатов в присяжные за- седатели в кратком вступительном слове сведений: о составе суда и сторон; сущно- сти уголовного дела; предполагаемой длительности судебного разбирательства; за- дач, стоящих перед присяжными заседателями, и условий их участия в рассмотрении данного уголовного дела. Кроме того, председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопро- сы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с други- ми участниками уголовного судопроизводства.

2. Опрос председательствующим кандидатов в присяжные заседатели о нали- чии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела, и освобождение от исполнения обязанностей при- сяжных заседателей лиц:

— не достигших к моменту составления списков кандидатов в присяжные засе- датели возраста 25 лет;

— имеющих непогашенную или неснятую судимость;

— признанных судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;


 

— состоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансе- ре в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

— подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;

— не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство;

— имеющих физические или психические недостатки, препятствующие полно- ценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Лица, названные в первых четырех пунктах данного перечня, не могут быть вклю- чены в общие и дополнительные списки кандидатов в присяжные заседатели, а если все же оказались в них, то исключаются высшим исполнительным органом государ- ственной власти субъекта РФ. Дело в том, что данные об этих лицах содержатся в со- ответствующих учетах и легко доступны исполнительному органу государственной власти при формировании общих и запасных списков. Три последние категории лиц имеют признаки, которые обычно не могут быть оперативно выявлены высшим орга- ном исполнительной власти субъекта РФ (привлечение лица в качестве обвиняемого или подозреваемого) или требуют непосредственного восприятия и оценки в суде, по- этому не допускаются к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела именно при составлении в суде предварительного списка кандидатов в присяжные.

Однако и при обнаружении секретарем судебного заседания, помощником судьи или судьей лиц, обладающих признаками, названными в пунктах 1—4, они также не включаются в предварительный список кандидатов и не допускаются к участию в рас- смотрении судом конкретного уголовного дела.

В соответствии с п. 1—2 ст. 7 Федерального закона от 20.08 2004 № 113-ФЗ

«О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Фе- дерации» граждане, оказавшиеся в общем или запасном списке кандидатов в присяж- ные заседатели, исключаются из них высшим исполнительным органом государствен- ной власти субъекта РФ в случаях:

1) выявления обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3 названного Закона;

2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препят- ствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

— лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

— лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по со- стоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

— лицом, достигшим возраста 65 лет;

— лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

— военнослужащим;

— судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание, сотрудником органов внутренних дел, органов по кон- тролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судеб- ных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнитель- ной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

— священнослужителем1.

 

1 См. Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».


 

Все эти лица также в обязательном порядке не допускаются к исполнению обя- занностей присяжных заседателей и в суде и не включаются в предварительный спи- сок кандидатов либо исключаются из него.

Кроме того, по усмотрению председательствующего могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжного заседателя по их устному или письменному заявлению следующие лица, подавшие письменное заявление о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя:

— лица старше 60 лет;

— женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;

— лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;

— лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может на- нести существенный вред общественным или государственным интересам;

— иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном засе- дании.

Решение по данному вопросу принимается судьей в соответствии при формиро- вании коллегии присяжных заседателей лишь после заслушивания мнения сторон.

3. Разрешение самоотводов кандидатов в присяжные заседатели. Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе и по собственной инициативе указать на причины, препятствующие исполнению им обя- занностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод в связи с обстоятель- ствами, препятствующими его участию в рассмотрении данного уголовного дела. По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности их участия в су- дебном разбирательстве заслушиваются мнения сторон, после чего председательству- ющий судья принимает решение по заявленному ходатайству. Кандидаты в присяж- ные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаля- ются из зала судебного заседания.

4. Разрешение мотивированных отводов, заявленных сторонами кандидатам в присяжные заседатели. Председательствующий предоставляет сторонам возмож- ность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих уча- стию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. Сторона защиты первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели, сторо- на обвинения — второй. Однако сторону могут представлять несколько участников — в таком случае они по договоренности между собой устанавливают очередность уча- стия в опросе.

После окончания опроса кандидатов в присяжные заседатели начинается обсуж- дение кандидатов в той последовательности, в которой они указаны в предваритель- ном списке. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. Мотивированный отвод присяжному за- седателю может быть заявлен государственным обвинителем, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями, подсудимым, его законным представителем и защитником по обстоятельствам, препятствующим участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного


 

дела. Стороны передают председательствующему мотивированные письменные хо- датайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются постановлением судьи, которое выносится им без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка. Пред- седательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение и до сведения кандидатов в присяж- ные заседатели, — но это делается не для того, чтобы отведенные кандидаты в при- сяжные заседатели могли выдвинуть свои возражения против оснований отвода, так как решение об их отводе уже состоялось. Дело в том, что технически неудобно сооб- щать только сторонам о содержании решения судьи по отводам, изолировав от этого присяжных, учитывая, что они также находятся в данный момент в зале судебного заседания. Однако в том случае, если основания решения об отводе таковы (слишком одиозны, интимны и т.п.), что могут отрицательно повлиять на общее моральное со- стояние остальных присяжных или причинить ущерб достоинству отведенного кан- дидата, председательствующий не должен доводить содержание своего решения до сведения присяжных, а, удалив последних на это время из зала, сообщить о нем лишь сторонам.

5. Пополнение списка кандидатов в присяжные заседатели. Этот этап является факультативным и имеет место лишь в том случае, если в результате освобождения кандидатов председательствующим, рассмотрения вопросов о самоотводах и моти- вированных отводах осталось менее 18 кандидатов в присяжные заседатели. Тогда председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове в суд кандида- тов в присяжные заседатели. Если же количество кандидатов в присяжные заседате- ли, оставшихся в итоге всех названных действий, составит, наконец, 18 или более, то председательствующий предоставляет сторонам возможность реализовать их право на немотивированные отводы присяжных заседателей.

6. Разрешение немотивированных отводов, заявленных сторонами кандидатам в присяжные заседатели. Немотивированный отвод имеет целью устранение канди- датов в присяжные заседатели, которые, по мнению заявителя отвода, могут оказать- ся тенденциозными даже при отсутствии конкретных фактов их необъективности и предвзятости, которые могли бы служить в качестве мотивов для отвода. Причина- ми для немотивированного отвода могут быть любые общие соображения, касающи- еся индивидуальных особенностей того или иного из присяжных (например, подо- зрения в психологической нетерпимости, склонности к скоропалительным решениям). Немотивированный отвод может быть заявлен не всеми участниками, входящими в состав сторон, а только подсудимым или его защитником, а также государственным обвинителем. Немотивированный отвод может быть заявлен названными участника- ми лишь дважды (п. 2 ч. 5 ст. 327), т.е. двум кандидатам в присяжные заседатели. При этом не имеет значения, сколько обвинителей, подсудимых и защитников принимают участие с каждой из сторон,— в целом каждая из них имеет право на немотивирован- ный отвод только 2 кандидатов в присяжные заседатели. Однако если позволяет коли- чество неотведенных присяжных заседателей, председательствующий может предос- тавить сторонам право на равное число дополнительных немотивированных отводов. Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются путем вычерки- вания из полученного предварительного списка фамилий отводимых кандидатов в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему


 

без оглашения фамилий отводимых присяжных. Эти списки, а также мотивирован- ные ходатайства об отводе приобщаются к материалам уголовного дела.

Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, кото- рый согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного су- допроизводства со стороны обвинения.

После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяж- ные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию пред- седательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседа- тели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

7. Применение «правила 14», согласно которому в случае, если количество не- отведенных кандидатов в присяжные заседатели в итоге всех описанных выше дей- ствий превышает 14, то в протокол судебного заседания, по указанию председатель- ствующего, включаются 14 первых по списку кандидатов. Однако с учетом характера и сложности уголовного дела, по решению председательствующего, в протокол су- дебного заседания может быть включено большее количество запасных присяжных заседателей.

Если число оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в результате окажет- ся меньше 14, то недостающие кандидаты вызываются в суд дополнительно по запас- ному списку. В отношении вновь вызванных в суд кандидатов вопросы об их освобож- дении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в общем порядке. После выполнения всех указанных действий председательствующий объявляет результаты отбора присяжных заседателей, не оглашая оснований, по которым те или иные кандидаты в присяжные заседатели были исключены из списка. При этом он называет фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания. Первые 12 присяжных образуют коллегию присяжных заседате- лей по уголовному делу, а 2 (или более) последних участвуют в рассмотрении уголов-

ного дела в качестве запасных присяжных заседателей.

После завершения формирования коллегии присяжных заседателей председатель- ствующий предлагает 12 присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей места, спе- циально отведенные для них председательствующим. Нахождение присяжных заседате- лей в ходе разбирательства дела на иных местах в зале судебного заседания должно рас- сматриваться как существенное нарушение уголовно-процессуального закона.

Присяжные заседатели, образовавшие состав коллегии, удаляются в совещатель- ную комнату, где открытым голосованием по большинству голосов избирают своего старшину, который: а) руководит ходом совещания присяжных заседателей; б) по их поручению обращается к председательствующему с вопросами и просьбами; в) огла- шает поставленные судом вопросы, записывает ответы на них; г) подводит итоги го- лосования, оформляет вердикт и по указанию председательствующего провозглаша- ет его в судебном заседании. В избрании старшины участвуют только комплектные присяжные заседатели, без присутствия запасных.

После окончания формирования коллегии присяжных и до приведения присяж- ных заседателей к присяге возможен роспуск коллегии присяжных заседателей ввиду


тенденциозности ее состава. Стороны вправе заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого уголовного дела образованная коллегия присяжных заседателей в целом может оказаться неспособной вынести объективный вердикт. Заявление о тенденциозности образованной коллегии присяжных заседателей должно быть обо- сновано стороной. По сути, это мотивированный отвод всему составу присяжных, объективность которых вызывает у стороны сомнения вследствие обоснованного пред- положения о наличии у них предвзятого мнения; знания обстоятельств дела из непро- цессуальных источников, которое может повлиять на объективность присяжных засе- дателей, а также по другим причинам, связанным с особенностями рассматриваемого дела. Так, например, наличие в местности, где действует суд, напряженных отноше- ний на этнической почве может сказаться на объективности состава присяжных, если большинство из них принадлежит к иной этнической группе, чем подсудимый. Пред- седательствующий не вправе распустить коллегию присяжных по данному основа- нию по своей инициативе — последняя может исходить только от сторон. Постанов- ление председательствующего по разрешению заявления о тенденциозности коллегии присяжных должно быть мотивированным. Если заявление будет признано обосно- ванным, то председательствующий распускает коллегию присяжных заседателей и заново возобновляет всю подготовку к рассмотрению уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

В материалах уголовного дела могут содержаться сведения, составляющие госу- дарственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении.

После избрания старшины присяжных заседателей председательствующий пред- лагает присяжным заседателям принять присягу и зачитывает им ее текст: «Приступая к исполнению ответственных обязанностей присяжного заседателя, торжественно кля- нусь исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотрен- ные в суде доказательства, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправды- вая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку». Принятие присяги состоит в том, что каждый заседатель (в том числе и запасные) на обращение к нему председательствующего отвечает:

«Я клянусь». Принесение присяги служит одной из существенных гарантий добро- совестного и объективного отношения присяжных к исполнению своих обязанностей. При отказе присяжного принять присягу он отстраняется председательствующим от участия в судебном заседании и заменяется запасным заседателем. О принятии при- сяги делается отметка в протоколе судебного заседания. Все присутствующие в зале суда выслушивают текст присяги и ее принятие стоя. Затем председательствующий разъясняет присяжным заседателям их права и обязанности.

Коллегия присяжных заседателей, образованная в результате названных проце- дур, на протяжении дальнейшего судебного разбирательства уже не может быть изме- нена. Исключение составляют лишь случаи, когда в ходе судебного разбирательства выяснится, что кто-либо из присяжных заседателей не может продолжать участвовать в судебном заседании (например, по состоянию здоровья) или отстраняется судьей от участия в судебном заседании ввиду неисполнения им своих обязанностей. Тогда он заменяется запасным присяжным заседателем. Если невозможность участия в судеб- ном заседании кого-либо из присяжных заседателей выявится во время вынесения вер-


 

дикта, то присяжные заседатели должны вернуться в зал судебного заседания, где пред- седательствующий решает вопрос о замене присяжного заседателя и пополнении кол- легии из числа запасных. После этого присяжные удаляются для дальнейшего обсуж- дения вердикта. Замена выбывшего комплектного присяжного заседателя запасным не влечет за собой возобновления судебного следствия, поскольку все присяжные (как комплектные, так и запасные) имеют в судебном разбирательстве одинаковые права, в том числе право участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы доп- рашиваемым лицам через председательствующего, участвовать в осмотре веществен- ных доказательств, документов и производстве иных следственных действий и т.д.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.